Принцип детерминизма в психологии личности
Принципдетерминизма(детерминировать - определять)означает, что каждое явление понимается как обусловленное причинно-следственными закономерностями и потому поддающееся изучению. В системах простых и равновесных чаще всего имеет место механистический детерминизм, то есть по начальным условиям всегда можно предсказать дальнейшее изменение системы. Эти изменения линейны и потому предсказуемы. Примером жесткого, механистического детерминизма в психологии развития может быть стремление некоторых школ (многих направлений психоанализа, теории привязанности Дж.Боулби, трансперсональной психологии С.Грофа) рассматривать содержание жизни взрослого человека как определенное его пренатальным или раннедетским опытом.
Сложные системы склонны «забывать» начальные условия, точнее, поскольку они изменяются необратимо, то они создают себе новые начальные условия. Поэтому по актуальному состоянию мы уже не можем воспроизвести историю сложного объекта (что хорошо видно, например, в исследованиях воспоминаний о детстве, которые отмечены преобразующим влиянием психологических защит и не могут абсолютно достоверно воссоздать картину жизни человека). Такой вид детерминизма называют нежестким: явление неслучайно, и в то же время однозначно воспроизвести цепочку событий мы не можем[2]. Нежестко детерминированные системы мы можем оценивать только с точки зрения вероятности того или иного изменения, точные предсказания исключены – именно так поступает практический психолог, работающим с клиентом в момент переживания им личностного кризиса, ведь кризис может подавить активность человека, а может раскрыть его ресурсы.
К.Поппер иллюстрировал различие этих форм детерминизма на примере облаков и часов.
Пытаясь повлиять на некоторый объект, мы можем осуществить не прямое воздействие, а опосредствованное: так, например, теория эмерджентной грамотности фокусирует усилия не на обучении ребенка правилам орфографии и пунктуации, а на создании обогащенной языковой среды, в которой ребенок естественно воспринимал бы письменные и устные послания, упражнял бы навыки любой символической презентации и получал бы богатые новые впечатления.
Чем сложнее система, тем менее жестко детерминированным и потому предсказуемым является ее развитие. К. Роджерс в описании своего клинического опыта также особо отмечал предсказуемость клиентов на ранних стадиях работы и утрату предсказуемости как критерий прекращения психотерапевтического процесса.
К.Г.Юнг, предваряя идеи синергетики относительно развития живых систем, писал: «Мы можем ясно определить причину и следствие, когда явление изолировано и подвергнуто экспериментам, другими словами, когда установлены постоянные, единообразные условия. Однако в случае с биологическими экспериментами[3] нам вряд ли удастся установить начальную ситуацию, которая гарантированно вызовет определённый эффект. Здесь мы имеем дело с таким трудным материалом — например, с разнообразием и сложностью условий, — что невозможно говорить о недвусмысленных причинных связях. Здесь больше подходит термин обусловленный: такие-то и такие-то условия могут привести к такому-то и такому-то результату. Так мы пытаемся заменить строгую причинность воздействием множества переплетённых условий, расширить чёткую причинно-следственную связь, открыв её для множества интерпретаций. Причинность как таковая не отменяется, но адаптируется к многослойному материалу жизни» (Юнг, 2015, с. 8).
Более того, существуют явления психики человека, построенные на акаузальных связях (такие явления не считаются с закономерностями физического времени и пространства, которые и делают возможными причинно-следственные закономерности). Подобные события, описанные К.-Г. Юнгом, происходят синхронно в силу глубокой смысловой или генетической связанности, принадлежности к единому смысловому полю или общности их происхождения (примером может быть внепространственная чувствительность близнецов друг к другу, которая может проявляться в предвидении, предчувствии или одновременном переживании похожих событий - несчастных случаев, смерти). Но, конечно, объяснение таких феноменов требует большой осторожности и соблюдения правила не-введения лишних сущностей.