Субъект и принцип детерминизма
Эти и все другие многообразные виды и уровни активности субъекта образуют целостную систему внутренних условий, через которые как через основаниеразвития только и действуют любые внешние причины, влияния и т.д. [Рубинштейн, 1958; 1997]. Например, в экспериментах, проведенных учениками и последователями Рубинштейна, показано, что внешняя причина (подсказка экспериментатора) помогает испытуемому решать мыслительную задачу лишь в меру сформированности внутренних условий его мышления, т. е. в зависимости от того, насколько он самостоятельно продвинулся вперед в процессе анализа и синтеза решаемой задачи. Если это продвижение незначительно, испытуемый не сможет адекватно использовать помощь извне, со стороны другого человека. И наоборот, если он глубже и правильнее анализирует проблемную ситуацию и задачу, он становится более подготовленным к пониманию и принятию данной извне подсказки [Абульха-нова, 1973; Брушлинский, 1996; Мышление: процесс, 1982; Процесс мышления.., 1960; Рубинштейн, 1958; 1997].
Итак, отчетливо выступает активная роль внутренних условий, опосредствующих все внешние воздействия и тем самым определяющих, какие из внешних причин участвуют в едином процессе детерминации всей жизни субъекта. В таком смысле внешнее, действуя через внутреннее, существенно зависит от
него. Следовательно, для Рубинштейна и его школы нет противопоставления и альтернативы между двумя формулами детерминизма:
1) внешнее через внутреннее и 2) внутреннее через внешнее [Абульханова-Славская, 1989; Леонтьев, 1975; Рубинштейн, 1997].
В этом проявляется своеобразная диалектика умственного развития субъекта, вообще его самоопределения: чем ближе сам индивид подошел к успешному решению задачи, тем, казалось бы, ему меньше нужна помощь извне, но тем легче ее реализовать; и наоборот, чем дальше он находится от верного решения, тем больше ему необходима помощь со стороны, но тем труднее ему ее использовать. Данный парадокс саморазвития объясняется и разрешается благодаря непрерывному взаимодействию общественного и индивидуального в ходе формирования психики человека. Например, помощь со стороны (в виде подсказок и т. д.) открывает возможность индивиду ответить на вопрос, который он уже сам себе поставил. Это одно из проявлений тех внутренних условий как основания развития, через которые преломляются все внешние воздействия.
При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, необходимо и существенно опосредствующих все внешние причины (педагогические, пропагандистские и т. д.). Иначе говоря, не личность низводится до уровня якобы пассивных внутренних условий (как иногда думают), а, напротив, последние все более формируются и развиваются в качестве единой многоуровневой системы — личности, вообще субъекта. Формируясь и изменяясь в процессе развития, внутренние условия обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление, процесс и т. д. могут подвергнуться. Отсюда важнейшая роль собственной деятельности, вообще активности всех людей в процессе их воспитания и обучения. ■
Проблему обучения многие психологи теперь конкретизируют посредством понятия зоны ближайшего развития, разработанного Выготским. По его мнению, находясь в этой зоне, школьники получают педагогическую помощь от взрослых и потому в сотрудничестве с ними намного лучше учатся и развиваются. Например, они успешно осваивают научные понятия, принципиально отличающиеся от житейских, т. е. таких, которые формируются у дошкольников спонтанно, без помощи взрослых [Выготский, 1982-1984, т. 2].
Понятие такой зоны означает, что все дети и вообще обучаемые делятся на две группы — получающие и не получающие педагогическую помощь от обучающих. Тем самым подразумевается, что те, кому эта помощь предоставлена, непременно и успешно ее используют (независимо от внутренних условий, опосредствующих ее использование). Здесь социальность понимается — осознанно или неосознанно — лишь как однонаправленное и безусловное влияние общества на ребенка, вообще на индивида, беззащитного и пассивного объекта подобных внешних воздействий.
