Психологические основы современных видов обучения
1.Понятие об учебной деятельности.
2.Понятие обучения. Обучение и развитие.
3.Понятие о научении. Виды и механизмы научения.
4.Психологические основы современных видов обучения.
5.Психологические условия формирования знаний, учебных умений и навыков.
6.Развитие познавательных процессов в обучении.
Задания к практическому занятию:
1. Выписать в словарь основные понятия темы: учебная деятельность, учение, научение, обучение, знания, умения, навыки, познавательные процессы, проблемное обучение, дифференциация обучения, индивидуализация обучения, развивающее обучение.
2. Составить конспект:
Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте/ В.В. Давыдов // Вопросы психологии. -1992. -№1-2. -С.22-33.
Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В.В. Давыдов В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С.3-1
Вопросы для самоконтроля:
Как соотносятся между собой обучение и развитие? Как сенситивный период связан с обучением? Назовите компоненты структуры учебной деятельности. Какие существуют виды научения?
В чем отличие развивающего обучения по В.В. Давыдову от традиционного?
Сформулируйте принципы развивающего обучения по Занкову Л.В. В чем суть проблемного обучения? Перечислите виды знаний.
Форма контроля:устный опрос, проверка конспектов.
Литература
1. Белоус, А.Н. Учите детей познавать мир. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А.Н. Белоус. – Минск: Аверсэв, 2009. -142 с.
2. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст / Л.А. Венгер. — М.: Просвещение, 1969. — 368 с.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
5. Занков, Л.В. Обучение и развитие /Л.В. Занков // Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для пед. и психолог. направлений и спец. вузов/ И.А. Зимняя. – 2-е изд. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
7. Кондратьева, С.В. Педагогическая и возрастная психология: Учеб. пособие / С.В. Кондратьева. – Ч. 2.: Психология учителя. – Гродно, 1996.
8. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М., Педагогика 1972. - 208 с.
9. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.- 240 с.
10. Педагогическая психология: Учебное пособие /Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
11. Савенков, А. И. Педагогическая психология. В 2 т. Т 1 : учебник для студ. высш. учеб. заведений/ А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 413 с.
12. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996 - 96с.
Особенности учения в различные возрастные периоды
1.Понятие учения.
2.Структура учения.
3.Особенности учения в различные возрастные периоды, их учет при организации обучения.
4.Психологические факторы, определяющие успехи и неудачи в учении. 5.Обучаемость.
Задания к практическому занятию:
1. Выписать в словарь основные понятия темы: учение, сенситивность, усвоение, мотивы учения, мотив достижения, познавательный мотив, обучаемость.
2. Составить конспект:
Акимова, М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход /М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Знание, 1992. - 80 с.
Вопросы для самоконтроля:
Назовите стадии усвоения.
Перечислите мотивы учения
Назовите основные компоненты обучаемости.
Каковы показатели обучаемости?
Каковы различия между особенностями учения в младшем школьном, подростковом и старшем школьном возрасте?
Форма контроля: устный опрос, проверка конспектов.
Литература
1. Акимова, М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход /М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Знание, 1992. - 80 с.
2. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / под ред. Л.Н.Рожиной .- Минск: Народная асвета, 1992 .- 191c .
3. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш.А. Амонашвили.-М.: Знание, 1980. -150 с.
4. Ангеловски, К. Учителя и инновации: Кн. для учителя /К. Ангеловски. -Пер. с макед. - М.: Просвещение, 1991. - 159с.
5. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст / Л.А. Венгер. — М.: Просвещение, 1969. — 368 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. -256 с.
7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для пед. и психолог.
8. направлений и спец. вузов/ И.А. Зимняя. - 2-е изд. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
9. Клаус, Г. Введение в дифференциальную психологию учения: пер. с нем./ Г. Клаус; под ред. И.В.Равич-Щербо.- М.: Педагогика, 1987.- 176 с.
10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов.- М.: Академия, 2004. -304 с.
11. Педагогическая психология: Учебное пособие /Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.
12. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное
13. пособие / А.И. Савенков. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
14. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе