Практикум по психодиагностике
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психодиагностика» для обучающихся факультета психологии 3 курса очной и 4 курса заочной форм обучения направления подготовки 37.03.01 – «Психология»
Симферополь
2016
УДК 159.9.072
ББК 88.5
ГУСТОДЫМОВА В. С.
Практикум по психодиагностике: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психодиагностика» для обучающихся факультета психологии 3 курса очной и 4 курса заочной форм обучения направления подготовки 37.03.01 – «Психология» уровня бакалавриат / В. С. Густодымова. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». ― Симферополь, 2016. ― 75 с.
Пособие содержит рекомендации по освоению практической части учебной дисциплины «Психодиагностика». Приведена тематика и содержание семинарских и практических занятий. Представлена примерная тематика контрольных заданий и рефератов по дисциплине, рекомендуемая литература, вопросы к экзамену.
«Практикум по психодиагностике» позволяет оптимизировать практическую подготовку обучающихся в ходе аудиторной и самостоятельной работы, сформировать представления о содержании и назначении методик, а также умения адекватного выбора и использования психодиагностических средств.
Подготовлено на кафедре социальной психологии.
Печатается по решению научно-методического совета Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского протокол №________ от______.
Рецензенты: Черный Е. В., доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии факультета психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
Павленко В. Б., доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психофизиологии факультета психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
©Густодымова В. С., КФУ, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………… 5
Содержание дисциплины………………………………………………. 7
Раздел 1. Введение в психодиагностику……………………………… 12
1.1. Семинарское занятие № 1. ……………………………………. 12
1.2. Семинарское занятие № 2……………………………………... 13
Раздел 2. Тестирование как психодиагностическая процедура…….. 14
2.1. Семинарское занятие № 3…………………………………….. 14
2.2. Семинарское занятие № 4. …………………………………… 15
Раздел 3. Психометрические основы психодиагностики..................... 17
3.1. Семинарское занятие № 5……………………………………... 17
3.2. Семинарское занятие № 6……………………………………… 18
Раздел 4. Принципы конструирования и стандартизации тестов…… 19
4.1. Семинарское занятие № 7……………………………………… 19
4.2. Семинарское занятие № 8. …………………………………….. 20
Раздел 5. Практикум по психодиагностике личности……………….. 21
5.1. Методические указания к практическим занятиям…………...21
5.2. Практическое занятие № 1…………………………………….. 22
5.3. Практическое занятие № 2……………………………………. 25
5.4. Практическое занятие № 3……………………………………. 27
5.5. Практическое занятие № 4……………………………………. 28
5.6. Практическое занятие № 5…………………………………….. 30
5.7. Практическое занятие № 6…………………………………….. 32
5.8. Практическое занятие № 7…………………………………….. 34
5.9. Практическое занятие № 8…………………………………….. 36
5.10. Практическое занятие № 9…………………………………… 38
5.11. Практическое занятие № 10………………………………….. 39
5.12. Практическое занятие № 11………………………………….. 40
Контрольные задания…………………………………………………...41
Тематика рефератов……………………………………………………..45
Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины………………………………………………………………47
Вопросы к экзамену................................................................................. 50
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины………………………………53
Приложения…………………………………………………………….. 57
ВВЕДЕНИЕ
Цель изучения дисциплины – формирование базовых представлений о принципах и инструментах оценки измерения индивидуально-психологических особенностей человека; о специфике психодиагностического процесса и факторах, влияющих на него; о психометрических основах психодиагностики, принципах конструирования и стандартизации тестов.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата. Данная дисциплина логически и содержательно связана с изученными ранее дисциплинами «Общая психология», «Общепсихологический практикум» «Дифференциальная психология», «Математические методы в психологии», «Экспериментальная психология».
В процессе изучения предшествующих дисциплин у обучающегося сформированы базовые знания, умения и навыки, необходимые для изучения данной дисциплины:
• об общей схеме психологического исследования,
• о классификации психологических методов,
• о характеристике психических явлений и индивидуальных различий, навыки арифметических операций.
