Основные стадии и формы мышления

В своем становлении мышление проходит две стадии: 1) допонятийную, 2) понятийную.

Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется:

а) нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом,

б) тенденцией связывать все со всем,

в) трансдукцией (переходом от частного к частному, минуя общее,

г) отсутствием представления с сохранением количества.

Понятийное мышление формируется к 16–17 годам и развивается постепенно от простого складывания ребенком предметов через установление сходства и различия между ними до собственно понятийного.

Мыслительный процесс человека осуществляется в двух основных формах:

1. формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений,

2. решение проблем (мыслительных задач).

Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлении, которая выражена сливом или группой слов. Например, в понятие "человек" входят такие весьма существенные признаки, как членораздельная речь, трудовая деятельность, производство орудий труда.

Понятия принято различать:

Ø по степени отвлеченности на конкретные и абстрактные,

Ø по объему на единичные и общие.

Когда из всех признаков предмета выделяется определенная совокупность признаков, характеризующая именно этот предмет или группу ему подобных, мы имеем дело с конкретным понятием. Например, понятия "город", "мебель", "автомобиль". Если же при помощи отвлечения в предмете выделяется определенный признак и этот признак становится предметом изучения и, кроме того, рассматривается как особый предмет, то возникает абстрактное понятие (например, "справедливость", "равенство").

Как структурная единица мысли, суждение строится на совокупности понятий, к которым относятся суждение, умозаключение.

Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. К примеру, Земля вращается вокруг Солнца.

Суждения образуются двумя способами:

Ø непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается,

Ø опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К примеру, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля – планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца.

К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции или аналогии.

Индукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему.

Дедукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному.

Аналогия – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение может осуществляться различными способами. Наименее желательным является способ проб и ошибок, при котором обычно не имеется ни достаточно четкого осознания задачи, ни построения и целенаправленной проверки различных гипотез. Этот способ, как правило, не приводит к аккумуляции опыта и не служит условием умственного развития человека.

В качестве желательных способоврешения мыслительной задачи, которые позволяют скорее найти ответ и являются условиями умственного развития человека, могут быть названы следующие:

Ø пассивное и активное использование алгоритма,

Ø целенаправленная трансформация условий задачи,

Ø эвристические способы решения задачи.

Процесс решения задач состоит из пяти этапов:

1. мотивация (желание решить проблему);

2. анализ проблемы;

3. поиск решения проблемы на основе известного алгоритма, на основе выбора оптимального варианта, на основе принципиально нового решения с учетом логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов. Решению задачи зачастую способствует озарение;

4. доказательство и обоснование правильности решения;

5. реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция.

Для того чтобы выявить объективные отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями в ходе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач человек прибегает к мыслительным операциям – сравнивает, анализирует, обобщает и классифицирует.

Основными мыслительными операция являются:

Ø анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

Ø синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

Ø сравнение – установление отношений сходства и различия;

Ø обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

Ø абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют;

Ø конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

Ø систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Все эти операции, по мнению С.Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (т.е. раскрытия все более существенных связей и отношений).

ТИПЫ И ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.

В определении типов мышления существуют различные подходы.

1. По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление:

Ø дискурсивное (умозаключающее),

Ø интуитивное – мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью.

2. По характеру решаемых задач мышление подразделяют на:

Ø теоретическое (концептуальное),

Ø практическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента.

3. По содержанию решаемых задач выделяют:

Ø предметно-действенное,

Ø наглядно-образное,

Ø словесно – логическое мышление.

Предметно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действии с предметами.

Наглядно-образное мышление характеризуйся опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от действенного мышления оно преобразуется лишь в плане образа (Ж. Пиаже).

Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Словесно–логический тип мышления включает в себя следующие виды мышления: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное.

1. Теоретическое мышление – это познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.

2. Практическое мышление – это подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез в условиях жесткого дефицита времени).

3. Аналитическое (логическое) мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер.

4. Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики.

5. Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека.

6. Продуктивное – это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное – это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию.

7. Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное – целенаправленное решение мыслительных задач.

Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности.

ВАЖНЕЙШИЕ КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ

Важнейшими качествами мышления являются следующие.

1. Самостоятельность мышления – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

2. Инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.

3. Глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений понимать причины и глубинные закономерности.

4. Широта – способность видеть проблемы многосторонне, взаимосвязи с другими явлениями.

5. Быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.

6. Оригинальность – способность производить новые идеи, личные от общепринятых.

7. Пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.

8. Критичность – объективная оценка предметов и явлений стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.

9. Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Мышление имеетпотребностно-мотивированный и целенаправленныйхарактер. Все операции мыслительного процесса определяются:

Ø потребностями,

Ø мотивами,

Ø интересами личности,

Ø ее целями задачами.

Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.

Одной из сложных проблем обучения в школе и вузе (особенно техническом) является акцент на развитии формально-логического мышления в ущерб образному мышлению. В результате, учащиеся и студенты становятся как бы закрепощены собственным формально-логическим мышлением. В связи с этим, стремление к творчеству, высокие духовные запросы кажутся некоторым из них абсолютно ненужными. Необходимо, чтобы оба этих типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказывалось скованным рассудочностью, и чтобы не иссякал творчески потенциал человека.

По мнению Д. Гилфорда,творческое мышление имеет следующие особенности:

1. Оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна,

2. Способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения,

3. Образная адаптивная гибкость, которая проявляется в способности изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения,

4. Семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей.

Серьезным препятствием на пути к творческому мышлению является приверженность старым методам решения. К ним можно отнести:

Ø склонность к конформизму,

Ø боязнь показаться глупым и смешным,

Ø экстравагантным или агрессивным;

Ø страх ошибиться и страх критики;

Ø завышенная оценка собственных идей;

Ø высокий уровень тревожности;

Ø психическая и мышечная напряженность.

5. Условиями успешного решения творческих задач являются более частое обнаружение и применение новых способов:

Ø успешное преодоление сложившихся стереотипов;

Ø умение идти на риск, освободившись от страха и защитных реакций;

Ø сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения;

Ø разнообразие и различная направленность знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.

ЛЕКЦИЯ 11

Тема: ВООБРАЖЕНИЕ

1. Понятие о воображении и его виды.

2. Формы проявления воображения.

3. Психологический характер процессов воображения.

4. Функции воображения.

5. Воображение и мышление.

6. Воображение и творчество.

Наши рекомендации