Семинары по возрастной и педагогической психологии

Семинары по возрастной и педагогической психологии

Место возрастной и педагогической психологии в системе наук

1.Определение предмета возрастной психологии.

2.Структура возрастной психологии. Система взаимосвязей с другими науками.

3.Задачи возрастной психологии.

4.Теоретические задачи.

5.Прикладные задачи.

6.Методы возрастной психологии.

7.Проблемы психологии возрастного развития.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997. – 621 с.

2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М.В. Гамезо [и др.]; под общ. ред. М.В. Гамезо. – М., 2004. – С. 10–26.

3. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. – Минск, 1997. – Ч.1. Введение. – 239 с.

4. Немов, Р.С. Психология: уч. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Т. 2. – С. 6–16.

5. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.,1995.

6. Панько, Е.А. Проблема психического развития в современной возрастной и педагогической психологии / Е.А. Панько // Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Ф.И. Иващенко [и др.]; под общ. ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинского. – Минск: Выш. школа, 1980. – С. 3–24.

7. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – С. 6–17.

Темы рефератов

1. Эксперимент и особенности его применения в возрастной психологии.

2. Основные направления исследований в возрастной психологии в нашей стране и за рубежом.

Основные теории психического развития в зарубежной и отечественной психологии

1.Общие требования к теории развития.

2.Традиционные теории развития.

3.Эндогенные теории развития.

4.Экзогенные теории развития.

5.Современные теории развития.

6.Психоаналитическое направление.

7.Гуманистические теории развития.

8.Структурно – генетическое направление.

9.Теории социализации.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997. – 621 с.

2. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. – Минск, 1997. – Ч.1. Введение. – С. 157–234.

3. Карандашев, Ю.Н. История психологии развития / Ю.Н. Карандашев // Адукацыя i выхаванне. – 1998. – № 3, 4, 9, 10.

4. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг / Пер. с англ. Мальгиной Н. и др.; под общ. ред. Алексеева А.А. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2000. – 987с.

5. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.,1995.

6. Немов, Р.С. Психология: уч. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Т. 2. – 491 с.

7. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – С. 85–176.

8. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы психологов периода 1946–1980 гг.; под ред.

9. И.И. Ильясова, В.Л. Ляудис. – М.: Изд-во Московского университета, 1981. – С. 5–7.

10. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. Интеллект и сенсомоторные функции / Ж. Пиаже // Избр. психологич. труды. – М., 1969. – С. 109–172.

Темы рефератов

1. Влияние среды и наследственности на развитие в разных психологических теориях: сравнительный анализ.

2. Движущие силы и направление развития в разных психологических теориях: сравнительный анализ.

Литература

1. Авдеева Н.П. Новое исследование раннего онтогенеза // Психологический журнал.-1994.-№1.-с.180-183.

2. Авдеева Н.П., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества.-М., 1996.

3. Белова Е. Ребенок идет в первый класс. Психологическая готовность к этому родителей // Дошкольное воспитание.-1995.-№8.-с.87-91.

4. Венгер А., Филиппова Е. О критериях готовности к школьному обучению // Психологические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной.-М.,1980.-с.129-138.

5. Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе // Психологическая наука и образование.-1997.-№4.-с.71-80.

6. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника.-М.,1984.

7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М., 1988.

8. Кравцова Е.Е. Опыт экспериментального изучения кризиса семи лет // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. Н.Н.Поддъяков.-М.,1984.

9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.-М.,1987.

10. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ.-Серия 14. Психология.-1988.-№1.-с.50-60.

11. Олесюк Н.В. Формирование мотива достижения успехов у 4-5 летних детей // Мир психологии.- 2007.- №2.- с.93-100.

12. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе.-СПб., 1997.

13. Поддьяков Н.А. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 9.- с.68-75.

14. Романова В. Кросскультурные исследования младенчества в психологии// Вопросы психологии.-1997.-№5.-с. 118-129.

15. Смирнова Е.О., Рошка Г.И. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии.-1987.-№3.

16. Соболева М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования // Вопросы психологии.- 1995.-№4.-с 108-115.

4.Основные новообразования младшего школьного возраста

1.Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.

2.Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика.

3.Развитие познавательных процессов у младшего школьника.

4.Изменения в мотивационно-потребностной сфере.

5.Развитие эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника.

6.Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

Задания к практическому занятию:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: адаптация, внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность.

2. Составить конспект:

Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: ИПП,1996.-с. 160-169.

Крутецкий В.А. Психологические особенности младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии.- М.:ИПП,1996.-с.229-232

Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии.-1992.-№2.-с. 14-19

Резванцева М.О. Развитие социальной мотивации к учению как фактор субъектности младших школьников // Мир психологии.- 2005.- №2.- с.249-255

Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии.- 2004.-№1.- с. 137-144

Вопросы для самоконтроля:

Какова социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста?