Освоение данной дисциплины является теоретической и практической базой для дисциплин «Психология личности», «Клиническая психология», «Психологическая служба в системе образования», «Социальная психология», «Психология семьи», «Основы консультативной психологии» и производственной практике (в школе).
Дисциплина изучается на 3 курсе в 5-6 семестрах (очная и заочная форма обучения).
В результате изучения дисциплины «Психодиагностика» обучающиеся должны знать:
- основные понятия, терминологию и научные факты в области психодиагностики (ОПК-1);
- психодиагностический инструментарий, психометрические основы психодиагностики (ПК-2);
- специфику и организацию психодиагностического процесса, а также факторы, влияющие на него (ПК-8).
В результате изучения дисциплины «Психодиагностика» обучающиеся должны уметь:
-находить и изучать научную информацию отечественного и зарубежного опыта для решения стандартных задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
-использовать адекватные методики; анализировать выявленные психологические феномены индивидов и групп (ПК-2);
-участвовать в проведении психологического исследования на основе профессиональных знаний и делать психодиагностическое заключение (ПК-8).
В результате изучения дисциплины «Психодиагностика» обучающиеся должны владеть:
-понятийным аппаратом и навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний психодиагностики (ОПК-1);
- навыками работы с методиками диагностики особенностей личности, мотиваций и эмоций, интеллекта, межличностных отношений, сознания и самосознания и т.д. (ПК-2);
-навыками процедуры тестирования, интерпретации диагностических данных и написания психодиагностического заключения (ПК-8).
Объем дисциплины и распределение часов по видам учебной работы
Виды контактной и внеаудиторной работы | Всего часов | |
очная форма обучения | заочная форма обучения | |
Общий объем дисциплины | ||
Аудиторная работа | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
Практические (семинарские) | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Экзамен | экзамен | экзамен |
Содержание дисциплины
Разделы дисциплины (очная форма обучения)
№ п/п | Наименование разделов дисциплины | Всего часов | В том числе | |||
Аудиторные занятия | Из них | Самосто ятельная работа | ||||
Лекции | Практические (семинарские) занятия | |||||
Введение в психодиагностику | ||||||
Тестирование как психодиагностическая процедура | ||||||
Психометрические основы психодиагностики | ||||||
Принципы конструирования и стандартизации тестов | ||||||
Психодиагностика личности | ||||||
Проективные методы диагностики личности | ||||||
Психодиагностика сознания и самосознания | ||||||
Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний | ||||||
Диагностика интеллекта | ||||||
Диагностика стилевой сферы личности | ||||||
Психологическое тестирование в образовании | ||||||
Психодиагностика межличностных отношений. | ||||||
Всего часов |
Темы разделов дисциплины (очная форма обучения)
Раздел | Номер занятия | Вид занятия | Номер вида заня тия | Тема занятия | Часы |
1-4 | Лекция | 2, 3, 4 | Предмет психодиагностики История психодиагностики | ||
5-6 | Практика | Психодиагностика как наука История развития психодиагностики | |||
7-9 | Лекция | Психодиагностический метод Психодиагностический процесс Специфика психодиагностического процесса | |||
10-12 | Практика | 3-4 | Проведение психодиагностического обследования Психологический диагноз | ||
13-15 | Лекция | Репрезентативность тестовых норм Надежность теста Валидность теста | |||
16-17 | Практика | Введение в психометрику Надежность и валидность теста | |||
18-20 | Лекция | 11-12 | Конструирование теста Стандартизация и адаптация теста | ||
21-22 | Практика | Этапы конструирования и стандартизации тестов Компьютерная психодиагностика | |||
23-29 | Лекция | 15-17 18-20 | Психодиагностика свойств нервной системы и темперамента Личностные опросники и теории личности Проблема достоверности личностных опросников | ||
30-34 | Практика | 10-11 | Диагностика темперамента | ||
12-13 | Подходы к исследованию особенностей личности на основе выделения черт и типов Исследование особенностей личности путем диагностики рисунка | ||||
35-39 | Лекция | 21-22 23-24 | Проективная техника диагностики личности Психологическая специфика проективного метода Структура и специфика проведения ТАТ (тематический апперцептивный тест) | ||
40-43 | Практика | 15-18 | Проективные методы диагностики личности | ||
