Семинарские и практические занятия по разделу 3.

Развитие психики и сознания в фило- и онтогенезе. Эволюция поведения. Представления о развитии сознания, современные теории и концепции сознания.

Врожденное и приобретенное в поведении животных и человека. Облигатное и факультативное научение. Импринтинг. Игровая деятельность животных и человека.

Образовательные технологии

В преподавании дисциплины используются следующие технологии:

· Традиционные: лекции и практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, проводятся дискуссии.

· Самостоятельная работа студентов, включающая освоение теоретического материала, подготовку к семинарам, выполнение домашних заданий, подготовка к текущему контролю знаний и к зачету.

· Консультирование студентов по вопросам учебного материала.

· Активные и интерактивные формы: просмотр и обсуждение видеофильмов о развитии психики и поведении животных, тематическая экскурсия в зоопарк, практическое занятие по анализу поведения животных через наблюдение в зоопарке.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают в себя вопросы к семинарским занятиям, темы докладов и рефератов, вопросы к зачету. Для контроля текущей успеваемости используется рейтинговая система оценки знаний.

Тематика докладов по дисциплине
«Зоопсихология и сравнительная психология»

1. Учение Дарвина и его развитие

2. Критика дарвинизма

3. Естественный отбор: значение для эволюции

4. Внутри и межвидовая борьба

5. Дивергенция видов как одна из основ эволюции

6. Этология как наука: предмет, цель, задачи, практическое значение

7. К. Лоренц о происхождении собак

8. Этические вопросы исследований с участием животных

9. Условные и безусловные рефлексы

10. Биологическое значение импринтинга

11. Инстинктивное поведение: биологическая роль

12. «Разумное» поведение животных

13. Формы научения Эмоции у животных

14. Иерархичность в животных группах

15. Территориальное поведение животных

16. Игры животных: биологический смысл

17. Агрессия в животном мире: значение и функции

18. Фобии, связанные с животными, и их происхождение

19. Особенности поведения крупных хищников

20. Общественное поведение приматов

21. Мышление человекообразных обезьян

22. Психологические основы дрессировки животных

23. Смысловая теория сознания

Тематика рефератов по дисциплине
«Зоопсихология и сравнительная психология»

1. Поведение примитива (по Л.С. Выготскому).

2. Сравнительная характеристика поведения человека и обезьян.

3. Игровое поведение животных.

4. Способности животных: проблемы происхождения и существования.

5. Сны у животных и людей.

6. Язык и общение животных.

7. Виды научения у животных.

8. Ритуальное поведение у животных.

9. Эмоции у животных.

10. Семейные отношения в мире животных.

11. Агрессивное поведение животных.

12. Методы зоопсихологии и сравнительной психологии.

13. Стадии развития психики (по А.Н. Леонтьеву).

14. Социогенез и развитие интеллекта.

15. Возникновение и развитие сознания.

16. Сравнительная характеристика рефлекторного и инстинктивного поведения.

17. Антропогенез.

18. Механизмы эволюции.

19. Общественные отношения животных.

20. Литературный обзор современного состояния зоопсихологии (Аннотации статей в современной периодике).

Вопросы к зачету по дисциплине
«Зоопсихология и сравнительная психология»

1. Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.

2. Классификация методов зоопсихологии и сравнительной психологии.

3. Онтогенетический метод.

4. Филогенетический метод.

5. Биогенетический метод.

6. Понятие психики. Связь психики и поведения.

7. Биологическое и социальное в поведении человека.

8. Понятие об инстинктивном поведении.

9. Рефлексы, их виды и значение. И. Павлов о рефлексах.

10. Эволюция психики: особенности и закономерности.

11. Проблемы эволюции психики.

12. Стадии развития психики. Особенности каждой стадии.

13. Стадия элементарной сенсорной психики.

14. Стадия перцептивной психики.

15. Стадия интеллектуальной деятельности.

16. Проблема происхождения сознания.

17. Сознание и психика.

18. Проблема происхождения трудовой деятельности.

19. Роль социальной иерархии в поведении животных и человека.

20. Возникновение речи и мышления.

21. Предметно орудийная деятельность обезьян.

22. Импринтинг и его роль в приспособлении.

23. Эмбриональное научение (?).

24. Общая характеристика поведения и психики животных в постнатальном периоде.

25. Общая характеристика поведения и психики животных в ювенильном периоде.

26. Классификация и основные концепции игры животных.

27. Игры животных и человека – сравнительная характеристика.

28. Научение. Виды научения. Подражание.

Для контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации используется рейтинговая и информационно-измерительная система оценки знаний. Система текущего контроля включает:

1) контроль посещения и работы на семинарских/практических занятиях;

2) контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы;

3) контроль знаний, умений, навыков усвоенных в данном курсе в форме письменной итоговой контрольной работы.

