Условия эффективного взаимодействия клиента и консультанта.
1. Профессиональная объективность и нейтралитет. Необходимо сохранять баланс контролируемого эмоционального включения в ситуацию. При чрезмерной эмоциональной включенности социального работника возможна потеря объективности во взаимоотношениях. При недостаточной заинтересованности социального работника в решении проблем клиента возникает риск невозможности разрешения ситуации.
2. Предвидение, активизация и использование возможностей самого клиента.
3. Качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом. Должна быть адекватность взаимоотношений с клиентом, соответствие этическим нормам и принципам.
Взаимодействие формируется с учетом характера психологических контактов клиента, функционально-ролевого типа общения.
Взаимодействие формируется с учетом следующих основных принципов: - каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать; - каждый человек имеет право на самореализацию; - приверженность принципам социальной справедливости; - использование ЗУНов социального работника для оказания помощи людям, для разрешения конфликтов между личностью и социальным окружением; - социальные работники оказывают помощь всем обратившимся независимо от их пола, возраста, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания и др.; - уважение основных прав индивидов и групп; - соблюдение принципов личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственности использования информации в своей работе.
Виды консультирования
Виды консультирования:
по объекту воздействия: - индивидуальное консультирование, предполагающее работу с отдельным человеком. - групповое - объектом воздействия специалиста является собой какая-либо группа или коллектив. Объектом социального консультирования может быть только малая социальная группа - семья, студенческая группа и т.п.
По целевой установке клиента:
1. Рефлексивное консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысление какой-либо жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта - выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей. Работа психоаналитика или психотерапевта часто осуществляется именно в такой форме (30.С.224).
2. Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация - программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист. Примером такой консультации является консультация адвоката, выстраивающего вместе с клиентом оптимальную тактику поведения на судебном заседании.
3. Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Это консультация - рекомендация, где консультант - это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую консультацию получит у педагога родитель, столкнувшийся с необходимостью гармонизации отношений со своим ребёнком.
4. Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация - предвидение, где консультант - это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера. В таком случае появляется возможность вскрыть имеющиеся у клиента перспективы и выработать на этом основании определённую программу действий
Консультирование в социальной работе может быть: очным (контактным) и заочным (дистантным).
1)Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, и между ними происходит беседа. Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные возможности.
2)Дистантное (заочное) консультирование предполагает общение с клиентом по телефону или посредством переписки. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке. Телефонное консультирование. Телефонное консультирование как основная его форма позволяет многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.
Консультативная переписка или скриботерапия. Применение на практике этого вида социальной помощи обусловлено тем, что часто телефонное консультирование затрудняется из-за большой загрузки линии или отсутствия в том или ином городе (районе) службы «телефона доверия», телефона у клиента, для отдельных категорий населения (отбывающих наказание). У консультативной переписки есть несколько существенных ограничений для применения: недостаток информации о клиенте для оказания ему помощи; затрудненность обратной связи; невозможность оказания экстренной помощи. Переписка служит лишь начальным передаточным звеном к помощи непосредственной - лицом к лицу