Рефлексия. Завершите занятие
Цель: помочь осознать свои чувства.
Вопросы для обсуждения:
· Что вы чувствуете сейчас?
· Как менялись чувства на протяжении проживания сказки?
· Какие переживания были новыми для вас?
· Посмотрите на морской коллаж, который вы создали, что вы чувствуете?
· Хотите ли вы что-нибудь сказать участникам сказки?
Педагог-психолог: Давайте выйдем из-за столов, встанем в круг и возьмемся за руки. Представим, что мы – одна большая спокойная волна… Посмотрите на ваши звезды. Все они разные, такие, как и вы сами. Но все мы в одном океане. И каждое наше даже маленькое дело вызывает у нас разные чувства и эмоции. И если мы хотим что-то исправить, то нужно это сделать или подумать об этом сейчас. А созданная вами морская глубина останется с вами.
Занятие 6. Мир моих желаний2
Цель: формировать чувство ответственности за свои поступки и желания.
Упражнение «Ассоциации с временами года»
Инструкция. Попросите участников по очереди найти ассоциацию себя, своего настроения с каким-либо временем года и прокомментировать. Например: «Я сегодня похожа на солнечное лето: это середина года, дни длинные и можно много всего успеть сделать, у меня хорошее рабочее настроение». Зарисуйте все ассоциации схематически на доске и подведите итоги.
Прочитайте и обсудите сказку о капризной принцессе
СКАЧАТЬ
сказку о капризной принцессе
Инструкция. Прочитайте учащимся сказку вслух. После обсудите с участниками занятия, откуда «приходят капризы» (причины капризного поведения), и к чему они приводят (вспомните реальные случаи из жизни). Проговорите, почему Чародей отказался помочь королю.
Упражнение «Аргументируй свое мнение»
Цели: научить аргументировать свои высказывания, вести диалог, слушать другого.
Инструкция. Учащиеся делятся на пары, где один играет роль Принцессы, а второй – Чародея. Каждая пара выходит по очереди в круг и вытягивает бумажку с темой «отрицания». Например, «пауки», «змеи», «дружба», «эмоции», «учеба», «каникулы». Чародей и Принцесса встают на некотором расстоянии друг от друга. Принцесса берет в руки зеркало и приводит три аргумента, почему она хочет уничтожить то, что вытянула по жребию. После каждого аргумента она делает шаг вперед. Чародей возражает Принцессе в том же стиле: аргумент – шаг. Например, по жребию пара учащихся вытянула бумажку с темой отрицания «змея».
Принцесса: Я хочу уничтожить змей, потому что они противные на ощупь, – делает шаг вперед.
Чародей: Нельзя уничтожать змей, потому что животный мир разный: есть и пушистые, и гладкие, и колючие звери. И это не повод для уничтожения, – делает шаг навстречу.
Принцесса: Я хочу уничтожить змей, потому что они кусаются, и от этого можно умереть, – делает второй шаг.
Чародей: Нельзя уничтожать змей, потому что их яд – это лекарство от многих болезней, – делает еще шаг.
Принцесса: Змей надо уничтожить и сделать из них сумки, – делает шаг.
Чародей: Змей нельзя уничтожать – они являются цепочкой в системе питания животных, – делает шаг.
(Далее вызовите следующую пару.)
Примечание. Если аргументы подобрать сложно, то попросите класс помочь паре подобрать последний аргумент Чародею, чтобы показать всю важность неуничтожения. После упражнения покажите детям презентацию про зеркала: откуда они появились, о роли зеркал в нашей жизни, о «магии зеркал». Предложите детям нарисовать свое зеркало отрицания и то, что мешает жить счастливо. Рассмотрите рисунки участников, обсудите их. Расскажите учащимся о плане седьмого занятия.
Занятие 7. Диагностика когнитивной сферы
Цель: исследовать особенности когнитивной сферы участников.
Упражнение «Ассоциации с одеждой»
Инструкция. Предложите участникам назвать ассоциацию себя, своего настроения с одеждой. Например, я сегодня похожа на деловой костюм, у меня нормальное настроение, я готова к работе. Далее проведите с учащимися 5 тестов.
Тест 1
Инструкция: Выберите один правильный ответ.
1. Противоположностью слова «надежда» является…
1) разочарование; 2) отчаяние; 3) уныние; 4) удовлетворенность; 5) ожидание.
2. В течение длительного времени труднее всего обойтись без…
1) питья; 2) еды; 3) ходьбы; 4) разговора; 5) сна.
3. В отношениях с людьми нужно быть…
1) осторожным; 2) хитрым; 3) сдержанным; 4) общительным; 5) веселым.
4. У осла всегда есть…
1) хлев; 2) подковы; 3) сбруя; 4) копыта; 5) грива.
5. Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и…
1) случай; 2) подвиг; 3) автограф; 4) книга; 5) писатель.
6. Начальные буквы имени и отчества называются…
1) вензель; 2) инициалы; 3) автограф; 4) индекс; 5) анаграмма.
Тест 2
Инструкция. Найдите лишнее слово.
1. Веревка, канат, нитки, шнур, волокно.
2. Швырять, отдавать, ловить, бить, бросать.
3. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
4. Очки, лупа, бинокль, стекло, микроскоп.
5. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
Тест 3
Инструкция. Решите задачу.
1. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?
2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный?
3. Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче всех?
4. Петя веселее, чем Лариса. Сережа грустнее, чем Петя. Кто самый грустный?
5. Коля толще, чем Артур. Артур толще Пети. Кто самый худой?
Тест 4
Инструкция. Определите, как связаны первые два слова, и по этому принципу подберите подходящее слово для второй пары.
1. Маленький – большой = короткий – …
1) длинный; 2) просторный; 3) широкий; 4) узкий; 5) глубокий.
2. Огурец – овощ = гвоздика – …
1) сорняк; 2) роза; 3) клумба; 4) цветок; 5) земля.
3. Огород – морковь = сад – …
1) забор; 2) садовник; 3) скамейка; 4) растение; 5) яблоня.
4. Стол — скатерть = пол — …
1) мебель; 2) ковер; 3) доски; 4) пыль; 5) гвозди.
5. Машина – растение = автомобиль – …
1) грузовик; 2) дуб; 3) птица; 4) кузов; 5) олень.
Тест 5
Инструкция. Из шести слов выберите два слова, которые можно объединить в одну группу.
1. Квартира, улица, парк, дворец, фонтан, дом.
2. Корень, дуб, роза, лес, листва, тюльпан.
3. Свеча, елка, люстра, гостиная, выключатель, ковер.
4. Автомобиль, финиш, асфальт, старт, шины, стадион.
5. Аэропорт, чемодан, стюардесса, самолет, проездной билет, вокзал.
Тест 6
Инструкция.Продолжите ряд двумя цифрами по логике.
1. 4, 8, 12, 16, ________, __________.
2. 23, 34, 45, 56, ________, __________.
3. 54, 48, 43, 39, ________, __________.
Занятие 8. Работа с конкретными школьными трудностями3
Цели: помочь осознать особенности своего поведения в различных трудных школьных ситуациях, подобрать оптимальные варианты поведения.