Но с позиций рубинштейновского принципа детерминизма «внешнее только через внутреннее» (т. е. через основание развития) ребенок — это подлинный субъект, опосредствующий своей активностью любые педагогические влияния, а потому сугубо избирательно к ним восприимчивый, открытый для них, но не «всеядный» и не беззащитный. Следовательно, недостаточно подразделять обучаемых на 1) получающих и 2) не получающих помощь извне. Нужна дальнейшая дифференциация первых из них на тех, кто а) хочет и может и, наоборот, б) не хочет, не может и т. д. использовать в процессе саморазвития помощь извне (подсказки, советы и т. д.), поскольку она действует не безусловно, не прямо и непосредственно, а только через внутренние условия, вообще через обучаемого субъекта [Психологическая наука.., 1997; Рубинштейн, 1958; 1997].
Любая личность может быть объек-
том подлинного воспитания лишь постольку, поскольку она вместе с тем является субъектом этого воспитания, все более становящегося самовоспитанием. Конечно, формирование личности осуществляется в процессе усвоения всей человеческой культуры, но такое усвоение не отрицает, а, напротив, предполагает самостоятельную и все более активную деятельность (игровую, учебную, трудовую и т. д.) каждого ребенка, подростка, юноши, взрослого.
Список литературы
Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности//Психол. журн. 1994. № 4.
Абульханова-Славская К.А., БрушлинскийА.В. Фило-софско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М, 1989.
Богомолова Е.М. Доминанта в естественном поведении животных//Успехи физиолог, наук. 1992. № 2.
Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990.
БрушлинскийА.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва; Воронеж, 1996.
ВыготскийЛ. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.
Гельфанд И.М., Розенфелъд Б.И., Шифрин М.А. Очерки о совместной работе математиков и врачей. М., 1989.
Гуманистические проблемы психологической теории. М.,1995.
Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
Есенин-Вольпш А. С. Об антитрадиционной программе оснований математики//Вопр. философии. 1996. №8.
Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М., 1993.
Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
Курочкин Ю А Систематический анализ перинатального периода жизни лося. Автореф. дис. канд. биол. наук М , 1989
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность М.,1975.
Леонтьев А.Н. О творческом пути Л.С. Выготско-го//Выготский Л.С. Собр. соч. М., 1982, Т. 1.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1984.
Ломов Б.Ф. Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах, М., 1986.
Митькин А.А., Корж Н.Н. Сенсорно-перцептивные процессы в структуре психики// Психол. журн., 1992, № 4.
Московичи С. Социальное представление ис-то-рический взгляд//Психол. журн., 1995, № 1-2.
Мышление: процесс, деятельность, общение, М., 1982.
Налимов В.В. , Дрогалина Ж.А. Реальность нереального, М., 1996.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды М„ 1969.
Процес мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Эксперимент исслед. /ПодредСЛ. Рубинштейна. М., 1960.
Психологическая наука в России XX столетия М., 1997.
Психологический словарь. М., 1996.
Психология и марксизм («круглый стол»)//Пси-хол. журн. 1993. № 1.
Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. Учен. зап. Высшей школы Одессы, 1922//Вопр. психологии. 1986. № 4.
Рубинштейн С. Л Основы психологии М., 1935.
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования М., 1958.
Рубинштейн С.Л. Избранные философско-пси-хологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.
Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М., 1992.
Сеченов ИМ. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
ЧайлахянЛ.М. Истоки происхождения психики. Пущино, 1992.
Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский и марксизм в советской психологии//Психол. журн. 1992. №5. 1994. №1.
Doise W. Logiques sociales dans la rainsonnement Neuchatel, Pans, 1993.
Fan R., Moscovici S. (Eds ) Social representations Cambridge, 1984.
Pavard B. (Ed) Systemes cooperatifs delamode-lisation a la conception Toulouse, 1994.
Pieron H. Aux sources de la connaissance la sensation guide de vie Pans, 1955.
Suchman L. Plans and situated actions Cambridge, 1987.
