Семинарские и практические занятия по разделу 3.
Развитие психики и сознания в фило- и онтогенезе. Эволюция поведения. Представления о развитии сознания, современные теории и концепции сознания.
Врожденное и приобретенное в поведении животных и человека. Облигатное и факультативное научение. Импринтинг. Игровая деятельность животных и человека.
Образовательные технологии
В преподавании дисциплины используются следующие технологии:
· Традиционные: лекции и практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, проводятся дискуссии.
· Самостоятельная работа студентов, включающая освоение теоретического материала, подготовку к семинарам, выполнение домашних заданий, подготовка к текущему контролю знаний и к зачету.
· Консультирование студентов по вопросам учебного материала.
· Активные и интерактивные формы: просмотр и обсуждение видеофильмов о развитии психики и поведении животных, тематическая экскурсия в зоопарк, практическое занятие по анализу поведения животных через наблюдение в зоопарке.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают в себя вопросы к семинарским занятиям, темы докладов и рефератов, вопросы к зачету. Для контроля текущей успеваемости используется рейтинговая система оценки знаний.
Тематика докладов по дисциплине
«Зоопсихология и сравнительная психология»
1. Учение Дарвина и его развитие
2. Критика дарвинизма
3. Естественный отбор: значение для эволюции
4. Внутри и межвидовая борьба
5. Дивергенция видов как одна из основ эволюции
6. Этология как наука: предмет, цель, задачи, практическое значение
7. К. Лоренц о происхождении собак
8. Этические вопросы исследований с участием животных
9. Условные и безусловные рефлексы
10. Биологическое значение импринтинга
11. Инстинктивное поведение: биологическая роль
12. «Разумное» поведение животных
13. Формы научения Эмоции у животных
14. Иерархичность в животных группах
15. Территориальное поведение животных
16. Игры животных: биологический смысл
17. Агрессия в животном мире: значение и функции
18. Фобии, связанные с животными, и их происхождение
19. Особенности поведения крупных хищников
20. Общественное поведение приматов
21. Мышление человекообразных обезьян
22. Психологические основы дрессировки животных
23. Смысловая теория сознания
Тематика рефератов по дисциплине
«Зоопсихология и сравнительная психология»
1. Поведение примитива (по Л.С. Выготскому).
2. Сравнительная характеристика поведения человека и обезьян.
3. Игровое поведение животных.
4. Способности животных: проблемы происхождения и существования.
5. Сны у животных и людей.
6. Язык и общение животных.
7. Виды научения у животных.
8. Ритуальное поведение у животных.
9. Эмоции у животных.
10. Семейные отношения в мире животных.
11. Агрессивное поведение животных.
12. Методы зоопсихологии и сравнительной психологии.
13. Стадии развития психики (по А.Н. Леонтьеву).
14. Социогенез и развитие интеллекта.
15. Возникновение и развитие сознания.
16. Сравнительная характеристика рефлекторного и инстинктивного поведения.
17. Антропогенез.
18. Механизмы эволюции.
19. Общественные отношения животных.
20. Литературный обзор современного состояния зоопсихологии (Аннотации статей в современной периодике).
Вопросы к зачету по дисциплине
«Зоопсихология и сравнительная психология»
1. Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.
2. Классификация методов зоопсихологии и сравнительной психологии.
3. Онтогенетический метод.
4. Филогенетический метод.
5. Биогенетический метод.
6. Понятие психики. Связь психики и поведения.
7. Биологическое и социальное в поведении человека.
8. Понятие об инстинктивном поведении.
9. Рефлексы, их виды и значение. И. Павлов о рефлексах.
10. Эволюция психики: особенности и закономерности.
11. Проблемы эволюции психики.
12. Стадии развития психики. Особенности каждой стадии.
13. Стадия элементарной сенсорной психики.
14. Стадия перцептивной психики.
15. Стадия интеллектуальной деятельности.
16. Проблема происхождения сознания.
17. Сознание и психика.
18. Проблема происхождения трудовой деятельности.
19. Роль социальной иерархии в поведении животных и человека.
20. Возникновение речи и мышления.
21. Предметно орудийная деятельность обезьян.
22. Импринтинг и его роль в приспособлении.
23. Эмбриональное научение (?).
24. Общая характеристика поведения и психики животных в постнатальном периоде.
25. Общая характеристика поведения и психики животных в ювенильном периоде.
26. Классификация и основные концепции игры животных.
27. Игры животных и человека – сравнительная характеристика.
28. Научение. Виды научения. Подражание.
Для контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации используется рейтинговая и информационно-измерительная система оценки знаний. Система текущего контроля включает:
1) контроль посещения и работы на семинарских/практических занятиях;
2) контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы;
3) контроль знаний, умений, навыков усвоенных в данном курсе в форме письменной итоговой контрольной работы.
