Тема 1. Предмет социальной психологии. Разделы.
Тема 1. Предмет социальной психологии. Разделы.
Области исследования.
Лекция 1.
- вопросы, на которые отвечает С.П.
- определение с.п., предмет, тезаурус
- место в системе наук
- разделы с.п.
- направления прикладных исследований
- Когда появилась личность, или зарождение с-п типа мышления?
Как вы думаете, что значит социальная психология, что она может изучать?
С.п. обладает удивительной способностью раскрывать и расцвечивать тонкие грани человеческих отношений. В этой науке мало искусственного, мало теоретических построений. В ней привлекательно то, что она помогает осмыслить реальный опыт отношений между людьми, увидеть его во всем многообразии, найти универсальные способы развития и усовершенствования отношений между отдельными людьми, коллективами, большими массами.
С-п знание всегда воспринималось как имеющее практическое значение. На основе житейских наблюдений, научных данных создавались и создаются различные приемы воздействия, стратегии построения отношений, технологии управления поведением и установками людей.
С-п техники лежат в основе приемов риторики, целенаправленного воздействия на большие массы людей (% в рекламе), правил политического давления, управления людьми на производстве и т.д.
-1-.
· В какой период развития общества появилось «Я» у каждой личности?
· Может ли ребенок психически развиваться без социума? Можно ли адаптировать детей Маугли к жизни среди людей?
· Почему многие беспокоит, что подумают о них люди?
· Почему мы часто подчиняемся мнению большинства?
· Что заставляет верить рекламе?
· На чем основано манипулирование в общении?
· Почему по одежке встречают?
· Как стереотипы мешают счастливо жить?
· Почему наше поведение меняется в зависимости от группы людей, с которой общаемся?
· Почему «физики» не любят «лириков», или первобытные инстинкты в современном обществе
· Может ли присутствие других людей влиять на ускорение работы?
· Почему в одних коллективах дружат, а в других враждуют?
· Как разрешать конфликты в компании, в коллективе, в семье?
· Почему в толпе мы можем потерять контроль над собой?
Таким образом,
- Среда, СМИ, группы участия влияют на человека.
- Мы все участвуем в общении.
- Мы все принимаем участие в межличностных отношениях.
- Являясь членами разных групп, мы участвуем в групповом взаимодействии.
- Группа влияет на эффективность деятельности.
- Человек зависим от социума.
Знакомство с программой СП.
Рассмотренные явления относятся к с-п феноменам., а науку, изучающую такие явления, причины, условия, механизмы называют СП.
-2-
Запишем дефиницию
Социальная психология—
· психологическая наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (межличностных и межгрупповых), а также особенности отношений, возникающих между людьми в процессе межличностного общения, внутригруппового и межгруппового взаимодействия.
· наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу
Развитие свойств и особенностей психологического мира человека происходит в процессе общения и группового взаимодействия.
Предмет -закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включенностью в социальные группы, и психологические характеристики этих групп.
Тезаурус:
Межличностные отношения-контакты и связи 2 и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, отношений, деятельности, установок.
%вы и ваш друг , вы и ваш молодой человек
Внутригрупповые отношения-связи в малой группе(2 и более человек), возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями(симпатия-антипатия, дружба-вражда, безразличие-неприязнь)
%служебные взаимоотношения-отношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различных задач.
%вы и ваш одногруппник
Межгрупповые отношения -взаимодействие между целыми группами, порождающий определенный характер отношений.