Мотивация и эмоции
Введение
Под мотивацией в психологии понимается совокупность факторов, энергети-зирующих и направляющих поведение Проблема мотивации, таким образом, сводится к созданию некоторой теории, позволяющей определить исходные причины, а также группы переменных (как внешних, так и внутренних), задающих то или иное направление, траекторию поведения индивида.
Эмоции в свою очередь являются субъективной стороной, переживанием удовлетворения/неудовлетворения потребности, внутренним индикатором степени достижения цели
Мотивационные и эмоциональные процессы относятся к разряду регулятивных компонентов психического функционирования, к тому, что инициирует поведенческий акт и придает ему внутреннюю, субъективную окраску.
В данном разделе будут рассмотрены основные психологические теории мотивации и эмоций вместе с полученными в рамках каждого из подходов теоретическими и эмпирическими результатами — эффектами и закономерностями.
Теории мотивации
Бихевиоризм: теории научения.Одним из классических подходов к проблемам мотивации в психологии является подход с позиций теорий научения, представленный в работах бихевиористов и необи-хевиористов. Основой активности индивида с точки зрения бихевиоризма является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, приводящее организм в состояние активности.
Если речь идет о врожденных, фиксированных формах поведения типа простых рефлексов, то эта активность носит
достаточно специфический, определенный характер: мы моргаем, когда в глаз попадает инородное тело, отдергиваем руку от горячего относительно независимо от нашего жизненного опыта, характера образования и т. п.
В то же время в случаях, когда рефлекторное реагирование является недостаточным для удовлетворения возникшей потребности, ликвидации актуальной нужды, активность организма первоначально имеет неспецифический, ненаправленный характер. В таких случаях нужда обеспечивает только общую энер-гетизацию поведения. При этом для формирования специфической реакции необходимо научение или обучение, и характер самого поведения, его направленность уже зависят от внешних факторов.
Необходимо пояснить, что основным механизмом функционирования мотивации, с точки зрения большинства бихевиористов (см., например: [Hull, 1929]), является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой. Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, к удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) растет (закон эффекта).
Организм стремится избавиться от напряжения, связанного с возникновением нужды, вновь привести значения физиологических показателей в норму, и именно это является основной и по существу единственной движущей силой поведения. Данный механизм функционирования имеет название принципа гомеостаза: при отклонении от нормы система стремится вернуться в исходное состояние.
Процесс научения, или выработки некоторого варианта поведения, возможен при наличии двух основных условий: наличия потребности и подкрепления, т. е. того, что эту потребность способно удовлетворить. Голодная крыса мечется по клетке в поисках еды, случайно нажимает на педаль, вслед за этим открывается кормушка и голодное животное получает еду.
В дальнейшем при возникновении пищевой потребности вероятность нажатия этой крысой на педаль при условии получения вслед за этим подкрепления (еды) будет все больше и больше. В конце концов животное выработает устойчивое поведение: хочется есть — крыса бежит к педали и нажимает на нее. Легко видеть, что специфика поведения определяется не самой по себе потребностью, а особенностями среды, подкреплением: если бы для того, чтобы получить еду, необходимо было встать на задние лапы, крыса научилась бы в итоге делать и это. Таким образом, способ поведения не связан однозначно с той потребностью, на удовлетворение которой он направлен: поведение формируется под влиянием факторов среды, структуры подкреплений, а инициируется возникновением физиологической нужды типа жажды, голода, сексуальной деприва-ции и т. п.
