Типы профессий и соответствующие им склонности учащихся
№ п/п | Главный ведущий предмет труда | Примеры отдельных профессий | Название типов профессий | Склонности учащихся |
Живые организмы, биологические, микробиологические процессы | Полевод, животновод, зоотехник, ветеринарный врач, агроном | «Человек природа» | Инициативные занятия на станциях юных натуралистов при зоопарках, в кружках, любовь к лабораторно- практическим работам по биологии, работа на пришкольном участке, огороде, в саду, уход за животными, сбор гербария, коллекций и т.п. | |
Технические системы предмета (технические и неживые материалы, энергия) | Слесарь, монтажник конструкций, токарь, радиомеханик, инженер-технолог | «Человек – техника» | Любовь к лабораторно- практическим работам по физике, химии, электротехнике, к урокам труда, участие в занятиях технических кружков моделирования, ремонте бытовой техники и др. | |
Люди, коллективы, группы | Официант, продавец, медсестра, преподаватель, воспитатель, инженер, организатор | «Человек – человек» | Нравится шефская воспитательная работа с младшими школьниками, выполнение общественно- организационной работы среди сверстников, занятия с малышами (дома, во дворе, в детском саду). На уроках литературы и истории любит анализировать образы литературных героев, исторических личностей, поведение окружающих | |
Условные знаки, коды, естественные или искусственные языки | Наборщик, корректор, стенографистка- машинистка, бухгалтер, программист, экономист, ученый- теоретик | «Человек – знаковая система» | Любит выполнять вычисления, подсчеты, чертежи, схемы, карты, графики, решать примеры, задачи, вести картотеки, систематизировать различные сведения, вести дневник наблюдений и т.п. | |
Художественные образы | Маляр, копировщик рисунков, художник- оформитель, музыкант- исполнитель, композитор, писатель, живописец | «Человек – художественный образ» | Любит выполнять задания на уроках рисования, в изостудиях. Охотно оформляет класс, школу, самостоятельно или на занятиях в спецшколе рисует, лепит, занимается музыкой и др. |
2.3. ОПГ (ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ)*
* См.: Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. С. 150–154.
Цель:определение склонностей и интересов личности.
Инструкция:внимательно прочитайте вопрос, на него вы должны дать 3 ответа. В ответе 1 показываете, насколько хорошо умеете делать то, что написано.
В ответе 2 выражаете свое отношение к этому действию, поступку (нравится, хочется, интересно это, нет).
В ответе 3 оцениваете, насколько бы вам хотелось выполнить это действие в вашей будущей профессии.
Свои ответы оцениваете в баллах от 0 до 2. Ваши ответы занесите в таблицу ответов: № клетки соответствует № вопроса в одной и той же клетке под а.
Если что-то не делали, то поставьте (-). Если в вопросе несколько действий, а вы умеете делать что-то хорошо, то оцениваете только это действие.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: часто, легко, систематически, сразу. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Каждому читать самому!
Человек–знак:вопрос 1,6,11 – гуманитарная работа с текстовой информацией;
сфера 16 – 21 – иностранная литература;
техническая сфера 26, 31, 36, 41 – профессиональная область, где основное – математические схемы, формулы, графики;
46 – любая знаковая информация, общая профессиональная пригодность.
Человек–техника:2, 7, 12 – умение и интерес к физическим, химическим процессам;
17, 22, 27 – ручная умелость в технической области, знание техники;
32, 37, 42, 46 – общие способности для этой сферы.
Человек–природа:3, 8, 13, 18 – работа с растительными организмами;
23,28,33,38 – животные организмы;
43, 48 – общие качества.
Человек–художественный образ:4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39 – специальные творческие способности, относящиеся к различным сферам творчества;
44, 49 – общие качества для этой сферы.
Человек–человек:все вопросы, где отражены качества, необходимые во многих профессиях этой сферы.
Вопросы
1. Систематизировать текстовый материал (делать вырезки из книги и т.п.).
2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, разбираться в приборе и др.).
3. Длительное время (более одного года) самостоятельно выращивать какие-либо растения дома, в кружке.
4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать интересные сочинения на свободную тему.
5. Управлять своими эмоциями, настроением, поведением (не показывать плохого настроения, не отвечать грубостью).
6. Выделять из текста основные положения и представлять их в виде логически связанного краткого конспекта, плана, нового текста.
7. Решать задачи по физике, разбираться в физических процессах и закономерностях.
8. Вести регулярное наблюдение за развивающимися растениями.
9. Мастерить своими руками красивые изделия.
10. Спокойно, терпеливо объяснять кому-либо, что он хочет знать.
11. В работах по русскому языку быстро и легко находить ошибки.
12. Разбираться в химических процессах, решать задачи по химии.
13. Знать названия растений, свободно отличать одно растение от другого.
14. Создавать разные произведения изобразительного искусства.
15. Много и часто общаться с различными людьми.
16. Запоминать иностранные слова, фразы.
17. Отлаживать механизмы, ремонтировать электроприборы.
18. Терпеливо, планомерно выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений.
19. Сочинять музыку, песни.
