Основные стадии и формы мышления
В своем становлении мышление проходит две стадии: 1) допонятийную, 2) понятийную.
Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется:
а) нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом,
б) тенденцией связывать все со всем,
в) трансдукцией (переходом от частного к частному, минуя общее,
г) отсутствием представления с сохранением количества.
Понятийное мышление формируется к 16–17 годам и развивается постепенно от простого складывания ребенком предметов через установление сходства и различия между ними до собственно понятийного.
Мыслительный процесс человека осуществляется в двух основных формах:
1. формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений,
2. решение проблем (мыслительных задач).
Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлении, которая выражена сливом или группой слов. Например, в понятие "человек" входят такие весьма существенные признаки, как членораздельная речь, трудовая деятельность, производство орудий труда.
Понятия принято различать:
Ø по степени отвлеченности на конкретные и абстрактные,
Ø по объему на единичные и общие.
Когда из всех признаков предмета выделяется определенная совокупность признаков, характеризующая именно этот предмет или группу ему подобных, мы имеем дело с конкретным понятием. Например, понятия "город", "мебель", "автомобиль". Если же при помощи отвлечения в предмете выделяется определенный признак и этот признак становится предметом изучения и, кроме того, рассматривается как особый предмет, то возникает абстрактное понятие (например, "справедливость", "равенство").
Как структурная единица мысли, суждение строится на совокупности понятий, к которым относятся суждение, умозаключение.
Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. К примеру, Земля вращается вокруг Солнца.
Суждения образуются двумя способами:
Ø непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается,
Ø опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.
Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К примеру, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля – планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца.
К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции или аналогии.
Индукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему.
Дедукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному.
Аналогия – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение может осуществляться различными способами. Наименее желательным является способ проб и ошибок, при котором обычно не имеется ни достаточно четкого осознания задачи, ни построения и целенаправленной проверки различных гипотез. Этот способ, как правило, не приводит к аккумуляции опыта и не служит условием умственного развития человека.
В качестве желательных способоврешения мыслительной задачи, которые позволяют скорее найти ответ и являются условиями умственного развития человека, могут быть названы следующие:
Ø пассивное и активное использование алгоритма,
Ø целенаправленная трансформация условий задачи,
Ø эвристические способы решения задачи.
Процесс решения задач состоит из пяти этапов:
1. мотивация (желание решить проблему);
2. анализ проблемы;
3. поиск решения проблемы на основе известного алгоритма, на основе выбора оптимального варианта, на основе принципиально нового решения с учетом логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов. Решению задачи зачастую способствует озарение;
4. доказательство и обоснование правильности решения;
5. реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция.
Для того чтобы выявить объективные отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями в ходе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач человек прибегает к мыслительным операциям – сравнивает, анализирует, обобщает и классифицирует.
Основными мыслительными операция являются:
Ø анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
Ø синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
Ø сравнение – установление отношений сходства и различия;
Ø обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
Ø абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют;
Ø конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;
Ø систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
Все эти операции, по мнению С.Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (т.е. раскрытия все более существенных связей и отношений).
ТИПЫ И ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.
В определении типов мышления существуют различные подходы.
1. По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление:
Ø дискурсивное (умозаключающее),
Ø интуитивное – мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью.
2. По характеру решаемых задач мышление подразделяют на:
Ø теоретическое (концептуальное),
Ø практическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента.
3. По содержанию решаемых задач выделяют:
Ø предметно-действенное,
Ø наглядно-образное,
Ø словесно – логическое мышление.
Предметно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действии с предметами.
Наглядно-образное мышление характеризуйся опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от действенного мышления оно преобразуется лишь в плане образа (Ж. Пиаже).
Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Словесно–логический тип мышления включает в себя следующие виды мышления: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное.
1. Теоретическое мышление – это познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.
2. Практическое мышление – это подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез в условиях жесткого дефицита времени).
3. Аналитическое (логическое) мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер.
4. Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики.
5. Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека.
6. Продуктивное – это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное – это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию.
7. Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное – целенаправленное решение мыслительных задач.
Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности.
ВАЖНЕЙШИЕ КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ
Важнейшими качествами мышления являются следующие.
1. Самостоятельность мышления – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
2. Инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.
3. Глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений понимать причины и глубинные закономерности.
4. Широта – способность видеть проблемы многосторонне, взаимосвязи с другими явлениями.
5. Быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.
6. Оригинальность – способность производить новые идеи, личные от общепринятых.
7. Пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.
8. Критичность – объективная оценка предметов и явлений стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.
9. Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Мышление имеетпотребностно-мотивированный и целенаправленныйхарактер. Все операции мыслительного процесса определяются:
Ø потребностями,
Ø мотивами,
Ø интересами личности,
Ø ее целями задачами.
Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.
Одной из сложных проблем обучения в школе и вузе (особенно техническом) является акцент на развитии формально-логического мышления в ущерб образному мышлению. В результате, учащиеся и студенты становятся как бы закрепощены собственным формально-логическим мышлением. В связи с этим, стремление к творчеству, высокие духовные запросы кажутся некоторым из них абсолютно ненужными. Необходимо, чтобы оба этих типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказывалось скованным рассудочностью, и чтобы не иссякал творчески потенциал человека.
По мнению Д. Гилфорда,творческое мышление имеет следующие особенности:
1. Оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна,
2. Способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения,
3. Образная адаптивная гибкость, которая проявляется в способности изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения,
4. Семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей.
Серьезным препятствием на пути к творческому мышлению является приверженность старым методам решения. К ним можно отнести:
Ø склонность к конформизму,
Ø боязнь показаться глупым и смешным,
Ø экстравагантным или агрессивным;
Ø страх ошибиться и страх критики;
Ø завышенная оценка собственных идей;
Ø высокий уровень тревожности;
Ø психическая и мышечная напряженность.
5. Условиями успешного решения творческих задач являются более частое обнаружение и применение новых способов:
Ø успешное преодоление сложившихся стереотипов;
Ø умение идти на риск, освободившись от страха и защитных реакций;
Ø сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения;
Ø разнообразие и различная направленность знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.
ЛЕКЦИЯ 11
Тема: ВООБРАЖЕНИЕ
1. Понятие о воображении и его виды.
2. Формы проявления воображения.
3. Психологический характер процессов воображения.
4. Функции воображения.
5. Воображение и мышление.
6. Воображение и творчество.