Возникает вполне естественный вопрос: как можно объяснить такие формы поведения, как помощь другим, сочинение романов или занятие теоретической физикой? Неужели теми же физиологическими нуждами? Да, теми же, считают бихевио-ристы. Физиологические нужды являются первичными побуждениями, над которыми надстраиваются вторичные. Термин «вторичные» довольно условен: цепочка может быть сколь угодно длинной. Человек помогает другим, потому что в этом случае вероятнее всего они помогут ему в аналогичной ситуации, что будет, несомненно способствовать его выживанию, а значит, удовлетворению его базовой физиологической потребности. Или — сложнее: человек помогает другим, потому что это способствует благорасположению окружающих, что позволит ему в дальнейшем занять более высокое социальное положение, пользоваться относительно беспрепятственно разного рода благами, а значит, легко удовлетворять возникающие физиологические нужды. (Такая трактовка мотивации восходит к воззрениям И.П. Павлова, который полагал, что большинство форм поведения можно объяснить, основываясь на механизме условного
рефлекса. Над условным рефлексом первого порядка надстраиваются условные рефлексы более высоких порядков.)
Другой принципиальной особенностью бихевиоризма вообще и мотивационных теорий научения в частности является то, что психическое как таковое не рассматривается в качестве объекта исследования. Отсюда детерминантами поведения оказываются, с одной стороны, физиологические процессы, а с другой — внешние стимулы (подкрепления). Образ, переживание, психическая репрезентация мира исключались из рассмотрения в качестве мотивов поведения не только животных, но и человека. Следует отметить, что такая точка зрения в чистом виде была характерна только для самого радикального, раннего бихевиоризма в духе Дж. Уот-сона [Watson, 1924]. В дальнейшем, как это случается с большинством крайних воззрений, появились ростки компромисса, признаки «размывания» радикализма. Все сильнее зазвучали голоса в пользу внутренних детерминант поведения.
К. Спенс [Spence, 1960] обратил внимание на фактор эмоциональности. С его точки зрения, ответ организма на стимул невозможно достаточно точно описать, не включая в рассмотрение собственно эмоциональный ответ, такой, например, как гнев, который уже может зависеть не только от характеристик стимула, но и от ситуативных и даже индивидуальных особенностей индивида. Неподкрепление вызывает не просто угасание реакции, а особое эмоциональное состояние — фрустрацию, эмоциональный ответ.
Еще в 30-е гг. бихевиористы вплотную подошли к концепциям ожиданий и целей. Стало очевидным, что индивид не только заучивает реакции, но и выучивает зависимости, последовательности событий; в качестве приобретенных побуждений поведением руководит страх (желаемое не произойдет) и надежда (желаемое случится); стимулы же обеспечивают индивида необходимой информацией [Mowrer, 1950].
Ярким представителем «отступничества» в бихевиоризме был Э. Толман [Tol-man, 1950]. Этот известнейший ученый
при объяснении поведения использовал понятия цели и целенаправленности, что было абсолютно чуждо радикальному бихевиоризму, отрицавшему не только внутренние, психические детерминанты поведения, но и целенаправленность (те-леологичность — устремленность в будущее) поведения. Считалось, что единственным научным методом объяснения поведения является определение его причин — материальных наблюдаемых факторов, а не идеальных психических категорий типа целей и ожиданий.
Психоаналитические теории мотивации.Основоположником психоаналитической традиции был Зигмунд Фрейд. Одно из центральных положений его теории (см., например: (Фрейд, 1991, 1992]) — убеждение в том, что любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами.
Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты — соматические требования организма. Во-первых, инстинкты по своей природе консервативны, что означает стремление снизить напряжение до минимального уровня. И в этом плане концепция Фрейда сходна с бихевиористской точкой зрения: тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения. Во-вторых, инстинкты регрессивны: индивид стремится вернуться в некоторое исходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия.
Основными инстинктами, по мнению Фрейда, являются инстинкты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две основные формы: воспроизведения себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни индивида (обычные физиологические потребности). Следует, однако, отметить, что инстинкт жизни первого типа играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти выступает антиподом инстинкта жизни и выражается в таких, например, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение. На первый
взгляд постулирование инстинкта смерти выглядит странным.
Однако необходимо иметь в виду, что для философских воззрений Фрейда был характерен психический дуализм: подчеркивание борьбы и противостояния двух противоположных начал. Динамика этой борьбы является основой развития и функционирования как отдельного индивида, так и общества, вселенной в целом.