44-46 | Лекция | 27-28 | Психодиагностика сознания Психодиагностика самосознания | ||
46-49 | Практика | 19-21 | Диагностика сознания и самосознания | ||
50-53 | Лекция | 29-30 31-32 | Специфика психологической диагностики мотивационной сферы Специфика психологической диагностики эмоциональной сферы | ||
54-54 | Практика | 22-23 | Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний | ||
56-60 | Лекция | 33-34 35-36 | История и подходы к понятию интеллекта Проблема онтологического статуса понятия «интеллект» Интеллект: наследственность и среда | ||
61-66 | Практика | 24-26 27-29 | Диагностика общих интеллектуальных способностей Диагностика креативности | ||
67-68 | Лекция | 38-39 | Диагностика стилевой сферы личности | ||
69-70 | Практика | 30-31 | Диагностика стилевой сферы личности | ||
71-72 | Лекция | 40-41 | Психологическое тестирование в образовании | ||
73-74 | Практика | 32-33 | Психологическое тестирование в образовании | ||
75-76 | Лекция | 42-43 | Психодиагностика межличностных отношений | ||
77-78 | Практика | 34-35 | Диагностика межличностных отношений | ||
ИТОГО аудиторных часов по дисциплине |
Разделы дисциплины (заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование разделов дисциплины | Всего часов | В том числе | |||
Аудиторные занятия | Из них | Самосто ятельная работа | ||||
Лекции | Практические (семинарские) занятия | |||||
Введение в психодиагностику | – | |||||
Тестирование как психодиагностическая процедура | ||||||
Психометрические основы психодиагностики | ||||||
Принципы конструирования и стандартизации тестов | - | |||||
Психодиагностика личности | ||||||
Проективные методы диагностики личности | ||||||
Психодиагностика сознания и самосознания | ||||||
Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний | ||||||
Диагностика интеллекта | ||||||
Диагностика стилевой сферы личности | – | |||||
Психологическое тестирование в образовании | – | – | – | |||
Психодиагностика межличностных отношений | – | |||||
Всего часов |
Темы разделов дисциплины (заочная форма обучения)
Личностные опросники | |||||
Практика | Подходы к исследованию особенностей личности на основе выделения черт и типов | ||||
Лекция | Проективная техника диагностики личности | ||||
Практика | Проективные методы диагностики личности | ||||
Лекция | Психодиагностика сознания и самосознания | ||||
Практика | Диагностика сознания и самосознания | ||||
Лекция | Диагностика эмоций и мотивации | ||||
Практика | Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний | ||||
Лекция | Диагностика интеллекта | ||||
Практика | Диагностика общих интеллектуальных способностей | ||||
Практика | Диагностика стилевой сферы личности | ||||
Практика | Диагностика межличностных отношений | ||||
ИТОГО аудиторных часов по дисциплине |
Семинарское занятие № 1
Тема. Психодиагностика как наука
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие психодиагностики. Теоретическая и практическая психодиагностика;
2. Предмет и структура психодиагностики. Основные задачи психодиагностики;
3. Социальная и практическая значимость психодиагностики;
4. Психодиагностический метод и диагностические подходы;
5. Психодиагностика и смежные направления исследований;
7. Классификация методов психодиагностики: Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. К. Гайда, В. П. Захаров, Й. Шванцер, по критерию формализованности.
Основные термины к теме:психодиагностика, психологическое тестирование, психологическая оценка, психометрия, метод, методика, тест, формализованные методики, неформализованные методики, метод наблюдения, метод беседы, контент-анализ, интервью, анкетирование.
Рекомендуемая литература:
1. Анастази, А., Психологическое тестирование / А. Анастази. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 859 с.
2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – СПб., 2000.
3. Бурлачук , Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб., 2003.
4. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. 2-е издание / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2006.
5. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике : Учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. – М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2009.
6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д. Я. – Самара : БахрахМ, 2011.
7. Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии / Е. С. Романова. – СПб.: Речь, 2001.
8. Романова, Е. С. Психодиагностика / Е. С. Романова. – СПб. : Питер, 2005.
