Сознание: понятие и возникновение

Утверждение о том, что человек - существо сознательно, известно всем. Человек спо­собен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характе­ристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно цело­стный способ бытия. Именно сознание делает человека - «Человеком».

Сознанием называют высший уровень психики как отражение реального мира, свойст­венный только человеку и развивающейся у него в процессе коллективной трудовой дея­тельности.

Сознание - это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Возникнув вместе с появлением коллектив­ного труда и человеческой речи, сознание не оставалось неизменным у людей, а непрерывно развивалось из поколения в поколение. Развитие сознания отдельного человека всегда зави­село от хода общеисторического процесс, определялось общественным бытием, т.е. жизнью данного общества. Важнейшим условием этой жизни является уровень развития материаль­ных производительных сил, включая орудия труда. Так, например, сознание человека камен­ного века было намного примитивнее сознания людей, научившихся изготовлять орудия из бронзы и железа и пользоваться ими.

Важную роль в развитии сознания человека сыграла человеческая речь. Кроме устной речи, этому способствовало и появление речи письменной. Благодаря письменной речи лю­ди, живущие далеко друг от друга, стали обмениваться опытом, а знания, приобретенные од­ним поколением, передавались потомкам. Так проявляясь в деятельности, сознание в дея­тельности и формируется.

Таким образом, сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирова­ния у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем пси­хического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущим только чело­веку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как осо­бое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфиче­ских качеств сознания является язык. Низший уровень психики образует бессознательное.

С точки зрения системной концепции психики, сознание — специфическая особенность психики, позволяющая ей быть направленной на саму себя. Обрисуем основные факторы и предпосылки возникновения сознания (см. рис. ).

Сознание: понятие и возникновение - student2.ru

Становление сознания связано со становлением новой формы бытия - бытия челове­ческого, как новой формы жизни. Психическая деятельность выступает в новом качестве - сознании, или точнее, как отмечает С.Л. Рубинштейн, процесс осознания субъектом окру­жающего мира и тех отношений, в которые он с ним вступает, по мере того как из жизни и непосредственного переживания выделяется рефлексия на окружающий мир и на собствен­ную жизнь.

Практика сознания, собственно психологический анализ сознания заключается в пре­одолении сознанием полной поглощенности текущими делами, текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Иначе говоря, практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание.

Таким образом, наличие сознания предполагает выделение человека из его окружения, появление отношения субъекта действия и познания к объективному миру. Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету, находящемуся вне сознания. Этот про­цесс глубоко проанализировал выдающийся советский психолог С.Л. Рубинштейн.

Существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два от­ношения его к жизни.

Первый— жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем друзья и подруги, учителя, в дальнейшем - муж, дети и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, а не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем,, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней. Это есть существующее отношение к жизни, но не осознаваемое как та­ковое. Такая жизнь выступает как природный процесс, когда очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью. Она отличается крепкими непосредствен­ными связями человека с другими людьми, друг с другом и является надежным оплотом нравственности как естественного состояния человека. Здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное, природное состояние человека, состояние его нравов, его бытия.

Второйспособ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанав­ливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пре­делы. Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент, когда кончается первый способ существования и начинается:

Ø путь к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе.

Ø либо другой путь - к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скепти­цизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых формах — к моральной не­устойчивости),

Таким образом, благодаря рефлексии связано философское осмысление жизни. Созна­ние выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным про­цессом жизни для выработки существующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни. С этого момента, собственно, и встает проблема моральной ответственности человека в жизни.

Психика и сознание

В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности развивалась в зависимости от условий жизни и приобретала все более сложные формы. Высочай­ший уровень ее развития — человеческое сознание.

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бы­тия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общест­венным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения. Вме­сте с двумя источниками поведения — а) наследственно закрепленной программой и б) собственным опытом самого индивида — возникает третий источник, который формирует человеческую дея­тельность, — передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социаль­ной потребности одним из решающих факторов был язык, ставший формой существования соз­нания.