Цель всякой жизни — это смерть, как говорил заядлый пессимист Шопенгауэр. Все во вселенной стремится к неизбежному распаду, исчезновению, превращению в ничто, и жизнь как способ организации, объединения есть тот короткий промежуток времени, когда индивид одерживает победу над распадом. Но даже в течение этого периода его увлекает за собой инстинкт смерти. Инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос) идут рука об руку: любовь соседствует с ненавистью, питание — с обжорством, любовь к себе — с самоистреблением и саморазрушением.
Личность, согласно теории Фрейда, трехуровневое образование. Нижний, базовый, этаж личности составляет Оно (Id) — резервуар инстинктивной энергии, где господствует хаос и отсутствует логика. Основным принципом существования Оно является достижение удовольствия. Оно не отличает образы фантазии от реальности. Оно хочет все здесь и теперь.
Над этим этажом надстраивается Я {Ego), которое строит свое «поведение» согласно принципу реальности, оно обслуживает, выполняет функцию «телохранителя» по отношению к принципу удовольствия, Я— посредник между Id и реальностью, Я выполняет свои задачи, воспринимая реальность, запечатлевая ее в памяти и осуществляя действия в этой реальности.
Третий этаж личности — это Сверх-Я (SuperEgo). Сверх-Я вырастает из Я и является носителем этики, морали, табу. Сверх-Я стремится к совершенству. Первоначальная основа развития Сверх-Я— общение с родителями.
Вообще говоря, по мнению Фрейда,
первые годы жизни, первые впечатления ребенка имеют большее влияние на всю последующую жизнь индивида, чем более поздние впечатления. Детерминация поведения во фрейдизме носит не телеологический, а причинный характер: предшествующие события определяют последующее развитие. Даже сами Я и Сверх-Я появляются только потому, что Оно не способно эффективно взаимодействовать с реальностью и самостоятельно разрядить напряжение инстинктов.
Последователи Фрейда во многом отошли от позиций своего учителя. Однако в каждой из последующих психоаналитических теорий сохранялся некоторый существенный элемент сходства с фрейдизмом: или базовые инстинктоподобные переживания, или бессознательное, а чаще — взгляд на источник мотивации как на борьбу противоположных и в принципе непримиримых начал (дуализм).
Карл Юнг, например, считал также, как и Фрейд, что разрядка напряжения есть основной механизм мотивации. Однако в отличие от Фрейда он полагал, что организм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные, или «плохие», импульсы, как считал Фрейд, но и здоровые стремления. Одной из наиболее известных концепций Юнга является понятие коллективного бессознательного, которое содержит опыт всего человечества, мудрость веков, накопленную за всю историю и передающуюся от поколения к поколению. Коллективное бессознательное — основа индивидуального бессознательного, которое играет существенную роль в детерминации поведения индивида.
Важно также отметить, что Юнг дополняет чисто причинную схему детерминации поведения целевыми или телеологическими факторами. Цели, притязания и даже предназначение индивида являются такими же важными мотивирующими условиями, как и причины поведения (см., например: [Юнг, 1986,1993]).
Другой ученик, а впоследствии и оппонент Фрейда — Альфред Адлер, подобно Юнгу, в своей теории мотивации при-
держивался телеологического подхода. Адлер рассуждал примерно следующим образом: человек рождается слабым и беспомощным, переживая базовое, универсальное чувство неполноценности. Для того чтобы преодолеть беспомощность и чувство неполноценности, индивид стремится к превосходству и совершенству. Стремление к совершенству, а не к удовольствию, по мнению Адлера, является основным принципом мотивации человека [Адлер, 1995].