Семинарское занятие № 2
Тема. История развития психодиагностики
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Предыстория психодиагностики (Ф. Гальтон, Дж. Кэттел, А. Бине);
2. Развитие психодиагностики в начале XX в. (до 1930-х гг.);
3. Кризис. Развитие психодиагностики в 30-е годы;
4. Развитие психодиагностики в 40-е годы;
5. Развитие психодиагностики в 50-е годы;
6. Развитие психодиагностики в 60-е годы;
7. Развитие психодиагностики в 70-е годы;
8. Развитие психодиагностики в 80-е годы;
9. Развитие психодиагностики в 90-е годы;
10. Актуальные проблемы психодиагностики.
Основные термины к теме: шкала, тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности, тесты достижений, проективные методики.
Рекомендуемая литература:
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2005.
2. Батаршев, А. В. Тестирование : Основной инструментарий практического психолога : Учеб.пособие / А. В. Батаршев. - 2.изд. - М. : Дело, 2001.
3. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб. : Изд-во"Речь", 2003.
4. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учебник для студ.вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2005.
5. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М.: Юрайт, 2011.
6. Психологическая диагностика : Учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – Спб : Питер, 2003.
Семинарское занятие № 3
Тема.Проведение психодиагностического обследования
Продолжительность – 4 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятия «субъекта» и «объекта» психодиагностики;
2. Классификации психодиагностических ситуаций (А. Г. Шмелев, В. Н. Дружинин);
3. Ситуация экспертизы в психодиагностической работе: специфика, заказчики, требования к проведению обследования и составлению психодиагностического заключения;
4. Ситуация психологической помощи (консультирование: специфика, установление раппорта, особенности взаимодействия с клиентом);
5. Особенности психодиагностического обследования детей и взрослых. Сообщение результатов психодиагностического обследования;
6. Основная документация психолога-психодиагноста;
7. Основные этапы психодиагностического обследования;
8. Изучение запроса, анамнез, формулирование психологической проблемы;
9. Выдвижение гипотез, подбор психодиагностических методов исследования;
10. Получение диагностической информации с помощью различных методов;
11. Психологический диагноз и прогноз;
12. Разработка психолого-педагогических рекомендаций или коррекционно-развивающих программ;
13. Профессионально-этические принципы психодиагностического обследования: требования к разработчикам тестов, требования к психологам-пользователям, требования к специалистам смежникам.
Основные термины к теме: субъект психодиагностики, объект психодиагностики, психодиагностическое обследование,психодиагностическая задача,психодиагностическая ситуация, экспертиза, психологическое консультирование, раппорт, анамнез, психологический прогноз, психодиагностическое заключение, психологические рекомендации.
Рекомендуемая литература:
1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. - СПб., 2002. – С.126-130, 145-146.
2. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И.Н. – М. : Юрайт, 2011. – 439 с. : ил. – (Бакалавр).
3. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. - М., 2000. – С.64-67.
4. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 2001. – С. 4.
5. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика : учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010. – 215 с. : ил.
6. Битянова, М. Теоретический конструкт нормы / М. Битянова // Школьный психолог. – 2000.- № 36.- С.7.
7. Вахромов, Е. Норма и аномалия / Е. Вахромов // Школьный психолог. – 2001.- № 30.- С.4.
Семинарское занятие № 4
Тема. Психологический диагноз
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие психологического диагноза. Уровни психологического диагноза (Л. С. Выготский);
2. Соотношение медицинского и психологического диагнозов;
3. Симптоматический диагноз;
4. Этиологический диагноз;
5. Типологический диагноз;
6. Диагностическое заключение и прогноз;
7. Основные диагностические ошибки (ошибки в сборе данных, ошибки в переработке, интерпретации данных);
8. Типы установок на ответ. Способы минимизации влияния на результаты психодиагностического заключения различных типов установок на ответ;
9. Требования к итоговому заключению (принципы составления, примерный алгоритм заключения, виды психологических заключений).
Основные термины: медицинский диагноз, психологический диагноз, симптоматический диагноз, этиологический диагноз, типологический диагноз, прогностичность.
Рекомендуемая литература:
1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. - СПб., 2002. – С.126-130, 145 – 146.
2. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс, И. Н. – М. : Юрайт, 2011. – 439 с. : ил. – (Бакалавр).
3. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. - М., 2000. – С.64-67.
4. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 2001. – С.4.
5. Семаго, Н. Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М., 2000.
6. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика : учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010. – 215 с. : ил.
7. Битянова, М. Теоретический конструкт нормы / М. Битянова // Школьный психолог. – 2000.- № 36.- С.7.
8. Вахромов, Е. Норма и аномалия / Е. Вахромов // Школьный психолог. – 2001.- № 30.- С.4.
9. Семаго, М. В поисках социально-психологических нормативов / М. Семаго // Школьный психолог- 2000.-№ 12.- С.8-9.
10. Семаго, М. Камень преткновения, или представления о нормативности в специальной психологии / М. Семаго // Школьный психолог.-2004.- № 6.- С.6-8.
Семинарское занятие № 5
Тема. Введение в психометрику
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: надежность, валидность, репрезентативность, дискриминативность, достоверность;
2. Понятие надежности теста. Виды надежности теста;
3. Понятие валидности теста. Виды валидности;
4. Кривая нормального распределения;
5. Репрезентативность тестовых норм;
6. Требования к выборке;
7. Понятие психической нормы. Подходы к пониманию психической нормы в психодиагностике.
Основные термины: психометрика,надежность, валидность, репрезентативность, дискриминативность, достоверность, надежность, валидность, стандартизация теста, выборка стандартизации, нормальное распределение Гаусса, среднее значение, мода, медиана, стандартное отклонение, тестовые нормы, психическая норма.
Рекомендуемая литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2001. – С. 64 – 102.
2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / В. В. Столин, А. А. Бодалев. – СПб. : Речь, 2000. – С. 79 – 101.
3. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011. – 439 с.
4. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика : учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010.
Семинарское занятие № 6
Тема. Надежность и валидность теста
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие надежности теста;
2. Повторное тестирование (ретестовая надежность);
3. Параллельное тестирование (надежность параллельных форм);
4. Расщепление (надежность частей теста);
5. Последовательность действий при определении надежности;
6. Средства повышения надежности психодиагностических методик;
7. Понятие валидности теста;
8. Конструктная валидность;
9. Конвергентная, дискриминантная и факторная валидность;
10. Критериальная валидность;
11. Прогностическая валидность;
12. Содержательная валидность;
13. Экспертная эмпирическая валидизация;
14. Порядок действий психолога при проверке валидности.
Основные термины: надежность, ретестовая надежность, надежность параллельных форм, надежность частей теста, внутренняя согласованность, конструктная валидность, конвергентная валидность, дискриминантная валидность, факторная валидность, критериальная валидность, прогностическая валидность, содержательная валидность, эмпирическая валидность.
Рекомендуемая литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2001. – С. 103 - 132.
2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / В. В. Столин, А. А. Бодалев. – СПб. : Речь, 2000. – С. 101 - 112.
3. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011. – 439 с.
4. Ромек, В. Г. Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в Интернет / В. Г. Ромек, Д. К. Сатин // Психологический журнал. 2000.- т.21.- № 2.- С. 70-74.
Семинарское занятие № 7
Тема. Этапы конструирования и стандартизации тестов
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Конструирование теста, его спецификация;
2. Разработка заданий теста;
3. Оформление теста;
4. Пилотажное исследование и анализ заданий теста;
5. Конструирование шкал;
6. Требования к оформлению вопросов теста;
7. Стандартизация тестов;
8. Технология адаптации методик. Адаптация зарубежных тестов;
9. Стратегии составления личностных опросников;
10. Проблемы разработки проективных методик;
11. Нормативные требования к разработчикам методик и пользователям тестов;
12. Требования к психометрической подготовке психолога.
Основные термины: спецификация теста, пилотажное исследование, интегральные шкалы, рейтинговая шкала, дихотомическая шкала, трихотомическая шкала, шкала лжи, адаптация теста, тестовая задача, стимульный материал.
Рекомендуемая литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2001. – С. 133 - 195.
2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / В. В. Столин, А. А. Бодалев. – СПб. : Речь, 2000. – С. 112 - 135.
3. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб. : Питер Ком, 1999. – С.34-49.
4. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011.
Семинарское занятие № 8
Тема. Компьютерная психодиагностика
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Компьютеризация тестов;
2. Преимущества и ограничения современных компьютеризированных методик психодиагностики;
3. Компьютерный психодиагностический инструментарий: эффект их использования, признаки компьютерных методик, история использования, особенности исследования испытуемых;
4. Стратегия построения компьютерной интерпретации результатов тестирования;
5. Компьютер как организатор стимульного материала:
- компьютерная специфика тестовых заданий;
- дистанционное тестирование;
- адаптивное тестирование;
- игровое тестирование;
6. Феномен компьютерной тревожности и его влияние на результаты тестирования.
Основные термины: компьютеризация, компьютерные версии психодиагностических методик, компьютерные психодиагностические методики, адаптивное тестирование, динамическая стимульная среда, ревалидизация, рестандартизация.
Рекомендуемая литература:
1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2003. - С.114 - 120.
2. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011.
3. Ромек, В. Г. Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в Интернет / В. Г. Ромек, Д. К. Сатин // Психологический журнал. 2000.- т.21.- № 2.- С. 70-75.
4. Червинская, К. Р. Компьютерная психодиагностика / К. Р. Червинская. - СПб. : Речь, 2003. - С.116-134, 258-268.
5. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика : учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010.
Практическое занятие № 1
Тема.Диагностика темперамента
Продолжительность – 4 часа
Цель занятия:знакомство с методами диагностики индивидуально-типологических особенностей личности; диагностика индивидуально-типологических особенностей студентов.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия «темперамент»;
2. Дайте характеристику свойств нервной системы;
3. Назовите известные Вам методы диагностики индивидуально-типологических особенностей личности.
Задание № 1. Провести диагностику темперамента студента с помощью методики «Тест-опросник Я. Стреляу».
Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к опроснику Я. Стреляу;
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа и занесение их в лист ответов;
- сравнение сырых баллов с диагностическими статистическими границами;
- интерпретация результатов.
Задание № 2. Провести диагностику структуры темперамента студента с помощью методики «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)».
Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к опроснику структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ);
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
- перекодирование ответов согласно ключу;
- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;
- интерпретация результатов.
Задание № 3. Проведение диагностики формально-динамических свойств индивидуальности студента с помощью опросника В.М. Русалова (ОФДСИ).
Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к опроснику формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ);
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
- перекодирование ответов согласно ключу;
- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;
- интерпретация результатов.
Задание № 4. Провести диагностику темперамента студента с помощью теста-опросника Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г.И.Шмелевым).
Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к тесту-опроснику Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г. И. Шмелевым);
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
- подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;
- графическое отображение полученных результатов;
- интерпретация результатов.
Задания по итогам практической работы:
1. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест-опросник Я. Стреляу»;
2. Составить рубрикатор и протокол к методике «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)»;
3. Составить рубрикатор и протокол к методике «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова»;
4. Составить рубрикатор и протокол к методике «Тест-опросник Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г.И. Шмелевым)».
Рекомендуемая литература:
1. Моисеева, О. Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учеб. пособие / О. Ю. Моисеева. – Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2002. - 52 с.
2. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности : Дидактические материалы / Отв. ред. Н.К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248 с.
3. Русалов, В. И. Опросник структуры темперамента / В. И. Русалов. – М., 1992.
4. Русалов, В. М. Опросник формально-динамичеких свойств индивидуальности человека (ОФДСИ) / В. М. Русалов. - М. : ИП РАН, 2004. – 136 с.
5. Стреляу, Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие / Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. - М. : Смысл, 2009. – 104 с.
6. Темперамент и характер : Психологическая диагностика. – М. : Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 336 с.
7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2003.-40с.
Практическое занятие № 2
Тема.Подходы к исследованию особенностей личности на основе выделения черт и типов
Продолжительность–4 часа
Цель занятия: знакомство с методами диагностики черт личности;диагностика черт личности студента.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте основные подходы к понятию «свойства личности»;
2. Дайте представление об основных стратегиях составления личностных оп