Определение уровня работоспособности цветовым тестом М. Люшера

В кн.: Попова Л.В., Кисленко В.Я. Психологические основы профориентации на педагогические профессии: Методические рекомендации. М.: Прометей, 1989. С. 16-17.

Для определения степени саморегуляции учителя и его работоспособности может применяться упрощенный вариант цветового теста М. Люшера.

Процедура исследования. Обследуемому предъявляется стандартный восьмицветный набор карточек цветового теста М. Люшера: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Предлагается выбрать наиболее приятный цвет, выбранная карточка откладывается. Далее выбор продолжается из оставшихся карточек по тому же принципу, выбранные карточки откладываются. В итоге получается ряд предпочтений: от самого приятного до наименее приятного цвета. Процедура повторяется несколько раз в течение рабочего (или учебного) дня.

Обработка результатов.Зеленый, красный и желтый цвета составляют так называемую «группу работоспособности», человек с развитой саморегуляцией и высокой работоспособностью склонен выбирать их в первую очередь. Сделанные выборы оцениваются в баллах: выбор любого из цветов «группы работоспособности» на первом месте оценивается баллом 8, на втором – баллом 7, на третьем – баллом 6 и т.д., на восьмом – баллом 1. По каждому ряду выборов подсчитывается сумма баллов, набранных тремя цветами «группы работоспособности»; максимально возможный общий балл равен 21, минимальный равен 6.

Оценка результатов.Данные нормы выведенына основе исследований, проведенных нами в педагогическом коллективе МОУСОШ № 12 г. Таганрога.

Низкий уровень работоспособности: 6-11 баллов:

Средний уровень: 12-16 баллов;

Высокий уровень: 17-21 балл.

Оценивается также динамика уровня работоспособности в течение дня. Так, если испытуемый начал работу с максимальной мобилизацией сил (21 балл), затем существенно истощил свои энергетические ресурсы (15 баллов), в конце дня снова мобилизовал ресурсы (19 баллов), можно отметить, что он весьма энергичен, работает с большим напряжением, но обладает неплохой саморегуляцией. Динамика типа 13/19/20 показывает, что человек в течение дня мобилизуется и начинает работать более энергично. Динамика типа 14/10/9 говорит о снижении работоспособности обследуемого в течение рабочего дня.

Схема для самооценки показателей профессиональной культуры и некоторых педагогических умений (по Т. Г. Дмитренко, Е. Г. Самещенко)

В кн.: Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. С. 31-32.

Студентам или педагогам предлагается заполнить следующую таблицу, отметив уровень сформированности профессиональных качеств и умений с использованием следующих символов: в – высокий уровень, с – средний уровень, н – низкий уровень. Оценки (в соответствующей графе) выставляет также эксперт – человек, хорошо знающий оцениваемого. Оценивается каждый подпункт.

Таблица 7. Карта для оценки показателей профессиональной культуры

Показатели профессиональной культуры и умения Самооценка уровня сформированности Самооценка ближайшей перспективы Экспертная оценка имеющегося уровня
I. Культура внешнего вида 1. Осанка: а) прямая; б) умение сидеть прямо и свободно, руки свободно лежат на столе; в) подтянутость, собранность. 2. Одежда: а) аккуратность; б) скромность; в) цветовая гармония; г) соответствие возрасту, условиям занятий и работы; д) соответствие моде; е) чувство меры в выборе украшений. 3. Грим (умеренность). 4. Прическа (аккуратность). 5. Мимика: а) выражение доброжелательности, спокойствия, уверенности (но не самоуверенности); б) взгляд при общении направлен на собеседника; в) эмоциональная выразительность; г) соответствие выражения лица характеру речи, с которой выступает. 6. Пантомимика: а) жесты уместны, органичны, естественны; б) походка упругая, ритмичная, легкая; в) движения гибкие, размеренные, непринужденные; отсутствие скованности в движениях; г) сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нервозности; д) умение бесшумно вставать и садиться.      
II. Культура педагогического общения 1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении: а) умение слушать собеседника; б) умение задавать вопросы; в) умение анализировать выступление; г) умение первому установить контакт с другим человеком; д) умение понять другого человека; е) умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения. 2. Стремление к установлению зрительного контакта: а) Вы сморите на собеседника; б) умение видеть и понимать реакцию слушателей. 3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, сообщением: а) владение свободным, связным произнесением речи без опоры на конспект; б) внешний вид выражает желание и готовность общаться; в) умение передавать свое отношение к сообщаемому.      
III. Саморегуляция 1. Умение снимать излишнее напряжение, волнение. 2. Умение преодолевать в себе нерешительность перед выступлением. 3. Умение мобилизовать рабочее самочувствие. 4. Умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях. 5. Умение создавать необходимое настроение.      
IV. Культура речи 1. Грамматическая правильность, соблюдение правильных ударений. 2. Лексическое богатство. 3. Выразительность, образность речи. 4. Техника речи: а) полетность, звонкость голоса; б) гибкость голоса, богатство интонаций; в) правильно выбранная сила голоса; г) четкая дикция; д) соблюдение необходимого темпа речи. 5. Отсутствие жаргонизмов, вульгаризмов.      


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Наши рекомендации