Карен Хорни исходила из аналогичного адлеровского тезиса о беспомощности младенца, но делала из этого в общем бесспорного положения несколько иные выводы. Беспомощный младенец, на ее взгляд, ищет безопасности в потенциально враждебном и опасном мире. Чувство незащищенности может породить базовую тревожность прежде всего в силу особенностей родительского отношения и поведения, таких, например, как отсутствие теплоты в отношении к ребенку или чрезмерная опека. В случае возникновения этой базовой тревожности индивид вырабатывает стратегии поведения, направленные на ее преодоление. Каждая из таких стратегий имеет три основных компонента, характеризующие отношение к социальному окружению: 1) к людям, 2) от людей, 3) против людей. Дисбаланс этих трех ориентации приводит к неврозам (см., например: [Ногпеу, 1950]).
Концепция Эриха Фромма в большей степени, чем теории других психоаналитиков, ориентирована на рассмотрение социальных аспектов человеческого поведения. По мнению Фромма, человек в современном обществе чувствует себя в одиночестве, что является результатом его высвобождения из прямой зависимости от природы. Таким образом, свобода привела к одиночеству, которая в свою очередь породила стремление уйти, убежать от свободы в конформизм, зависимость и даже рабство, однако истинными целями человека оказываются стремления найти свое настоящее Я, использовать общество, которое он создал, а не быть использованным им, чувствовать
себя связанным с другими узами братства и любви (см., например: [Fromm, 1955]).
Теория Курта Левина.Теория личности Курта Левина и его концепция мотивации по своим общетеоретическим основаниям может быть отнесена к гештальтпсихологии, развившейся в начале XX столетия. Гештальтпсихологи, полемизируя с традиционной ассоциа-нистской традицией в психологии, всячески подчеркивали принцип целостности психической жизни, несводимости ее качества к качествам отдельных впечатлений, мыслей и образов. Большинство исследований, проведенных в рамках гештальтпсихологии, касалось проблем восприятия и мышления.
Левин разделял основные положения гештальттеории, однако в своем теоретическом анализе и эмпирических исследованиях он шагнул неизмеримо дальше большинства своих современников, заложив основы огромного количества современных концепций. Кроме того, в отличие от других гештальтори-ентированных психологов Левин занимался не познавательными процессами, а регулятивными: мотивацией, целепо-лаганием, контролем поведения. Указанные соображения позволяют рассматривать его теорию в качестве оригинального и независимого подхода.
По мнению Левина, основным механизмом мотивации является уравновешивание (а не снятие, как в гомеостатичес-ких теориях) локального напряжения, вызванного возникшей потребностью, в рамках и по отношению к более общей системе. Говоря об этой общей системе, Левин использует в качестве метафоры понятие «поле». Напряжение в определенной области этого поля (поля личности) и есть потребность. Важно отметить, что потребности Левин подразделяет на два типа: истинные потребности (базовые) и квазипотребности (намерения и цели).
Поле содержит разные по локализации и размеру области — различные сферы потребностей и намерений. Области поля могут различаться прежде всего по близости расположения к внешней среде: пе-
риферические и центральные области. Другими параметрами областей поля являются их взаиморасположение (близость, сходство потребностных сфер), проницаемость (замещаемость, взаимозаменяемость различных видов деятельности). При возникновении напряжения в некоторой области поля (появление потребности) система стремится восстановить равновесие, распределив напряжение. Возможны два основных типа уравновешивания: через действие (исполнение) и посредством замещения другим действием или действием в идеальном плане (см., например: [Lewin, 1935]).
Даже на простых жизненных примерах легко убедиться в продуктивности «полевой» метафоры. Б. В. Зейгарник пишет, что, как-то сидя с группой своих студентов в кафе, профессор Левин подозвал одного из официантов и поинтересовался у него блюдами, которые заказала недавно пришедшая пара. Официант без всяких затруднений, не заглядывая в блокнот, перечислил заказанные блюда. После этого Левин спросил официанта, что заказывала другая пара, которая только что расплатилась и собиралась покинуть кафе. В этом случае официант припоминал с трудом, задумывался. Левин спросил своих студентов, как объяснить тот факт, что официант лучше запомнил заказ, который еще не выполнен. По закону ассоциации официант должен был лучше запомнить то, что было заказано ушедшими: он принимал у них заказ, подавал им блюда, получал от них деньги (явно, что в этом случае число ассоциаций было больше). Как пишет Зейгарник, Левин, отвечая на свой же вопрос, сказал, что у официанта нет потребности запоминать то, что заказывали расплатившиеся и покидавшие кафе люди (действие уже закончено).
