Сознание: понятие и возникновение
Утверждение о том, что человек - существо сознательно, известно всем. Человек способен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характеристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия. Именно сознание делает человека - «Человеком».
Сознанием называют высший уровень психики как отражение реального мира, свойственный только человеку и развивающейся у него в процессе коллективной трудовой деятельности.
Сознание - это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Возникнув вместе с появлением коллективного труда и человеческой речи, сознание не оставалось неизменным у людей, а непрерывно развивалось из поколения в поколение. Развитие сознания отдельного человека всегда зависело от хода общеисторического процесс, определялось общественным бытием, т.е. жизнью данного общества. Важнейшим условием этой жизни является уровень развития материальных производительных сил, включая орудия труда. Так, например, сознание человека каменного века было намного примитивнее сознания людей, научившихся изготовлять орудия из бронзы и железа и пользоваться ими.
Важную роль в развитии сознания человека сыграла человеческая речь. Кроме устной речи, этому способствовало и появление речи письменной. Благодаря письменной речи люди, живущие далеко друг от друга, стали обмениваться опытом, а знания, приобретенные одним поколением, передавались потомкам. Так проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется.
Таким образом, сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем психического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущим только человеку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как особое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. Низший уровень психики образует бессознательное.
С точки зрения системной концепции психики, сознание — специфическая особенность психики, позволяющая ей быть направленной на саму себя. Обрисуем основные факторы и предпосылки возникновения сознания (см. рис. ).
Становление сознания связано со становлением новой формы бытия - бытия человеческого, как новой формы жизни. Психическая деятельность выступает в новом качестве - сознании, или точнее, как отмечает С.Л. Рубинштейн, процесс осознания субъектом окружающего мира и тех отношений, в которые он с ним вступает, по мере того как из жизни и непосредственного переживания выделяется рефлексия на окружающий мир и на собственную жизнь.
Практика сознания, собственно психологический анализ сознания заключается в преодолении сознанием полной поглощенности текущими делами, текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Иначе говоря, практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание.
Таким образом, наличие сознания предполагает выделение человека из его окружения, появление отношения субъекта действия и познания к объективному миру. Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету, находящемуся вне сознания. Этот процесс глубоко проанализировал выдающийся советский психолог С.Л. Рубинштейн.
Существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения его к жизни.
Первый— жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем друзья и подруги, учителя, в дальнейшем - муж, дети и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, а не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем,, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней. Это есть существующее отношение к жизни, но не осознаваемое как таковое. Такая жизнь выступает как природный процесс, когда очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью. Она отличается крепкими непосредственными связями человека с другими людьми, друг с другом и является надежным оплотом нравственности как естественного состояния человека. Здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное, природное состояние человека, состояние его нравов, его бытия.
Второйспособ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент, когда кончается первый способ существования и начинается:
Ø путь к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе.
Ø либо другой путь - к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых формах — к моральной неустойчивости),
Таким образом, благодаря рефлексии связано философское осмысление жизни. Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки существующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни. С этого момента, собственно, и встает проблема моральной ответственности человека в жизни.
Психика и сознание
В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности развивалась в зависимости от условий жизни и приобретала все более сложные формы. Высочайший уровень ее развития — человеческое сознание.
Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения. Вместе с двумя источниками поведения — а) наследственно закрепленной программой и б) собственным опытом самого индивида — возникает третий источник, который формирует человеческую деятельность, — передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов был язык, ставший формой существования сознания.
Характерными структурными компонентами сознания являются:
1. Знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня освоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития у человека развилась потребность в знаниях, которая является главной движущей силой, мотивом познавательной деятельности;
2. Отделение человеком себя от предметного мира и разделение "Я" и "не Я", противопоставление себя миру предметов. Характерно самопознание, ставшее основанием для самосознания, то есть осознания собственных физических и морально-психологических качеств;
3. Целенаправленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение ее результатов. Эта сторона со знания проявляется в самоконтроле и коррекции собственных действий, их перестройке, в изменении стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства;
4. Отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к своему окружению, проявляется в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера.
Выделение и противопоставление себя предметам — миру, природе и общественным явлениям, а также переживание своего отношения к объективной действительности и самому себе — основные функции самовоспитания человека.
Во-первых, благодаря сознанию человек становится субъектом воспитания, то есть сам ставит перед собой воспитательные цели и достигает их. Во-вторых, благодаря активности сознания в процессе отражения действительности информация, поступающая к человеку, отражается не механически, а сознательно перерабатывается в соответствии с целью, задачами и опытом личности. В-третьих, уровень развития сознания у человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе.
Человеку свойственны также и неосознаваемые формы психической деятельности: инстинктивные и автоматические действия, влечения и т.п. Однако бессознательное включается в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.
Таким образом, рассматривая формы психической деятельности, нужно иметь в виду, что психическая жизнь, сознание и деятельность личности всегда возникают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека, в его отношении к другим и к самому себе, в его разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях. При этом человек взаимодействует с окружающей средой как целостный организм.
Основные черты сознания
Сознание человека изучают многие науки — философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Сознание является предметом пристального внимания теологии абсолютно всех религий мира.
С психологической точки зрения можно говорить о некоторых следующих основных чертах сознания.
1. Сознание индивида характеризуется активностью. Известна реактивность организмов, т.е. такие их действия, которые обусловлены предшествующей ситуацией. Активность же обусловлена прежде ©сего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью по ее достижению.
2. Сознанию присуща интенциональностъ (лат. intentio— стремление), т.е. направленность на какой-либо предмет. Сознание — это всегда сознание чего-либо.
3. Существенной характеристикой человеческого сознания является способность к рефлексии, самонаблюдению. Рефлексия (лат, reflexio— обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, осознание самого сознания. Само сознание пытается ответить на вопрос: а что такое есть сознание?
4. Сознание имеет мотивационно-ценностнът характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-то жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности.
5. Сознание индивида всегда находится и динамике и предстает на разных уровнях ясности. Многие исследователи отмечают трудность в изучении сознания, которая в том и состоит, что сознание почти невозможно измерить известными в психологии методами (например, за определенный период). Попытки многих ученых найти сознание в мозге человека оказались бесперспективными.
6. Сознание индивида изначально вкчючено в качестве необходимого элемента в социальные структуры. Различные социальные системы функционируют и развиваются только в сознательной деятельности человека. Поэтому необходимо вести речь не только о сознании отдельного индивида. Социальное бытие как бы отпечатано в сознании отдельного человека. Каждый человек не есть исходная причина и конечная точка своей жизни, своего сознания, своей смерти. Все эти человеческие феномены овладевают бытием каждого субъекта, превращаются в конкретный способ его индивидуальной жизни.
Отдельно остановимся на функционировании сознания. Здесь целесообразно, как считают многие исследователи, рассматривать состояния сознания. Известны следующие состояния сознания: наивное, рациональное, обыденное, мистическое, рефлексивное, а также многие патологические состояния сознания.