Работа на семинарских занятиях оценивается преподавателем (по пятибалльной шкале) по итогам подготовки и выполнения студентами практических заданий, активности работы в группе и самостоятельной работе. Пропуск семинарских занятий предполагает отработку по пропущенным темам. Форма отработки определяется преподавателем, ведущим семинар (письменное эссе, написание реферата по теме пропущенного семинарского занятия, письменный отчет о выполнении практического задания, конспект статьи, проведение промежуточного тестирования знаний или пр.) Неотработанный (до начала экзаменационной сессии) пропуск более 50% семинарских занятий по курсу является основанием для недопуска к экзамену по курсу.
Итоговая контрольная работа в виде дидактического теста проводится на последнем лекционном или последнем семинарском занятии и предназначена для оценки знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе теоретических и практических занятий курса
Оценка за итоговую контрольную работу (дидактический тест) по курсу выставляется в соответствии со следующими критериями:
· Оценка «отлично» (5 баллов) – 81–100% правильных ответов
· Оценка «хорошо» (4 балла) – 66–80% правильных ответов Оценка «удовлетворительно» (3 балла) - 51 -65% правильных ответов
· Оценка «неудовлетворительно» – 50% и менее правильных ответов.
Число вариантов ответов на каждое задание – не менее 4-х. Рекомендуемое число заданий в тестовом варианте (индивидуальном комплекте) – не менее 60 заданий (по 5 на каждую из тем курса). Продолжительность сеанса тестирования – не более 60 минут.
Форма итогового контроля – зачет.
Оценка за зачет является составной и выставляется как среднее арифметическое оценок* по пятибалльной шкале (с округлением до целого) по результатам выполнение следующих заданий:
1. выполнение заданий для самостоятельной работы/ написание реферата по выбранной теме;
2. оценка за работу на семинарских занятиях (степень активности на семинарских занятиях в виде выступлений с сообщениями, докладами, участии в дискуссии);
3. выполнение итоговой контрольной работы;
4. устный ответ на два вопроса экзаменационного билета.
Основанием для недопуска к зачету является:
1) неотработанный пропуск более 50% семинарских занятий по курсу;
2) невыполнение на момент начала экзаменационной сессии заданий для самостоятельной работы (работа должна быть представлена в срок как в печатном, так и в электронном виде в соответствии с требованиями к оформлению данного вида работы).
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»
а) основная литература
1. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: МГУ, 2013. 384 с.
2. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие. М.: Академия, 2012. 543 с.
б) дополнительная литература
1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
2. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: беседы о человеке в компании птиц и зверей. М., 1994.
3. Ерахтин А.В., Портнов А.Н. Философские проблемы этологии и зоопсихологии. М.,Знание, 1984.
4. Зинченко В.П. От генезиса ощущений к образу мира // Леонтьев А.Н. и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1983.
5. Келер В. Исследование интеллекта человеко-подобных обезьян. М., 1930.
6. Кэрригер С. Дикое население природы. М., 1969.
7. Ладыгина-Коте Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность низших обезьян (шимпанзе). М., Изд-во АНССЕР, 1959.
8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1972.
9. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1980.
10. Лоренц К. Агрессия: так называемое "зло". М., 1994.
11. Мешкова Н.Н., Котенкова Е.В., Лялюхина С.Н. Поведение домовой и курганчиковой мышей при освоении нового пространства. // Зоол. журнал. 1986. Т.65. Вып. 1.
12. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
13. Паргамин М.А. Мир животных: популярная психология животных. СПб., 1995.
14. Смирнов С.Д. Психология образа. М.: МГУ, 1985.
16. ФабриК.Э. Задачи современной зоопсихологии // Психол. журнал 1981. Т. 2. № 5.
17. Фабри К.Э. Зоопсихология в Московском университете // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 4.
18. Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.
19. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества: поведенческие аспекты эволюции человека. М., 1993.
20. Гардашух Т.В. Этология в системе наук. Киев, 1991.
21. Гудолл Д. В тени человека. М., 1974.
22. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., Прогресс, 1983.
23. ПоршневБ.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
24. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., МГУ, 1976.
25. Фабри К.Э. Введение в общую и прикладную ихтиопсихологию. М., МГУ, 1988.
в) программное обеспечение и интернет-ресурсы
1. Библиотека Администрации Президента РФ
URL:http//194.226.30/32/book.htm
2. Российская библиотечная ассоциация
URL:http//www.rba.ru
3. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек
URL:http// www.library.ru
4. Муниципальное объединение библиотек
URL: http//www.gibs.uralifo.ru
5. Электронная библиотека
URL: http//stratum.pstu.as.ru
6. Российская национальная библиотека
URL:http//www.rsl.ru
7. Публичная электронная библиотека
URL: http//gpntb.ru
Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным, справочным и поисковым системам:
www. Informika.ru;
www.mon.gov.ru;
www.wikipedia.org;
www.edu.ru;
www.rsl.ru;
www.gnpbu.ru;
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются компьютерная техника, видеомагнитофон, кинофильмы.
Рабочая программа дисциплины
«Зоопсихология и сравнительная психология»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
* Примечание: Наличие оценки «неудовлетворительно» за любое из заданий не позволяет получить итоговую оценку за экзамен выше «неудовлетворительно».