С учетом основных ее составляющих
1. Педагогическая деятельность учителя | |||
Ставит развивающие и воспитательные задачи наряду с обучающими | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Ставит и реализует главным образом обучающие задачи | |
Владеет вариативной методикой, т.е. выбором одного методического решения из возможных | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Использует однообразные методические решения в обучении | |
Стремится и умеет анализировать свой опыт | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Уходит от самоанализа под разными предлогами | |
2. Педагогическое общение учителя | |||
Специально планирует коммуникативные задачи | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Задачи общения в ходе урока не планирует, полагаясь на стихийно возникающие ситуации | |
Владеет в классе обстановкой доверия, психологической безопасности; дети открыты для общения и принятия | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | В общении использует жесткие методы, исходит из непререкаемого авторитета учителя; дети напряжены | |
Исходит из ценности личности каждого ученика | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Ученики воспринимаются как объект, средство, помеха | |
3. Личность учителя | |||
Имеет устойчивую профессионально-педагогическую направленность | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Считает, что не следует держаться за учительскую профессию | |
Имеет позитивную Я-концепцию, спокоен, уверен | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Не доверяет себе, тревожен и не спокоен | |
Работает творчески, применяет оригинальные приемы | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Работает главным образом по типовым методическим разработкам | |
4. Обученность и обучаемость школьников | |||
Ставит задачи формирования у школьников умения учиться, поощряет их активные учебные действия и самоконтроль, опирается на изучение учащихся | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Задачи развития умения учиться у учащихся не ставит, дает знания в готовом виде, организую только репродуктивную деятельность учащихся | |
Развивает у школьников обучаемость, способность к самообучению | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Самостоятельность, инициативу учеников не поощряет | |
Стремится наметить для отдельных детей индивидуальные программы | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Индивидуальный и дифференцированный подход минимален | |
5. Воспитанность и воспитуемость школьников | |||
Стремится упрочить воспитанность как единство знаний, убеждений, поведения учеников | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Обращает внимание либо на слова учащихся, либо на их изолированные поступки | |
Стимулирует способность школьников к самовоспитанию | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Воспитуемость рассматривается только как послушание взрослым | |
При планировании воспитательных мероприятий опирается на изучение интересов школьников | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | План воспитательных мероприятий мало или никак не связан с особенностями личности учеников | |
Максимальная возможная оценка – 150 баллов, минимальная – 30 баллов. Между этими границами расположены категории профессиональной компетентности.
Карта самоотношения учителя к своим профессиональным позициям
В кн.: Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 167.
Таблица 3. Карта для оценки самоотношения учителя к своим профессиональным позициям
Профессиональные, психологические позиции | Степень выраженности позиций (1, 2, 3, 4, 5) | Меня это радует | Меня это огорчает | Мне это безразлично |
1. «Предметник» | ||||
2. «Методист» | ||||
3. «Диагност» | ||||
4. «Самодиагност» | ||||
5. «Субъект своей педагогической деятельности» | ||||
6. «Гуманист» | ||||
7. «Психотерапевт» | ||||
8. «Актер» | ||||
9. «Педагог по призванию» | ||||
10. «Индивидуальность» | ||||
11. «Творец» | ||||
12. «Исследователь» | ||||
13. «Новатор» | ||||
14. «Профессионал» |
Карта для педагогической рефлексии в сфере общения
В кн.: Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 169.
Таблица 4. Карта для педагогической рефлексии в сфере общения
Виды оценок | |||||
Особенности общения | Самооценка учителя | Оценка другим учителем | Оценка учеником | Оценка родителем | Общая оценка |
Учитель специально предусматривает коммуникативные задачи | |||||
Для учителя ученик – не средство, а источник общения | |||||
Учитель умеет переключаться на другие роли и позиции | |||||
Учитель может встать на точку зрения ученика | |||||
Для учителя характерен демократический стиль общения | |||||
Учитель всегда стремится в конце общения создать удовлетворенность у всех его участников |