20. Внимательно, не перебивая выслушивать людей.
21. Без трудностей работать с иностранным текстом.
22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру.
23. Самостоятельно выращивать животное.
24. Разыгрывать роли, декламировать прозу.
25. Легко увлекать игрой, делом детей младшего возраста.
26. Сравнительно легко запоминать формулы, законы, цифровую информацию.
27. Чинить, отлаживать предметы быта.
28. Ухаживать без напоминания за животным (кормить, лечить, обучать).
29. Критически оценивать произведения искусства, всегда чувствовать, что сделано талантливо.
30. Организовывать людей на дела, мероприятия.
31. Выполнять задания по математике.
32. Выполнять работу, требующую хорошей координации движений и ловкости рук.
33. Сразу замечать изменения в повадках выращиваемого животного.
34. Играть на музыкальных инструментах, исполнять песни, танцевать.
35. Выполнять работу, требующую контактов со множеством разных людей.
36. Строить таблицы, сравнивать цифровые показатели.
37. Конструировать модели.
38. Хорошо разбираться в породах животных, знать их повадки.
39. Создавать новые, оригинальные модели одежды, прически, украшений.
40. Влиять на людей, управлять ими.
41. Работать с картами, составлять чертежи, графики.
42. Решать головоломки, представлять расположение предметов или фигур в пространстве.
43. Направленно (а не случайно) познавать мир природы из журналов, книг.
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.
45. Легко вступать в разговор, находить интересную тему.
46. Аккуратно выполнять «бумажную» работу: писать, вычислять и т.д.
47. Выбирать наиболее рациональный способ решения задачи.
48. Выращивать растения или животное, не обращая внимание на физические неудобства.
49. Настойчиво работать, добиваясь совершенства в какой-либо сфере творчества.
50. Входить в положение другого человека, оказывать ему посильную помощь.
2.4. ВАША БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ*
* См.: Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. С. 154–159.
Инструкция: вам предлагается перечень предложений, характеризующих работу по вашей будущей профессии. Выберите один из вариантов окончания предложений, который подходит вашему мнению и отметьте в бланке ответов нижеследующей таблицы.
Материалы: анкета «Ваша будущая профессия», таблица противоречивых связей.
ТАБЛИЦА ПРОТИВОРЕЧИВЫХ СВЯЗЕЙ
№ вопроса | а | б | в | г | |||
1а – 13в | 5а – 10а, 12б, г, 13а, б | ||||||
1б – 13а, 4в, 6а, 13г | 5б – 10а, 13а, б | ||||||
1в – 2а, 9а, 13г, 16а, г, 17в | 5в – 10а | ||||||
1г – 2а, 13г, 16г, 17в | 5г – 6а, г, 10а, 116, 13г, 14а, 15а, 16а, г | ||||||
2а – 3в, г, 4г, 5г, 7г, 8г, 10б, в, г, 11в, г, 12в, г | 6а – 8г, 12г, 13а, в | ||||||
2б – 9г, 11 г, 13в, г, 15г, 16в, 17б | 6б – 12г, 13а | ||||||
2в – 13б, г, 16а, г, 17а, в | 6в – 7г, 8а, б, г, 10б, 11в, 12в, г, 13а, б | ||||||
2г – 13 г, 16а, г, 17а, в | 6г – 8а, 11а, в, 12а, в, г, 13а | ||||||
3а – 4г, 6г, 13б, в | 7г – 13г, 15а, 16а, г | ||||||
3б – 13г 3в – 13г, 17а, в | 8а – 9а 8в– 13г | ||||||
3г – 13г, 17а, в | 8г – 10а, 11б, в, 13г, 14а, 15а, 16а, г | ||||||
4а – 5г, 8г, 11г, 12г, 13а | 9а – 11в, г, 12в, 13в | ||||||
4б – 5в, г, 8г, 11в, г, 12г, 13а, г | 10а – 11а, 12г, 13а, б, 15б, в, г | ||||||
4в – 5 г, 6а,г, 7г, 8г, 9в, 10а, 11а, в, 12а, б, | 10б – 13г, 15а, 16а, г | ||||||
13а, б, в, 14а, 15а, 16в | 10в – 11в, г, 12в, г, 13а, б, г | ||||||
4г – 12г | 10г – 11б, в, 12в, г, 13г | ||||||
11а – 12в, 13а, б, в | 13г – 15б, в, г, 16б, в, 17б, г | ||||||
11б – 12а, 11а | 146 – 15а, 16а, г | ||||||
11в – 13г, 15а, 16а, г | 14в – 15а, 16а, г | ||||||
11г – 13г, 14а, 15а, 16г | 14г – 15а, 16а, г | ||||||
12б – 13г, 16в | 15а –16б, в | ||||||
12в – 13г, 15а, 16а, г | 156 –16а, г | ||||||
12г – 13г, 14а, 15а, 16а, г | 15г –16а, г, 17а | ||||||
13а – 11а, 15а, 16а, г | 16а –17б, г | ||||||
136 – 11а, 15а, 16а, г | 16г – 17б | ||||||
13в – 15а, 16а, г, 17а, в | |||||||