Иное дело, когда действие в силу тех или иных причин оказалось незаконченным. В экспериментах одной из учениц Левина Овсянкиной специально исследовался вопрос о том, как человек реагирует на прерывание действия. Экспериментальная ситуация была построена следующим образом: экспериментатор давал испытуемому
различные задания, а потом неожиданно прерывал его, говоря, что в продолжении этих действий нет необходимости, а после этого под каким-нибудь предлогом выходил из комнаты. Во время его отсутствия за испытуемыми велось скрытое наблюдение, которое показало, что подавляющее большинство участников эксперимента пытались завершить прерванные действия: испытуемые подходили к столу, где лежали предметы, связанные с выполнением задания, приподнимали бумагу, которой они были накрыты, и пытались завершить начатое. Примечательно, что эти испытуемые, будучи взрослыми, солидными людьми (некоторые даже работниками университета), стремились завершить действие, которое утратило внешнюю необходимость. Левин следующим образом интерпретировал этот факт: то, что субъект стал испытуемым и выполнял задание, приводило к возникновению некой квазипотребности (намерения выполнять просьбы экспериментатора); обращение к прерванному действию вызвано тем, что система «не разряжена»; завершение же действия приводит к разрядке.
Незавершенность действия, или напряженность системы, не только вызывает стремление завершить прерванное действие, но и оказывает существенное влияние на мнемические процессы. Другая ученица Левина Б.В. Зейгарник провела серию экспериментов, в которых было установлено, что информация, связанная с незавершенными или прерванными действиями, запоминается лучше той, которая связана с завершенными действиями. Этот эффект получил название эффекта Зейгарник и был проверен и перепроверен в ряде последующих исследований, в ходе которых удалось установить и некоторые дополнительные эффекты [Хекхаузен, 1986]. Было установлено, что незавершенность действия:
• увеличивает склонность к выбору этого или аналогичного задания в последующем;
• снижает пороги узнавания информации, связанной с незаконченным действием;
• увеличивает относительную привлекательность прерванного действия;
• вызывает нейровегетативные изменения.
Сила эффекта Зейгарник тем больше, чем более сильной и центральной оказывается соответствующая (стоящая за действием) потребность, чем ближе прерванное действие к завершению и сильнее у испытуемого выражен мотив достижения.
Примечательным является введенное Левиным понятие квазипотребности, под которым имеется в виду намерение или цель. Разделяя понятия «потребность» и «квазипотребность», Левин подчеркивал наличие у человека социальных (не врожденных и не биологических) устремлений. Квазипотребность — прерогатива человека. С определенной степенью условности можно сказать, что только человек может осуществить бессмысленное действие (см. [Зейгарник, 1981]).
Квазипотребности появляются на основе потребностей, выступая по отношению к последним в качестве своего рода средства удовлетворения. Однако человеку присуща высокая степень гибкости в удовлетворении потребностей, с которой связана способность к замещению одного действия другим, а также к замещению действия действием в уме, или нереальным действием. Необходимо отметить, что Фрейд в свое время обратил внимание на феномены замещения, однако Левин исследовал их экспериментально.