Какой вид деятельности является основным видом деятельности в младшем школьном возрасте?

Каковы основные мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте?

Какой вид мышления преобладает у младшего школьника?

Какую роль играет обучение в формировании произвольности познавательных процессов младших школьников?

Каковы особенности внимания у детей в младшем школьном возрасте?

Какова роль общения в развитии личности младшего школьника?

Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте?

Какова роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста?

Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника?

Форма контроля: Устный и письменный опрос.

Литература

1. Выготский Л.С. Кризис семи лет// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

2. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М. - Воронеж, 1998.

3. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова.-М.,1990.

4. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. - Казань, 1998.

5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение,1998.

6. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - М.; Рига:ПУ «Эксперимен»,2000.

5.Основные новообразования в подростковом возрасте

1.Биологические условия развития подростка. Пубертатный кризис.

2.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в подростковом возрасте.

3.Развитие личности в подростковом возрасте. Центральное новообразование возраста.

4.Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте. Специфика педагогических конфликтов с подростками.

5.Межличностное взаимодействие подростков. Типы конфликтов и типология конфликтного поведения.

Задания к практическому занятию:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: акселерация, девиантное поведение, делинквентное поведение, дисморфомания, маскулинность, подростковый кризис, реакция группирования, реакция имитации, реакция конформизма, хобби-реакция, реакция эмансипации, ретардация, референтная группа, теоретическое мышление.

2. Составить конспект:

Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: МПСИ,1996.- С.163-168.

Поливанова КН. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.-1996.-№1 .-с.20-33.(выписки)

Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. -1997.-№ 4.-с.39-47.(доклад )

3. Подготовить групповую презентацию по теме: «Подростковые субкультуры».

Вопросы для самоконтроля:

Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте?

В чем проявляется явление отчуждения от взрослых и эмансипации от близких?

В чем выражается появление половой идентификации в подростковом возрасте?

Каковы особенности личностного развития подростка?

В чем выражается сущность понятия «чувство взрослости»?

В чем проявляются самосознание, самоконтроль, самоуправление в подростковом возрасте?

В чем заключается сущность понятй девиантное поведение и делинквентное поведение.

В чем суть понятия «акцентуация характера»? Какие типы акцентуаций характера встречаются в подростковом возрасте?

Форма контроля: устный опрос, проверка конспектов.

Литература

1. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И.Фельштейна .- М.: МПСИ,1996.-С. 239-248.

2. Калитеевская Е.Р., Леонтьева Д.А. Пути станволения самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии.- 2006.- №3.- с.49-55.

3. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.- М.: МПСИ,1997.

4. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования адекватного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии.-1997.- № 2.-с.48-60. (доклад).

5. Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков// Вестник МГУ.-Психология.-2001.-№3

6. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков.-Ростов-на-Дону,1997.

7. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.-1996.-№1.-с.20-33.(

8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни.-М.,1990.Прихожан А.М. психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.,2001.-с.267-270.

9. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной напряженностью // Вопросы психологии.- 2007.- №5.- с.39-47.

10. Романенко И.В. Исследование готовности школьников к обучению в среднем звене // Психолого-педагогический журнал.-1999.-№1.

11. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. -1997.-№ 4.-с.39-47.

12. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.,2001.

13. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: МПСИ,1996.- С.163-168.

14. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития.-М.,2003.

Литература

1. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2006. – 256 с.

2. Выготский Л.С. Дефект и компенсация // Собр. Соч.: в 6 т. – М., 1991. – Т.5. – С.34 -48.

3. Дубровина И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению – основное новообразование ранней юности // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.,2001.-с.229-232.

4. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: ИПП, 1996.- с.259-266.

5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг / Пер. с англ. Мальгиной Н. и др.; под общ. ред. Алексеева А.А. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2000. – 987с.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. – С. 436-443..

7. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М., 1981. – С.55.

8. Мухина В.С. Юность // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.,2001.-с.234-238.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение .М.: МПСИ,1996.

10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб.:Питер,2000.

11. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – Л., 1990.

12. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В.Дубровиной.-М.,1998.

13. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – С. 407–442.

14. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал.-1984.-№4.

15. Толстых Н.Н. Обращенность в будущее - аффективный центр жизни в ранней юности// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М., 2001. - с.348-350

16. Формирование личности старшеклассника/Под. Ред. И.В.Дубровиной.-М.,1989. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб пособие для студ. высших учеб. заведений / О.В. Хухлаева – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

17. Якобсон П.М. Юношеский возраст // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.,2001.-с.238-243.

Темы для рефератов

1. Основные понятия психологической теории научения.

2. Соотношение научения и психического развития учащихся.

3. Требования, предъявляемые к учебной деятельности.

4. Психологические теории научения.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Психологические условия оптимальной организации учебной деятельности учителя (обучения).

