Задачи и виды деятельности специалистов по психологии труда.

Психология труда — это знания о психологических осо­бенностях трудовой деятельности человека, психологичес­ких основах научной организации труда (НОТ).

В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью. При этом исследуются закономерности формирования трудовых умений и навы­ков, выясняется влияние производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.


Сферы деятельности специалистов по психологии тру­да и задачи, решаемые ими в сфере организации, рацио­нализации, оптимизации труда и профессионального образования, приведены Е.А. Климовым в следующем достаточно полном перечне:

1) В отделе (лаборатории) научной организации труда предприятия.
Возможные задачи:

ü участие в решении вопросов подбора, расстановки и оценки работни­ков по их деловым, морально-политическим каче­ствам;
психологический анализ рабочих мест с точки зрения их удобства для человека и в целях рациона­лизации', а также проектирования более совершен­ных рабочих мест;

ü участие в анализе факторов удовлетворенности трудом, отношения к труду, тру­довому сообществу, коллективу, соответствующей малой группе, а также предприятию, отрасли хо­зяйства (в широком смысле), профессии;

ü анализ психологических причин повышенной текучести кадров на определенном предприятии, в учрежде­нии и поиск психологических условий, регуляторов стабилизации соответствующих процессов;

ü участие в анализе и создании психологических факторов безопасного труда;

ü анализ взаимоотношений в про­изводственном коллективе в целях их оптимизации с точки зрения продуктивности производства, coциального развития производственного коллектива и личностного развития работников;

ü анализ мотивации трудовой деятельности и разработка рекомендаций по повышению ее уровня;

ü изучение и описание профессиональной деятельности в целях пропаганды профессий среди молодежи, информационного обеспечения работы по профориентации, профконсультации, в целях улучшения содержания профессионального воспитания и обучения, трудового воспитания и обучения, в целях профотбора, I рационализации трудовых процессов;

ü участие в разработке компьютеризованных баз профессиографических данных для информационной поддержки психологов профконсультантов (по вопросам выбо­ра профессии или вынужденной перемены труда в связи с явлениями безработицы), а также и лиц, выбирающих профессии (оптантов);

ü проведение пси­ходиагностических исследований, обследований;

ü консультирование по вопросам адаптации к профес­сии (при смене человеком профессии, при внедре­нии новой техники, при вступлении человека в новый трудовой коллектив, при организационной модернизации производства);

ü работа по индивиду­альной коррекции стиля деятельности работника, стиля межличностных отношений в деловой сфере; работа по проектированию и осуществлению средств условий и средств "психологической разгрузки" ра­ботников, занятых напряженным трудом; организа­ция и осуществление психотренажа; психологическое просвещение кадров (дифференцированно в зави­симости от возрастно-половых, профессиональных, статусных характеристик);

ü разработка рекомендаций руководству предприятия (по всем психологическим вопросам, связанным с рационализацией труда, его научной организацией, оптимизацией "социально­го климата" в коллективе, составлением планов его социального развития и т.д.).

2) В отраслевой научно-практической, исследовательс­кой лаборатории, группе (например, в системе железнодорожного транспорта, в химической про­мышленности, торговле, гражданской авиации и т.д.). Задачи, возникающие перед психологом, здесь примерно такие же, что и в предшествую­щем пункте.

3) В проектной организации, конструкторском бюро. Задачи (дополнительно к перечисленным выше и специфичные для данного случая): участие в эрго­номической, инженерно-психологической проработ­ке проектов изделий, оценке опытных образцов, разработка рекомендаций в рамках эргономической

службы, если таковая имеется (и, понятно, в пределах психологической компетенции).

4) В кабинете (центре, пункте) профориентации, профконсультации (школьном, межшкольном, городском, районном). Основные задачи: информационно профессиографическое и психодиагностическое обеспечение процессов профессионального самоопределения молодежи; консультирование по вопросам проектирования личных жизненных (трудовых) путей.

5) В методическом кабинете системы профессионального образования, в составе так называемой психологической службы, например, вуза или других учреждений профессионального образования, Возможные задачи: изучение, анализ и распростра-1 некие передового опыта и достижений науки, имеющих отношение к психологическим основам! профессионального воспитания и обучения, профессиональной педагогики.