Важное положение теории Левина — понятие об основных детерминантах человеческого поведения. По мнению Левина, поведение есть функция двух переменных: личности и окружения. Такая постановка вопроса не является пустым звуком, а задает определенный подход к исследованию проблемы мотивации человека, при котором обязательно рассмотрение взаимодействия личности и окружения. Левин во многом опередил не только свое, но и наше время. До сих пор во многих исследованиях мотивации наблюдается пренебрежение или фактора-
ми личности, или, наоборот, факторами ситуации, что существенно обедняет, а порой и дезориентирует исследование. Так, в первом случае помещенные в активную, кипучую среду действуют однообразные в своем безличии субъекты, а во втором — разнообразные личности реализуют себя на фоне статичных, «омертвленных», как на некоторых полотнах средневековой живописи, пейзажей.
Однако тот факт, что в целом поведение осуществляется под влиянием двух основных переменных — личности и окружения — не означает, что оба этих фактора во всех случаях оказывают на поведение одинаковое по степени воздействие. Наоборот, можно наблюдать, что порой действия конкретного человека в основном определяются ситуацией, полем. Такое поведение Левин называл полевым. В противоположном случае человек действует под влиянием собственных потребностей, преодолевая силы поля. Это поведение можно назвать волевым.
Другой важный конструкт теории Левина (с ним так или иначе связано большинство современных теорий мотивации достижения, принятия решения и целе-полагания) — понятие результирующей мотивационной тенденции, которая определяется двумя основными факторами: валентностью (привлекательностью цели или исхода действия) и ожиданием, или психологической удаленностью, степенью достижимости цели. Чем больше валентность и меньше психологическая удаленность (достижимость) цели, тем выше соответствующая мотивация. В рамках концепции Левина разработаны классические Методы исследования уровня притязаний (эксперименты Хоппе), динамики ожиданий (исследования Юк-нат) и др. (см. [Хекхаузен, 1986]).
Проблемы мотивации в гуманистической психологии. Гуманистическая традиция в психологии, оформившаяся в основном в 50-х гг. нашего века, является своего рода антиподом психоаналитических воззрений. Но, как всякие противоположности, психоанализ и гуманистическая доктрина имеют много общих черт.
Философской основой гуманистической психологии считается экзистенциона-лизм (см., например: [Cofer, Appley, 1964]), декларирующий самоценность индивида в противовес стремительно нараставшей с начала XX столетия стандартизации цивилизованного общества; призывающий принимать вещи такими, какими они есть; требующий разрешить индивиду самому определять свой путь; отрицающий возможность аналитического, рационального познания человеческой сущности. Теоретические построения психологов, представителей гуманистического направления, перекликаются с перечисленными положениями экзистенционализма.
Г. Олпорт (Allport, 1943], например, считал, что для исследования уникальности личности необходимы принципиально иные, отличные от традиционных, методы. По мнению Олпорта, нормальный взрослый человек функционально автономен, независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален (он не находится во власти вечных, неизменных инстинктов и бессознательного, как полагали психоаналитики).
По мнению К. Роджерса [Rogers, 1955], нормальная личность открыта опыту, не нужно контролировать ее или управлять ею. Необходимо наблюдать личность и участвовать в процессах, происходящих в ней. Человек в свою очередь должен доверять своим чувствам, прислушиваться к ним. Реализация индивидом своих способностей и потенций — вот основная мотивирующая сила человеческого поведения. Стремление к самореализации, самоосуществлению — главное в человеке. Люди стремятся к тому, чтобы приблизить ^-идеальное к ^-реальному.
В психологической литературе часто упоминается теория иерархии потребностей (мотивов) [Maslow, 1954]. А. Маслоу, ее автор, выделяет пять основных групп мотивов человеческого поведения: 1) физиологические; 2) мотивы безопасности; 3) мотивы принадлежности и любви (стремление принадлежать к некоторой социальной группе, быть любимым и любить); 4) мотивы оценки (стремление к
достижению, приобретению мастерства и компетентности, потребность в престиже и высоком социальном статусе); 5) мотивы самореализации (познавательные и эстетические).
Маслоу считает, что все мотивы ин-стинктоподобны, имеют врожденный характер. Однако актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня, поскольку их удовлетворение является необходимым условием перехода на следующий уровень. Механизм д