Кафедра практической психологии

Е.Г. Панова

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Проблемно - модульный курс

Новосибирск

Автор

доцент кафедры практической психологии НГИ Е.Г. Панова

Рецензенты:

кандидат биологических наук, доцент кафедры ФСиЕНД НГИ Н.В. Мозолевская,

зав. кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук

Б.Р. Мандель

Панова Е.Г.

Зоопсихология и сравнительная психология: модульный курс. — Новосибирск: НОУ ВПО НГИ, 2014. — 60 с.

Модульный курс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, и основными положениями, изложенными в монографии академика РАСН Е. А. Соколкова «Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук».

Цель данного курса — формирование у студентов системных знаний о теории психической жизни животных в ее связи со средой обитания, поведением, способами жизнедеятельности, что дает возможность понять исходные предпосылки, а также условия возникновения и развития психики человека в процессе эволюции, и ознакомлении с многообразием составляющих психики животных. В издании содержится необходимая информация по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология», входящая в блок общепрофессиональных дисциплин. В нем представлены рабочая образовательная программа в рамках проблемно-модульного подхода, методические указания, организационные блок-схемы по каждой теме учебного модуля, задания для выполнения самостоятельной работы студентов и самоконтроля, глоссарий.

Курс предназначен для студентов, обучающихся по психологическим специальностям.

Печатается по решению редакционно-издательского совета НОУ ВПО НГИ.

Ó НОУ ВПО Новосибирский гуманитарный институт, 2014

Ó Е.Г. Панова, 2014

Оценочный лист студента

ФИО студента________________________________________________­­­­­­­­­­

Факультет____________________________________________________

Направление подготовки________________________________________

Курс, номер группы____________________________________________

Дата поступления работы_______________________________________

Отчетность за модульный курс

Оценка Дата ФИО преподавателя Роспись
Модуль 1        
Модуль 2        
Модуль 3        
Общая        

Выводы преподавателя по работе студента

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«___» _________________20___ г. __________________________

подпись преподавателя

Пояснительная записка

Программа курса «Зоопсихология и сравнительная психология» содержит материал, направленный на более глубокое изучение эволюции психики. Основной акцент делается на рассмотрение развития психической деятельности животных, на проявлении, закономерностях, эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках предыстории человеческого сознания. Рассматриваются стадии развития психической деятельности высших животных, стадии развития психики, сравнительное изучение психики человека и животных, аналогии поведения животных и человека, прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии.

Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» входит в вариативную часть, обязательных дисциплин профессионального цикла и имеет код Б3.В.ОД.2 по учебному плану ООП по специальности «Психология».

Её предметная область имеет содержательно методологическую взаимосвязь с такими учебными дисциплинами профессионального цикла, как общая психология, психология развития и возрастная психология, психология личности, общепсихологический практикум, психофизиология, психология стресса, этнопсихология, учебная практика, производственная практика.

Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» опирается в решении своих образовательных задач на компетенции, сформированные у студентов в процессе изучения целого ряда психологических, педагогических, философских, физиологических дисциплин, а также на их собственный опыт, обретенный в ходе практики.

Образовательные задачи курса:

1. Освоение системы теоретических знаний о зоопсихологии и сравнительной психологии.

2. Развитие ценностно-смысловых основ педагогической деятельности в области наиболее общих закономерностей функционирования и организации психики животных и природно – биологических составляющих психики человека

3. Формирование ряда специальных педагогических умений и навыков:

· выделение основных, наиболее прогрессивных направлений развития психики и поведения животных;

· овладение умением сравнивать психические свойства, проявляющиеся во внешней активности, разных групп животных и человека.

Теоретико-методологической основой курса являются общепсихологическая категория «психическое отражение», представления о психике и общих закономерностях развития материи, закономерности эволюции психики, разработанные в системных теориях развития в разных направлениях отечественной психологии: Вагнером В.А., Выготским Л.С., Ладыгиной-Котс Н.Н., Сеченовым И.М., Рубинштейном С.Л., Леонтьевым А.Н., Фабри К.Э., Новоселовой С.Л., Мешковой Н.Н., Филлиповой Г.Г. и других.

Весь курс дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» состоит из введения и 10 тем, объединенных в 3 схематично изложенных модуля в соответствии с основными разделами курса. Каждый модуль включает теоретическую базу, задачи и контрольные вопросы, ответы на которые могут способствовать лучшему усвоению теоретических положений курса, а также рейтинговую оценку каждого студента, которая определяется в ходе тестирования.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные ОК-7;

В резьултате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью к:

- восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7).

Профессиональные (ПК): ПК-2, ПК-3, ПК-5;

- отбор и применение методов исследования, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

- описание структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (ПК-3);

- выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (частично формируется ПК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основы социального управления и межличностного взаимодействия; основные категории, понятия, законы, направления развития зоопсихологии;

- основы психодиагностики, математические методы в психологии;

- психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

- психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

- основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества, в зависимости от возрастных, гендерных и этнических особенностей;

- основные закономерности психического развития личности человека;

- основы библиографической и информационно-поисковой работы;

-основы проведения психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний.

Уметь: устанавливать доверительные взаимоотношения, управлять группой, командой;

- применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций;

- описывать структуру деятельности профессионала в рамках определенной сферы;

- анализировать и оценивать психологическую информацию;

- использовать данные поисковой системы при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.;

- применять различные виды занятий в проведении лабораторных и практических работ по психологии.

Владеть: навыками убеждения, общения и другими способами психологического влияния;

- основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

- навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естественных наук;

- основами теоретических положений, необходимых для работы в профессиональной деятельности;

- приемами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий.

Наши рекомендации