Характерными структурными компонентами сознания являются:

1. Знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания находит­ся в прямой зависимости от уровня освоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития у человека развилась потребность в знаниях, которая является главной дви­жущей силой, мотивом познавательной деятельности;

2. Отделение человеком себя от предметного мира и разделение "Я" и "не Я", проти­вопоставление себя миру предметов. Характерно самопознание, ставшее основанием для самосоз­нания, то есть осознания собственных физических и морально-психологических качеств;

3. Целенаправленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение ее результатов. Эта сторона со знания проявляется в самоконтроле и коррекции собственных дейст­вий, их перестройке, в изменении стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства;

4. Отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к своему окружению, проявляется в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера.

Выделение и противопоставление себя предметам — миру, природе и общественным явле­ниям, а также переживание своего отношения к объективной действительности и самому себе — основные функции самовоспитания человека.

Во-первых, благодаря сознанию человек становится субъектом воспитания, то есть сам ставит перед собой воспитательные цели и достигает их. Во-вторых, благодаря активности сознания в процессе отражения действительности информация, поступающая к человеку, отра­жается не механически, а сознательно перерабатывается в соответствии с целью, задачами и опытом личности. В-третьих, уровень развития сознания у человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе.

Человеку свойственны также и неосознаваемые формы психической деятельности: инстинк­тивные и автоматические действия, влечения и т.п. Однако бессознательное включается в созна­тельное и благодаря этому может контролироваться человеком.

Таким образом, рассматривая формы психической деятельности, нужно иметь в виду, что психическая жизнь, сознание и деятельность личности всегда возникают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека, в его отношении к другим и к самому себе, в его разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях. При этом человек взаимодействует с окружающей средой как целостный организм.

Основные черты сознания

Сознание человека изучают многие науки — философия, антропология, нейрофизио­логия, социология, психология, физиология и др. Сознание является предметом присталь­ного внимания теологии абсолютно всех религий мира.

С психологической точки зрения можно говорить о некоторых следующих основных чертах сознания.

1. Сознание индивида характеризуется активностью. Известна реактивность организмов, т.е. такие их действия, которые обусловлены предшествующей ситуацией. Активность же обусловлена прежде ©сего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью по ее достижению.

2. Сознанию присуща интенциональностъ (лат. intentio— стремление), т.е. направлен­ность на какой-либо предмет. Сознание — это всегда сознание чего-либо.

3. Существенной характеристикой человеческого сознания является способность к реф­лексии, самонаблюдению. Рефлексия (лат, reflexio— обращение назад) — процесс самопо­знания субъектом внутренних психических актов и состояний, осознание самого сознания. Само сознание пытается ответить на вопрос: а что такое есть сознание?

4. Сознание имеет мотивационно-ценностнът характер. Оно всегда мотивированно, пре­следует какие-то жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности.

5. Сознание индивида всегда находится и динамике и предстает на разных уровнях ясно­сти. Многие исследователи отмечают трудность в изучении сознания, которая в том и состо­ит, что сознание почти невозможно измерить известными в психологии методами (например, за определенный период). Попытки многих ученых найти сознание в мозге человека оказа­лись бесперспективными.

6. Сознание индивида изначально вкчючено в качестве необходимого элемента в социаль­ные структуры. Различные социальные системы функционируют и развиваются только в сознательной деятельности человека. Поэтому необходимо вести речь не только о сознании отдельного индивида. Социальное бытие как бы отпечатано в сознании отдельного челове­ка. Каждый человек не есть исходная причина и конечная точка своей жизни, своего созна­ния, своей смерти. Все эти человеческие феномены овладевают бытием каждого субъекта, превращаются в конкретный способ его индивидуальной жизни.

Отдельно остановимся на функционировании сознания. Здесь целесообразно, как счита­ют многие исследователи, рассматривать состояния сознания. Известны следующие со­стояния сознания: наивное, рациональное, обыденное, мистическое, рефлексивное, а также многие патологические состояния сознания.

Наши рекомендации