Завершите образ своего тела

Закройте глаза и продумайте все положения, описанные в этом уроке. Отметьте чувствование конечностей во время каждого "движения", повторите его два-три раза в каждом положении, с ясными паузами между движениями, затем попытайтесь снова поднять свою ногу и посмотрите, повинуется ли она теперь вашему желанию поставить ее на макушку с большей легкостью, можете ли вы это сделать.

Нет предела совершенствованию

Может быть, препятствия последнему движению были столь велики, что описанного выше изменения не удается достигнуть в течение одного занятиях без учителя. При личном инструктировании в группах по 40-50 человек мужчин и женщин разных возрастов (в том числе на 60) 90% достигали по меньшей мере прикасания больших пальцев ноги ко лбу, и большинство достигало того, что вообще возможно к данному моменту - они могли поставить ступню на макушку. Все добивались существенного усовершенствования, - а это единственно ценно. Если человек может достигать отмечаемого улучшения каждый раз, когда он делает что-то, нет пределов его возможным достижениям.

Повторите в воображении все движения в левую сторону

Встаньте и пройдитесь, отметьте различия в ощущениях между той стороной тела, которая участвовала в упражнении, и другой стороной. Рассмотрите лицо, глаза, движения, повернитесь в разные стороны.

Теперь лягте на спину и просто поднимите колени. Закройте глаза и обратите внимание на различия в соприкосновении с полом между правой и левой сторонами. Теперь вообразите все стадии движений этого урока на левой стороне, а не на правой, но представляйте себе это в ощущениях, а не в словах. Повторяйте каждое воображаемое движение три раза, с хорошими паузами между движениями.

Совершенствование больше посредством визуализации, чем посредством действования

Теперь сядьте и охватите левую ступню двумя руками, симметрично тому, как это делалось ранее. Поднимите ступню над головой и попробуйте положить ее на макушку. Вы наверняка обнаружите, что сторона, на которой вы только представляли себе действие, повинуется лучше и работает лучше, чем та, на которой вы актуально проделывали действие.

Сторона, на которой действие проделывалось, выполняла также много неправильных движений, что всегда происходит, когда применяется новое движение, поэтому достижения другой стороны больше.

Рассмотрение себя лучше, чем механическое повторение

Продумайте важность этого положения. Вы работали целый час на одной стороне и потратили лишь несколько минут на другую, и только в воображении, но тем не менее совершенствование другой стороны больше. Тем не менее большинство методов гимнастики основаны на повторении действий. И не только гимнастика: все, чему мы учимся в большой степени основано на принципе повторения и закрепления в памяти. Это легче понять, увидев, что один человек может целыми днями заниматься на музыкальном инструменте и не делать никаких успехов, в то время как другой ежедневно совершенствуется. Возможно, что природа таланта, принимаемая в качестве объяснения этого различия, состоит в том, что второй осознает, что он делает, когда играет, а первый только повторяет и надеется, что достаточное количество повторений плохого исполнения каким-то образом приведет к совершенствованию.

Мы говорили ранее о контакте внешнего и внутреннего, состоящем в переходе сознательного наблюдения от внутренних ощущений тела к пространственным изменениям вне него. Что было бы, если бы художник рассматривал пейзаж и пытался рисовать его, не отдавая себе отчета в ощущениях рук, управляющих кистью, или не сознавая, что видят его глаза?

Мы все сталкивались с ситуациями, когда приходится перечитывать фразу, потому что мы прочли ее без внимания; хотя, возможно, мы прочли все слова, и даже проговорили их про себя, мы ничего не поняли. Что мы делаем при перечитывании? Действительно ли так существенно, что мы наблюдаем работу собственного ума при чтении?

УРОК 9: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СРЕДСТВО КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ

В этом уроке вы увидите, что сознательное внимание к пространственным отношениям между движущимися конечностями делает движение координированным и главным; внимательное систематическое прочувствование части тела может снять излишние мышечные напряжения в ней. Механическое действие ничему не учит, не увеличивает способности. Обычные движения, выполненные другим образом, часто обнаруживают плохую координацию, а не увеличенные индивидуальные способности. В действительности, когда движение улучшается, оно все более приближается к обычным движениям, как большинство людей их делает.

Часы напротив лица

Сядьте на пол, можете скрестить ноги, можете не делать этого, колени врозь, в удобном положении. Отведите руки назад, чтобы опираться на них. Представьте себе циферблат напротив вашего лица и подвигайте носом по кругу, как будто вы переводите стрелки часов по этому циферблату по часовой стрелке. Круг, проводимый носом, должен быть небольшим, потому что иначе ваш нос будет терять контакт со "стрелками" справа и слева. Продолжайте это простое движение очень медленно, много раз, убедитесь, что оно не мешает дыханию.

Путь ушной мочки

Представьте себе, что мочка вашего левого уха привязана тонкой резинкой к краю левого плеча. Решите, в какой части движения резинка натягивается и удлиняется, а в какой укорачивается и насколько. Нос движется по кругу с одинаковой скоростью. Является ли движение мочки уха также круговым? Попробуйте представить себе, где находится ваша мочка, когда нос на 12 часах, на 3, 6, 9 и снова на 12. Повторите много раз, все более и более спокойно. Пытайтесь проследить путь мочки уха только чувствованием: просто обратите на нее внимание, пока вы не почувствуете, где она находится по отношению к краю плеча.

Наши рекомендации