2. Психологические условия оптимизации учебной деятельности ученика (учения).

3. Психологические проблемы развивающего обучения.

4. Общее и различное в теориях научения у отечественных и зарубежных авторов.

Литература

1. Белоус, А.Н. Учите детей познавать мир. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А.Н. Белоус. – Минск: Аверсэв, 2009. -142 с.

2. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст / Л.А. Венгер. — М.: Просвещение, 1969. — 368 с.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.- 480 с.

4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.

5. Занков, Л.В. Обучение и развитие /Л.В. Занков // Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.

6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для пед. и психолог. направлений и спец. вузов/ И.А. Зимняя. – 2-е изд. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

Литература

1. Белоус, А.Н. Учите детей познавать мир. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А.Н. Белоус. – Минск: Аверсэв, 2009. -142 с.

2. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст / Л.А. Венгер. — М.: Просвещение, 1969. — 368 с.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.- 480 с.

4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.

5. Занков, Л.В. Обучение и развитие /Л.В. Занков // Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.

6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для пед. и психолог. направлений и спец. вузов/ И.А. Зимняя. – 2-е изд. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

7. Кондратьева, С.В. Педагогическая и возрастная психология: Учеб. пособие / С.В. Кондратьева. – Ч. 2.: Психология учителя. – Гродно, 1996.

8. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М., Педагогика 1972. - 208 с.

9. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.- 240 с.

10. Педагогическая психология: Учебное пособие /Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

11. Савенков, А. И. Педагогическая психология. В 2 т. Т 1 : учебник для студ. высш. учеб. заведений/ А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 413 с.

12. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996 - 96с.

Литература

1. Акимова, М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход /М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Знание, 1992. - 80 с.

2. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / под ред. Л.Н.Рожиной .- Минск: Народная асвета, 1992 .- 191c .

3. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш.А. Амонашвили.-М.: Знание, 1980. -150 с.

4. Ангеловски, К. Учителя и инновации: Кн. для учителя /К. Ангеловски. -Пер. с макед. - М.: Просвещение, 1991. - 159с.

5. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст / Л.А. Венгер. — М.: Просвещение, 1969. — 368 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. -256 с.

7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для пед. и психолог.

8. направлений и спец. вузов/ И.А. Зимняя. - 2-е изд. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

9. Клаус, Г. Введение в дифференциальную психологию учения: пер. с нем./ Г. Клаус; под ред. И.В.Равич-Щербо.- М.: Педагогика, 1987.- 176 с.

10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов.- М.: Академия, 2004. -304 с.

11. Педагогическая психология: Учебное пособие /Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.

12. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное

13. пособие / А.И. Савенков. - М.: Академия, 2000. - 232 с.

14. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе

Литература

1. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Байярд, Д. Байярд. - М.: Акад. Проект,2003.-208 с.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс. -М.: Прогресс, 1986.- 263 с.

3. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983.-271 с.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Л.И. Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 352с.

5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и патология / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.-144 с.

6. Воспитатели и дети: источники роста /Под ред. В.А.Петровского. М.: Аспект Пресс, 1994. - 155 с.

7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для пед. и психолог. направлений и спец. вузов/ И.А. Зимняя. - 2-е изд. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

8. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: учеб. пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск: Университетское, 1999. - 128 с.

9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов.– М.: Академия, 2004. - 304 с.

10. Педагогическая психология: Учебное пособие /Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

11. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова и др.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 304 с.

Вопросы для самопроверки

1. Средства мотивирования учебно-воспитательной деятельности, причины их недостаточно сильного действия.

2. Поощрения и наказания как стимулы в обучении и воспитании детей.

3. Явление угасания реакции на стимулы и способы борьбы с ним.

4. Комплексный характер стимулирования учебно-воспитательной деятельности.

5. Общие тенденции возрастного изменения характера и значимости педагогической оценки.

6. Педагогические оценки в младенческом и раннем возрасте.

7. Особенности педагогической оценки в дошкольном детстве.

8. Педагогическая оценка в младшем школьном возрасте.

9. Реагирование старшеклассников и подростков на педагогические оценки.

10. Общие тенденции возрастного изменения характера и значимости педагогической оценки.

11. Педагогические оценки в младенческом и раннем возрасте.

12. Особенности педагогической оценки в дошкольном детстве.

13. Педагогическая оценка в младшем школьном возрасте.

14. Реагирование старшеклассников и подростков на педагогические оценки.

Темы для рефератов

1. Основные проблемы педагогического стимулирования учебно-воспитательной деятельности.

2. Виды педагогических оценок.

3. Психологические факторы эффективности педагогической оценки.

4. Возрастные особенности педагогической оценки.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Резервы стимулирования и источники дополнительного мотивирования обучения и воспитания детей.

2. Сравнительный анализ эффективности различных педагогических оценок.