% вы и биологи
-3-
Разделы СП
· Закономерности общения и взаимодействия
· С-п хар-ки групп, взаимосвязь личности и группы
· С-п особенности личности
· Психология больших социальных групп
-5-
Лекции
№ темы | Содержание | Часы |
Тема 1. | Понятие. Предмет. Методы. Место в системе научного знания. | |
Тема 2. | Общение. Понятие. Функции. Виды (ролевое-межличностное, ритуальное, монологическое: императивное и манипулятивное, диалогическое). 5принципов гуманистического общения (по К.Роджерсу). Раздаточный материал. Типы манипуляторов (по Шострому) | |
Тема 3. | 3стороны общения. Общение как обмен информацией. Понятие обратной связи. Коммуникативные барьеры. Средства коммуникации. Вербальная коммуникация. Речь Невербальная коммуникация. Визуальные средства: кинесика, мимика, пантомимика, проксемика, контакт глаз. Акустические (пара-и экстралингвистические). Тактильные. Ольфакторные средства. Общение как взаимодействие Типы взаимодействий. Транзактный анализ Конфликты. Виды. Причины. Способы разрешения Общение как познание людьми друг друга. Социальная перцепция. Механизмы: идентификация,. рефлексия, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция. Эффекты восприятия: «эффект ореола», «эффект новизны», «эффект первичности». Стереотипизация. Установки, эмоциональные переживания, затрудняющие общение. Преодоление трудностей в общении. Самоподача и самораскрытие | |
Тема 4. | Малая группа. Фасилитация и ингибиция. Виды. Характеристики. Уровни развития группы. Групповая динамика. Образование группы Групповое давление. Коформизм. Негативизм.Нормативное большинство и меньшинство. | |
Тема 5. | Групповая сплоченность Лидерство и руководство. Стили. | |
Тема 6. | Проблема установки | |
Тема 7. | Психология больших групп |
Тема 1. Предмет социальной психологии. Разделы.
Области исследования.
Лекция 1.
- вопросы, на которые отвечает С.П.
- определение с.п., предмет, тезаурус
- место в системе наук
- разделы с.п.
- направления прикладных исследований
- Когда появилась личность, или зарождение с-п типа мышления?
Как вы думаете, что значит социальная психология, что она может изучать?
С.п. обладает удивительной способностью раскрывать и расцвечивать тонкие грани человеческих отношений. В этой науке мало искусственного, мало теоретических построений. В ней привлекательно то, что она помогает осмыслить реальный опыт отношений между людьми, увидеть его во всем многообразии, найти универсальные способы развития и усовершенствования отношений между отдельными людьми, коллективами, большими массами.
С-п знание всегда воспринималось как имеющее практическое значение. На основе житейских наблюдений, научных данных создавались и создаются различные приемы воздействия, стратегии построения отношений, технологии управления поведением и установками людей.
С-п техники лежат в основе приемов риторики, целенаправленного воздействия на большие массы людей (% в рекламе), правил политического давления, управления людьми на производстве и т.д.
-1-.
· В какой период развития общества появилось «Я» у каждой личности?
· Может ли ребенок психически развиваться без социума? Можно ли адаптировать детей Маугли к жизни среди людей?
· Почему многие беспокоит, что подумают о них люди?
· Почему мы часто подчиняемся мнению большинства?
· Что заставляет верить рекламе?
· На чем основано манипулирование в общении?
· Почему по одежке встречают?
· Как стереотипы мешают счастливо жить?
· Почему наше поведение меняется в зависимости от группы людей, с которой общаемся?
· Почему «физики» не любят «лириков», или первобытные инстинкты в современном обществе
· Может ли присутствие других людей влиять на ускорение работы?
· Почему в одних коллективах дружат, а в других враждуют?
· Как разрешать конфликты в компании, в коллективе, в семье?
· Почему в толпе мы можем потерять контроль над собой?
Таким образом,
- Среда, СМИ, группы участия влияют на человека.
- Мы все участвуем в общении.
- Мы все принимаем участие в межличностных отношениях.
- Являясь членами разных групп, мы участвуем в групповом взаимодействии.
- Группа влияет на эффективность деятельности.
- Человек зависим от социума.
Знакомство с программой СП.
Рассмотренные явления относятся к с-п феноменам., а науку, изучающую такие явления, причины, условия, механизмы называют СП.
-2-
Запишем дефиницию
Социальная психология—
· психологическая наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (межличностных и межгрупповых), а также особенности отношений, возникающих между людьми в процессе межличностного общения, внутригруппового и межгруппового взаимодействия.
· наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу
Развитие свойств и особенностей психологического мира человека происходит в процессе общения и группового взаимодействия.
Предмет -закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включенностью в социальные группы, и психологические характеристики этих групп.
Тезаурус:
Межличностные отношения-контакты и связи 2 и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, отношений, деятельности, установок.
%вы и ваш друг , вы и ваш молодой человек
Внутригрупповые отношения-связи в малой группе(2 и более человек), возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями(симпатия-антипатия, дружба-вражда, безразличие-неприязнь)
%служебные взаимоотношения-отношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различных задач.
%вы и ваш одногруппник
Межгрупповые отношения -взаимодействие между целыми группами, порождающий определенный характер отношений.
% вы и биологи
-3-