6) В методическом кабинете, ориентированном на общеобразовательную школу (в области трудового обучения, воспитания, профориентации, проф консультации учащихся, анализа и совершенствования профессиональной деятельности и профессионального мастерства педагога).

7) На инженерно-педагогическом факультете высшего учебного заведения и в инженерно-педагогическом среднем специальном учебном заведении (т. е. техникуме; следует иметь в виду, что в последнее время возникло много малопонятных новых названий учебных заведений "колледж" и пр.,- так что приходится вникать по существу, что кроется за модными вывесками). В обсуждаемом случае психолог ведет, прежде всего, преподавание профессионально профилированных курсов психологии.

8) В непсихологическом вузе: преподавание основ психологии как необходимой информационной основы становления будущего профессионала того или иного типа

Психологи труда выполняют исследовательские проек­ты, заказываемые "со стороны", например, для получе­ния ответа на вопросы: "Насколько привлекательна работа на данном предприятии?" или "Каковы причины текучес­ти кадров в конкретной организации?" В большинстве случаев от психологов хотят получить конкретные реко­мендации: какого из претендентов следует предпочесть, как надо провести реорганизацию, каким образом можно улучшить систему оплаты и т.д.

Но Психологи обычно не ограничиваются только рекомендациями, они также ока­зывают помощь при внедрении разработанных программ, чаще всего - работая совместно с другими профессиона­лами (специалистами в конкретной области, руководящим персоналом). Психологи практически участвуют в совер­шенствовании профессиональной жизни.

Одна из типичных психологических задач на производ­стве — выявление требований разных профессий к лич­ным качествам человека (к его восприятию, памяти, мышлению, воображению, характеру и т.д.). Психологи определяют, какая профессия кому больше подходит, и описывают особенности профессий. Изучая человека в процессе наблюдения, беседы или с помощью специальных тестов, психолог помогает ему в профессиональной ориентации.

Психолог внимательно анализирует причины утомле­ния, разрабатывает соответствующие рекомендации и пред­ложения. Так, например, может оказаться, что пониженное настроение работников в немалой степени зависит от удру­чающей, унылой окраски оборудования и стен произведетвенного помещения. Если их перекрасить в светло-голубые и светло-зеленые тона (отметив опасные части оборудова­ния оранжевым или красным цветом), настроение улуч­шится и работа будет более продуктивной.

Психолог на промышленном предприятии может быть занят анализом психологических причин аварий, травма­тизма и разработкой мероприятий по повышению уровня безопасности труда.

Промышленный психолог, как специалист в области социальной психологии, выступает в роли консультанта по психологическим вопросам для работников и руково­дителей производства, предпринимателей, разрабатывает рекомендации, направленные на улучшение психологи­ческого климата в коллективе, играет важную роль в раз­решении конфликтов между работниками, участвует в разработке программ совершенствования организации тру-да на научно-психологических принципах, организует обу­чение, направленное на повышение производительности труда. В обязанности психолога на предприятии входит и пропаганда психологических знаний в производственном коллективе: он проводит беседы, читает лекции для рабо­чих, мастеров, руководителей.

Промышленный психолог использует в своей практической деятельности знания по психологии труда, психологии личности, а также соци­альной и педагогической психологии. Опирается он также на знания из соответствующей отрасли прикладной пси­хологии.

На некоторых предприятиях существуют психологичес­кие лаборатории. Однако чаще всего на предприятии ра­ботает один психолог, который входит в непсихологическое подразделение и подчиняется руководителю, имеющему техническое или экономическое образование. Задачи пси­хологов на предприятии часто путают с задачами социо­логов. Руководство обычно не делает особых различий между психологом, социологом и социальным работником. Дей­ствительно, строго разделить их функции бывает сложно, когда речь идет о решении социальных проблем предпри­ятия. Психолог должен уметь по-деловому взаимодейство­вать с работниками разных профессий: с одной стороны, находить психологический аспект тех задач, которые при­ходится выполнять на предприятии, с другой стороны — переводить свои задачи, выводы, рекомендации с науч­ного психологического языка на язык, понятный для окружающих. Как показывает опыт, большинство предпри­ятий и организаций требует от психологов решения соци­ально-психологических проблем.

_____________________________________________________________________________________

Наши рекомендации