Степанова Н.В., Усынина Т.П.
С79Экспериментальная психология:учебное пособие для студентов факультета клинической психологии / Н.В. Степанова, Т.П. Усынина; ГБОУ ВПО «ОрГМУ» Минздрава РФ.
Учебное пособие «Экспериментальная психология» разработано по дисциплине вариативной части профессионального цикла «Экспериментальная психология» в соответствии с ФГОС третьего поколения по специальности 37.05.01. «Клиническая психология». Включает основное содержание лекций с вопросами для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, словарь терминов, тесты для самопроверки знаний студентов. Пособие может быть полезно при написании курсовых исследовательских работ и выпускной квалификационной работы.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология».
УДК 159.9 (075.8)
ББК88.Я 73
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………… | |
Лекции по дисциплине «Экспериментальная психология»…………….. | |
Лекция 1. Введение в экспериментальную психологию……………........ | |
Лекция 2. Методологическое обеспечение психологического исследования……………………………………………………………….. | |
Лекция 3. Метод наблюдения……………………………………………... | |
Лекция 4. Вербально-коммуникативные методы…………………….….. | |
Лекция 5. Метод эксперимента…………………………………………… | |
Лекция 6. Психология психологического эксперимента………………... | |
Лекция 7. Психологическое измерение и психологическое тестирование……………………………………………………………….. | |
Список рекомендуемой литературы……………………………………… | |
Словарь терминов ………………………….…………………………...…. | |
Список использованной литературы……………………………………... | |
Приложение 1. Тесты для самопроверки знаний студентов по темам 1- 4……………… | |
Приложение 2. Тесты для самопроверки знаний студентов по темам 5- 7……………… | |
Приложение 3. Ответы к тестам для самопроверки……………………………………… |
Пояснительная записка
Экспериментальная психология является отраслью психологической науки, которая структурирует знания, относящиеся к проблемам исследования в области психологии и способам их решения; научная дисциплина о методах исследования в психологии.
Дисциплина «Экспериментальная психология» относится к вариативной части профессионального цикла(С3)дисциплин ФГОСпо специальности 37.05.01. «Клиническая психология», изучается в III семестре.
Цель изучения дисциплины: сформировать у обучающихся знания о методологических основах психологического исследования, классификации и характеристике эмпирических методов.
Задачи изучения дисциплины:
– познакомить обучающихся с основами организации психологического исследования;
– сформировать у обучающихся представление об эмпирических методах психологического исследования;
– формировать у обучающихся умение самостоятельно проводить научное исследование (выделять проблему, формулировать цель, гипотезу и задачи исследования, выбирать адекватные научные методы исследования, планировать и реализовывать эмпирическую часть исследования, формулировать выводы).
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а)общекультурных (ОК):
-способности и готовности к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
-способности и готовности к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4);
- способности и готовности к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-6).
б) профессиональных (ПК)
- готовности инициировать психологические исследования: определять области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверять и оценивать существующие методы, техники и модели, выявлять возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2);
- умения разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирования проблемы и гипотезы, генерирования теоретического контекста конкретных исследований, определения параметров и ресурсов для психологических исследований, планирования и проведения исследования (ПК-3);
- владения приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4).
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
Знать:
- значения термина «экспериментальная психология»;
-историю становления экспериментальной психологии;
-этические принципы проведения психологических исследований;
-уровни методологии, характеристику естественно-научной и гуманитарной парадигм в методологии психологии;
-виды и этапы психологического исследования;
- характеристику метода наблюдения (виды наблюдения, программа наблюдения);
- характеристику вербально-коммуникативных методов (специфические черты беседы, интервью, анкетирования).
-общую характеристику и структуру психологического эксперимента;
- экспериментальные переменные и способы их контроля;
- понятия «валидность» и «надёжность» эксперимента;
- психологические аспекты проведения эксперимента (особенности экспериментального общения, влияние личности экспериментатора и испытуемого на результаты эксперимента);
- типы измерительных шкал;
- классификацию психологических тестов;
- иметь общее представление об обработке результатов тестирования.
Уметь:
- составить план исследования, разработать методологический аппарат исследования;
- составить программу и схему наблюдения, составить поведенческий портрет по схеме;
- разработать план беседы, вопросы интервью, составить анкету по проблеме исследования.
- планировать и проводить экспериментальное исследование;
- учитывать психологические аспекты при проведении экспериментального исследования;
- определять тип измерительных шкал;
- проводить первичную обработку результатов исследования, обобщать результаты исследования, делать выводы.
Владеть:
-эмпирическими методами психологического исследования.
Лекции по дисциплине «Экспериментальная психология»