С учетом основных ее составляющих

1. Педагогическая деятельность учителя
Ставит развивающие и воспитательные задачи наряду с обучающими 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Ставит и реализует главным образом обучающие задачи
Владеет вариативной методикой, т.е. выбором одного методического решения из возможных 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Использует однообразные методические решения в обучении
Стремится и умеет анализировать свой опыт 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Уходит от самоанализа под разными предлогами
2. Педагогическое общение учителя
Специально планирует коммуникативные задачи 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Задачи общения в ходе урока не планирует, полагаясь на стихийно возникающие ситуации
Владеет в классе обстановкой доверия, психологической безопасности; дети открыты для общения и принятия 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 В общении использует жесткие методы, исходит из непререкаемого авторитета учителя; дети напряжены
Исходит из ценности личности каждого ученика 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Ученики воспринимаются как объект, средство, помеха
3. Личность учителя
Имеет устойчивую профессионально-педагогическую направленность 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Считает, что не следует держаться за учительскую профессию
Имеет позитивную Я-концепцию, спокоен, уверен 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не доверяет себе, тревожен и не спокоен
Работает творчески, применяет оригинальные приемы 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Работает главным образом по типовым методическим разработкам
4. Обученность и обучаемость школьников
Ставит задачи формирования у школьников умения учиться, поощряет их активные учебные действия и самоконтроль, опирается на изучение учащихся 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Задачи развития умения учиться у учащихся не ставит, дает знания в готовом виде, организую только репродуктивную деятельность учащихся
Развивает у школьников обучаемость, способность к самообучению 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Самостоятельность, инициативу учеников не поощряет
Стремится наметить для отдельных детей индивидуальные программы 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Индивидуальный и дифференцированный подход минимален  
5. Воспитанность и воспитуемость школьников
Стремится упрочить воспитанность как единство знаний, убеждений, поведения учеников 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Обращает внимание либо на слова учащихся, либо на их изолированные поступки
Стимулирует способность школьников к самовоспитанию 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Воспитуемость рассматривается только как послушание взрослым
При планировании воспитательных мероприятий опирается на изучение интересов школьников 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 План воспитательных мероприятий мало или никак не связан с особенностями личности учеников
       

Максимальная возможная оценка – 150 баллов, минимальная – 30 баллов. Между этими границами расположены категории профессиональной компетентности.

Карта самоотношения учителя к своим профессиональным позициям

В кн.: Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 167.

Таблица 3. Карта для оценки самоотношения учителя к своим профессиональным позициям

Профессиональные, психологические позиции Степень выраженности позиций (1, 2, 3, 4, 5) Меня это радует Меня это огорчает Мне это безразлично
1. «Предметник»        
2. «Методист»        
3. «Диагност»        
4. «Самодиагност»        
5. «Субъект своей педагогической деятельности»        
6. «Гуманист»        
7. «Психотерапевт»        
8. «Актер»        
9. «Педагог по призванию»        
10. «Индивидуальность»        
11. «Творец»        
12. «Исследователь»        
13. «Новатор»        
14. «Профессионал»        

Карта для педагогической рефлексии в сфере общения

В кн.: Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 169.

Таблица 4. Карта для педагогической рефлексии в сфере общения

Виды оценок
Особенности общения Самооценка учителя Оценка другим учителем Оценка учеником Оценка родителем Общая оценка
Учитель специально предусматривает коммуникативные задачи          
Для учителя ученик – не средство, а источник общения          
Учитель умеет переключаться на другие роли и позиции          
Учитель может встать на точку зрения ученика          
Для учителя характерен демократический стиль общения          
Учитель всегда стремится в конце общения создать удовлетворенность у всех его участников          


Наши рекомендации