Психологическая готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
1.Социальная ситуация развития и основные новообразования дошкольного возраста.
2.Виды деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте.
3.Развитие личности дошкольника.
4.Развитие познавательной сферы в дошкольный период.
5.Характеристика кризиса 7 лет.
6.Понятие о психологической готовности к обучению в школе. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.
Задания к практическому занятию:
1. Выписать в словарь основные понятия темы: новорожденность, ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое общение, орудийные действия, соотносящие действия, перцептивные действия, наглядно-действенное мышление, сенсомоторная координация ,сенсорные эталоны, соподчинение мотивов, наглядно-образное мышление, эгоцентризм. школьная зрелость, психологическая готовность к обучению, личностная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность.
Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.-М., 1994.-с. 190-195
Каплунович И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве // Вопросы психологии.- 2004.- №5.- с.47-56.
Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии.- 2004.- 31.- с.91-103
Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет // Вопросы психологии.- 1997.- № 2.- с. 18-23
Вопросы для самоконтроля:
Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте?
Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?
Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников?
Какова их роль в развитии психических процессов и личности ребенка?
Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов?
В чем суть понятий «самосознание» и «самооценка»?
Каковы особенности личностного развития в дошкольном возрасте?
Как складывается индивидуальная система мотивов в дошкольном возрасте?
Какова сущность понятия «соподчинение мотивов» и покажите его проявление в дошкольном возрасте?
В чем сущность кризиса семи лет?
В чем выражается изменение самосознания ребенка в период кризиса семи лет?
Какова сущность психологической готовности к школе?
Что включает в себя определение понятия «школьная зрелость»?
Литература
1. Авдеева Н.П. Новое исследование раннего онтогенеза // Психологический журнал.-1994.-№1.-с.180-183.
2. Авдеева Н.П., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества.-М., 1996.
3. Белова Е. Ребенок идет в первый класс. Психологическая готовность к этому родителей // Дошкольное воспитание.-1995.-№8.-с.87-91.
4. Венгер А., Филиппова Е. О критериях готовности к школьному обучению // Психологические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной.-М.,1980.-с.129-138.
5. Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе // Психологическая наука и образование.-1997.-№4.-с.71-80.
6. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника.-М.,1984.
7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М., 1988.
8. Кравцова Е.Е. Опыт экспериментального изучения кризиса семи лет // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. Н.Н.Поддъяков.-М.,1984.
9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.-М.,1987.
10. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ.-Серия 14. Психология.-1988.-№1.-с.50-60.
11. Олесюк Н.В. Формирование мотива достижения успехов у 4-5 летних детей // Мир психологии.- 2007.- №2.- с.93-100.
12. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе.-СПб., 1997.
13. Поддьяков Н.А. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 9.- с.68-75.
14. Романова В. Кросскультурные исследования младенчества в психологии// Вопросы психологии.-1997.-№5.-с. 118-129.
15. Смирнова Е.О., Рошка Г.И. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии.-1987.-№3.
16. Соболева М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования // Вопросы психологии.- 1995.-№4.-с 108-115.
4.Основные новообразования младшего школьного возраста
1.Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.
2.Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика.
3.Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
4.Изменения в мотивационно-потребностной сфере.
5.Развитие эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника.
6.Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.
Задания к практическому занятию:
1. Выписать в словарь основные понятия темы: адаптация, внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность.
2. Составить конспект:
Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: ИПП,1996.-с. 160-169.
Крутецкий В.А. Психологические особенности младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии.- М.:ИПП,1996.-с.229-232
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии.-1992.-№2.-с. 14-19
Резванцева М.О. Развитие социальной мотивации к учению как фактор субъектности младших школьников // Мир психологии.- 2005.- №2.- с.249-255
Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии.- 2004.-№1.- с. 137-144
Вопросы для самоконтроля:
Какова социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста?
Какой вид деятельности является основным видом деятельности в младшем школьном возрасте?
Каковы основные мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте?
Какой вид мышления преобладает у младшего школьника?
Какую роль играет обучение в формировании произвольности познавательных процессов младших школьников?
Каковы особенности внимания у детей в младшем школьном возрасте?
Какова роль общения в развитии личности младшего школьника?
Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте?
Какова роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста?
Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника?
Форма контроля: Устный и письменный опрос.
Литература
1. Выготский Л.С. Кризис семи лет// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.
2. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М. - Воронеж, 1998.
3. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова.-М.,1990.
4. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. - Казань, 1998.
5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение,1998.
6. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - М.; Рига:ПУ «Эксперимен»,2000.
5.Основные новообразования в подростковом возрасте
1.Биологические условия развития подростка. Пубертатный кризис.
2.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в подростковом возрасте.
3.Развитие личности в подростковом возрасте. Центральное новообразование возраста.
4.Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте. Специфика педагогических конфликтов с подростками.
5.Межличностное взаимодействие подростков. Типы конфликтов и типология конфликтного поведения.
Задания к практическому занятию:
1. Выписать в словарь основные понятия темы: акселерация, девиантное поведение, делинквентное поведение, дисморфомания, маскулинность, подростковый кризис, реакция группирования, реакция имитации, реакция конформизма, хобби-реакция, реакция эмансипации, ретардация, референтная группа, теоретическое мышление.
2. Составить конспект:
Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: МПСИ,1996.- С.163-168.
Поливанова КН. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.-1996.-№1 .-с.20-33.(выписки)
Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. -1997.-№ 4.-с.39-47.(доклад )
3. Подготовить групповую презентацию по теме: «Подростковые субкультуры».
Вопросы для самоконтроля:
Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте?
В чем проявляется явление отчуждения от взрослых и эмансипации от близких?
В чем выражается появление половой идентификации в подростковом возрасте?
Каковы особенности личностного развития подростка?
В чем выражается сущность понятия «чувство взрослости»?
В чем проявляются самосознание, самоконтроль, самоуправление в подростковом возрасте?
В чем заключается сущность понятй девиантное поведение и делинквентное поведение.
В чем суть понятия «акцентуация характера»? Какие типы акцентуаций характера встречаются в подростковом возрасте?
Форма контроля: устный опрос, проверка конспектов.
Литература
1. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И.Фельштейна .- М.: МПСИ,1996.-С. 239-248.
2. Калитеевская Е.Р., Леонтьева Д.А. Пути станволения самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии.- 2006.- №3.- с.49-55.
3. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.- М.: МПСИ,1997.
4. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования адекватного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии.-1997.- № 2.-с.48-60. (доклад).
5. Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков// Вестник МГУ.-Психология.-2001.-№3
6. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков.-Ростов-на-Дону,1997.
7. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.-1996.-№1.-с.20-33.(
8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни.-М.,1990.Прихожан А.М. психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.,2001.-с.267-270.
9. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной напряженностью // Вопросы психологии.- 2007.- №5.- с.39-47.
10. Романенко И.В. Исследование готовности школьников к обучению в среднем звене // Психолого-педагогический журнал.-1999.-№1.
11. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. -1997.-№ 4.-с.39-47.
12. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.,2001.
13. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: МПСИ,1996.- С.163-168.
14. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития.-М.,2003.