Работа на семинарских занятиях оценивается преподавателем (по пятибалльной шкале) по итогам подготовки и выполнения студентами практических заданий, активности работы в группе и самостоятельной работе. Пропуск семинарских занятий предполагает отработку по пропущенным темам. Форма отработки определяется преподавателем, ведущим семинар (письменное эссе, написание реферата по теме пропущенного семинарского занятия, письменный отчет о выполнении практического задания, конспект статьи, проведение промежуточного тестирования знаний или пр.) Неотработанный (до начала экзаменационной сессии) пропуск более 50% семинарских занятий по курсу является основанием для недопуска к экзамену по курсу.

Итоговая контрольная работа в виде дидактического теста проводится на последнем лекционном или последнем семинарском занятии и предназначена для оценки знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе теоретических и практических занятий курса

Оценка за итоговую контрольную работу (дидактический тест) по курсу выставляется в соответствии со следующими критериями:

· Оценка «отлично» (5 баллов) – 81–100% правильных ответов

· Оценка «хорошо» (4 балла) – 66–80% правильных ответов Оценка «удовлетворительно» (3 балла) - 51 -65% правильных ответов

· Оценка «неудовлетворительно» – 50% и менее правильных ответов.

Число вариантов ответов на каждое задание – не менее 4-х. Рекомендуемое число заданий в тестовом варианте (индивидуальном комплекте) – не менее 60 заданий (по 5 на каждую из тем курса). Продолжительность сеанса тестирования – не более 60 минут.

Форма итогового контроля – зачет.

Оценка за зачет является составной и выставляется как среднее арифметическое оценок* по пятибалльной шкале (с округлением до целого) по результатам выполнение следующих заданий:

1. выполнение заданий для самостоятельной работы/ написание реферата по выбранной теме;

2. оценка за работу на семинарских занятиях (степень активности на семинарских занятиях в виде выступлений с сообщениями, докладами, участии в дискуссии);

3. выполнение итоговой контрольной работы;

4. устный ответ на два вопроса экзаменационного билета.

Основанием для недопуска к зачету является:

1) неотработанный пропуск более 50% семинарских занятий по курсу;

2) невыполнение на момент начала экзаменационной сессии заданий для самостоятельной работы (работа должна быть представлена в срок как в печатном, так и в электронном виде в соответствии с требованиями к оформлению данного вида работы).

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»

а) основная литература

1. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: МГУ, 2013. 384 с.

2. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие. М.: Академия, 2012. 543 с.

б) дополнительная литература

1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.

2. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: беседы о человеке в компании птиц и зверей. М., 1994.

3. Ерахтин А.В., Портнов А.Н. Философские проблемы этологии и зоопсихологии. М.,Знание, 1984.

4. Зинченко В.П. От генезиса ощущений к образу мира // Леонтьев А.Н. и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1983.

5. Келер В. Исследование интеллекта человеко-подобных обезьян. М., 1930.

6. Кэрригер С. Дикое население природы. М., 1969.

7. Ладыгина-Коте Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность низших обезьян (шимпанзе). М., Изд-во АНССЕР, 1959.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1972.

9. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1980.

10. Лоренц К. Агрессия: так называемое "зло". М., 1994.

11. Мешкова Н.Н., Котенкова Е.В., Лялюхина С.Н. Поведение домовой и курганчиковой мышей при освоении нового пространства. // Зоол. журнал. 1986. Т.65. Вып. 1.

12. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

13. Паргамин М.А. Мир животных: популярная психология животных. СПб., 1995.

14. Смирнов С.Д. Психология образа. М.: МГУ, 1985.

16. ФабриК.Э. Задачи современной зоопсихологии // Психол. журнал 1981. Т. 2. № 5.

17. Фабри К.Э. Зоопсихология в Московском университете // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 4.

18. Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.

19. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества: поведенческие аспекты эволюции человека. М., 1993.

20. Гардашух Т.В. Этология в системе наук. Киев, 1991.

21. Гудолл Д. В тени человека. М., 1974.

22. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., Прогресс, 1983.

23. ПоршневБ.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

24. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., МГУ, 1976.

25. Фабри К.Э. Введение в общую и прикладную ихтиопсихологию. М., МГУ, 1988.

в) программное обеспечение и интернет-ресурсы

1. Библиотека Администрации Президента РФ

URL:http//194.226.30/32/book.htm

2. Российская библиотечная ассоциация

URL:http//www.rba.ru

3. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек

URL:http// www.library.ru

4. Муниципальное объединение библиотек

URL: http//www.gibs.uralifo.ru

5. Электронная библиотека

URL: http//stratum.pstu.as.ru

6. Российская национальная библиотека

URL:http//www.rsl.ru

7. Публичная электронная библиотека

URL: http//gpntb.ru

Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным, справочным и поисковым системам:

www. Informika.ru;

www.mon.gov.ru;

www.wikipedia.org;

www.edu.ru;

www.rsl.ru;

www.gnpbu.ru;

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются компьютерная техника, видеомагнитофон, кинофильмы.

Рабочая программа дисциплины

«Зоопсихология и сравнительная психология»

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

* Примечание: Наличие оценки «неудовлетворительно» за любое из заданий не позволяет получить итоговую оценку за экзамен выше «неудовлетворительно».

Наши рекомендации