3. Психологические средства повышения эффективности педагогических оценок.

4. Пути повышения действенности педагогических оценок детей разного возраста.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980. (Отметка: история и современность: 20—33. Оценочная деятельность педагога:42—49. Оценочная деятельность школьников (коллективная и самостоятельная):49—64. Сотрудничество педагога и учащихся: 64—81.)

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т.— М., 1980.— Т. 2.(Психология педагогической оценки: 128—272.)

УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Основные психические новообразования младенчества, раннего детства и дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения

1. Младенчество: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные новообразования возраста.

2. Особенности физического и психического развития в младенчестве.

3. Раннее детство: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные новообразования возраста.

4. Особенности психического развития в раннем детстве.

5. Дошкольный возраст: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные новообразования возраста.

6. Особенности психического развития в дошкольном возрасте.

7. Психологическая готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Цели:

1.Актуализировать представления обучающихся о психическом развитии.

2. Закрепить знания о различных возрастных периодах.

3. Определить значимые взаимосвязи между закономерностями психического развития.

Практические задания:

1. Подготовьте доклад «Психические новообразования в различные возрастные периоды».

2. Дайте сравнительную характеристику раннего детства и дошкольного возраста.

3. Дайте определение и охарактеризуйте понятие «ведущая деятельность».

4. Подготовьте доклад на тему «Особенности психического развития в дошкольном возрасте».

5. Приведите примеры различных видов готовности к обучению в школе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Составьте схему «Периодизация психического развития»

2. Проанализируйте особенности физического и психического развития в младенчестве.

3. Опишите появление и развитие сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника.

4. Дайте сравнительную характеристику социальной ситуации развития в различных возрастных периодах

Вопросы для обсуждения

1. Профессионально значимые качества педагога.

2. Профессионально-педагогическая направленность как интегративное свойство личности учителя.

3. Общие и специальные способности педагога.

Цели:

1. Актуализировать представления обучающихся о профессионально значимых качествах педагога.

2. Закрепить знания об общих и специальных способностях педагога.

Разноуровневые задания:

Уровень 1 (до 6 баллов)

1. Подготовьте доклад «Профессионально значимые качества педагога».

2. Дайте сравнительную характеристику стилям педагогической деятельности.

Уровень 2 (до 8 баллов)

1. Дайте определение и охарактеризуйте педагогическое общение.

2. Приведите примеры общих и специальных способностей педагога.

Вопросы для самоконтроля:

Уровень 3 (до 10 баллов)

1. Составьте схему «Стратегии психологического воздействия».

2. Проанализируйте структуру педагогической деятельности.

3. Опишите стратегии психологического воздействия в педагогической деятельности.

Литература

Основная

1. Божович, Л.И. Избранные психол. труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2001. – 352 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: курс лекций / Т.П. Березовская, А.М. Гадилия, Е.Л. Головашко и др. – Минск: БГПУ, 2010. – 104 с.

3. Волков, Б.С, Волкова, Н.Н. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 1: От рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающимся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.Н. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 366 с.

4. Волков, Б.С, Волкова, Н.Н. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающимся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.Н. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.–343 с.

5. Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.В. Габай. – М.: Академия, 2003. – 240 с.

6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 384 с.

8. Иващенко, Ф.И. Педагогическая психология: практикум: учеб.пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – 127 с.

9. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников / Ф.И. Иващенко. – Минск: Высшая школа, 2006. – 192 с.

10. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студентов обучающихся по пед. специальностям. 10-е изд. перераб. и доп. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.

11. Психология: самостоятельная управляемая работа студентов непсихологических факультетов: учеб.- метод, пособие / авт.- сост. Ю.А. Коломейцев [и др.]. – Минск: БГПУ, 2005. – 163 с.

12. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студентов пед. вузов : В 3 кн. Кн. 2: Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 608 с.

Дополнительная

1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос, 2002. – 207 с.

2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика Экспериментально-педагогич. исследование Педагогика, 1984. – 296 с.

3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды / Под ред А.А. Бодалева. – М.: Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии» – НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с. – Психология отечества.

4. Волков, Б.С, Волкова Н.В. Детская психология. Логические схемы. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

5. Волков, Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков // Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. — 208 с.

6. Волков, Б.С. Психология юности и молодости. / Б.С. Волков // учебное пособие. – М.: Академический Проект; Трикста, 2006. – 256 с.

7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,1991. – 480 с.

8. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. – М.: МГУ, 1986. – 200 с.

9. Киселева, Н.В. Стресс и его преодоление подростками: монография / Н.В. Киселева; под науч. ред. Л.В. Марищук. – Минск: «Четыре четверти», 2011. – 224 с.

10. Общая, возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. Т.П. Березовская, М.В. Кравченко, А.В. Музыченко. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 67 - 128.

Семинары по возрастной и педагогической психологии

Наши рекомендации