Разработка занятия психологического тренинга
В педагогическом коллективе
Цели занятия:активизация участия учителей в реализации инновационной программы развития школы, стимулирование обмена опытом, актуализация положительной самооценки по поводу внедрения инновационных педагогических идей.
Занятие проводится со всем педагогическим коллективом школы (до 70 и более человек).
Этапы проведения занятия
1. Общая двигательная разминка в рекреации. Цель – активизация участников тренинга, взбадривание. Выбираются 3 человека в качестве «ножей». «Ножи», сложив ладони, вытягивают руки вперед, закрывают глаза и хаотично движутся с закрытыми глазами, прорезая вытянутыми руками пространство. Остальные отступают, пропуская их, чтобы они прошли сквозь толпу, как нож сквозь масло. (Примерно 3 минуты).
2. Двигательная разминка № 2 в рекреации. Цель – активизация участников, сплочение группы. Участники объединяются в «молекулы» по 3 атома. «Атомы» выстраиваются цепочкой, положив сзади руки на плечи головному «атому». Далее следуют перестройки: объединиться по 8 атомов, по 5 атомов, по 7 атомов, по 4, по 3, по 9, по 5, по 12, по 7. По результатам игры отмечаются стихийно выделившиеся лидеры, которые наиболее удачно руководили перестроением. (Примерно 7-10 минут).
3. Участники занятия разбиваются на группы по 10-12 человек с помощью цветовых карточек (в случайном порядке) и образуют кружок, усаживаясь на стульях, но не за столом. (Примерно 5 минут – организационный момент).
4. В образовавшихся микрогруппах проводится упражнение-презентация «Снежный ком». Цель – позитивное самоутверждение, сплочение микрогруппы, в некотором смысле – информирование членов коллектива о своих достижениях и первичный обмен опытом. Один из членов микрогруппы кратко представляет себя, называя имя, отчество и отвечая на вопрос: «Каким я себя проявляю в процессе реализации программы развития школы, какой я инноватор?» Например, «Татьяна Владимировна – генератор идей» (желательно отметить себя в позитивном ключе). Следующий член группы, сидящий слева, повторяет сказанное первым и добавляет о себе: «Иван Иванович – великий исполнитель». Далее по часовой стрелке каждый повторяет сказанное всеми предыдущими и добавляет свое. Определения нарастают, как снежный ком. Последний из сидящих повторяет все представления и завершает круг собственным представлением. (Примерно 10 минут).
5. Члены микрогруппы разбиваются на тройки (или двойки – по желанию, по количеству членов микрогруппы) и рассказывают в тройках (двойках) о своем личном вкладе в программу развития школы, затем тройки представляют вклад каждого в своих микрогруппах. Цель – информирование о проведенной работе не только членов предметной кафедры, но и других членов коллектива, позитивная презентация достигнутого, осмысление новых возможностей через обмен опытом с коллегами. (Ориентировочно 15 минут).
6. Все выходят в рекреацию. Упражнение «Планетная система». Цель – выделение наиболее активных реализаторов программы развития школы, эмоциональное переживание членами коллектива их выборов или отвержений. Один из участников выбирается в качестве «солнца» и получает задание построить свою планетную систему: он становится в центр и выбирает учителей (до 9 человек), которые наиболее активно участвуют в процессе внедрения программы развития школы, и расставляет их по «орбитам»: кто его больше поддерживает и ему помогает, кто ему ближе всего в этой работе, далее – кто помогает и поддерживает но меньше, и т.д. – до последней «орбиты». Затем свою планетную систему строят другие учителя, руководители методических объединений, члены администрации. Упражнение имеет социометрическую нагрузку и содержит некоторый стрессовый элемент, поэтому ведущему нужно настаивать на выборах, ограничении числа выборов, дифференциации по орбитам. Затем кто-то из выбранных всей группой расставляет по орбитам всех без исключения, на этом этапе можно на одной орбите расположить нескольких человек. (Ориентировочно 15 минут).
7. Все возвращаются в аудиторию и рассаживаются по микрогруппам. Упражнение «Выступления делегатов». Цель – информирование коллектива о достижениях отдельных учителей, стимулирование дальнейшего участия каждого в реализации программы развития школы, тренинг уверенности в себе учителей как реализаторов программы развития школы. Каждая микрогруппа выбирает докладчика, который способен и наиболее достоин похвалить себя по заданному критерию. 1 критерий – мой вклад в программу развития школы. 2 критерий – создание здоровьесберегающей образовательной среды. 3 критерий – предпрофильное и профильное обучение. 4 критерий – инновационные технологии в методике обучения. 5 критерий – формирование у учащихся ключевых компетенций. Ведущий объявляет первый критерий и предлагает микрогруппам выделить по одному человеку от группы для небольшого выступления. Далее делегаты от каждой группы, забыв о скромности, вспоминают все свои заслуги, выходят за кафедру и хвалят себя в течение двух минут каждый, обязательно употребляя местоимение «Я». Например: Я внедряю авторскую программу (такую-то). Ученики в восторге от проведенных мною экскурсий. Необычайно успешно прошло мероприятие (такое-то). Мне нет равных (в том-то). Коллеги уважают меня за (то-то, такую-то проведенную работу). У меня самый интересный (что). Мною опубликована статья (такая-то). После двухминутных выступлений делегатов от каждой группы объявляется второй критерий, круг повторяется. Далее следует выслушивание похвальных слов самому себе по третьему критерию, затем по четвертому, пятому. Если группа посчитает нужным, кандидатуры от группы могут повторяться. (Примерно 45 минут).
8. Тестирование учителей. Цель – осмысление своей роли в решении общих задач коллектива. Все усаживаются за столами и заполняют листочки, выполняя два теста. 1 – «Кто я в процессе реализации программы развития школы» (10 ответов). 2 – Методика предельных смыслов. Задается вопрос: «Учитель, член нашего коллектива участвует во внедрении программы развития школы, зачем?»; на листочке записывается ответ (инструкция – отвечать то, что думаешь). Далее следует вопрос «Зачем?» применительно к ответу: например, если ответ заключался в том, что он хочет угодить начальству, он отвечает, зачем ему это нужно. Если, к примеру, второй ответ утверждал, что он хочет жить спокойно, снова следует вопрос «Зачем?». Ответы по цепочке следуют один за другим, пока предельный смысл не станет очевидным, и далее нечего будет добавить. Например, кормит семью > чтобы члены семьи жили достойно > чтобы были счастливы. Речь идет при этом не лично об отвечающем, а о некоем среднестатистическим учителе, члене коллектива. Листочки подписать и сдать. (Примерно 20 минут).
9. Выступления заведующих предметными кафедрами: о развитии ключевых компетенций учащихся в деятельности педагогов кафедры. (Примерно 15 минут).
10. Обмен мнениями о ходе занятия, о том, что узнали, почувствовали, что было приятным или неприятным, о чем хотят подумать, какие новые идеи пришли, как оценивают уровень уверенности в себе как инноваторе. (Примерно 10 минут).