Предмет психологии и развитие отечественной психологии
В современных условиях складывается одна из традиций отечественной психологии, которая проявляется в ее стремлении опираться на конструктивные достижения не только различных направлений, школ и течений. В этой традиции имеет место также опора на многие другие достижения наукознания, дающие возможность получить наиболее объективную картину мира, в котором ключевые позиции отданы человеку-деятелю, созидающему себя и окружающую действительность. Эта традиция приоритетная, но не единственная, особенно в последнее время. Сегодня все настойчивей звучат голоса о необходимости новых подходов, представлений, парадигм.
В нашей стране в конце 90-х годов прошлого столетия естественно-научный подход к психологии стал определяющим и официально признанным.
В последние годы мы наблюдаем ситуацию, когда все больше психологов ставят вопрос о смене образа психологической науки:
Ø смена образа естественной науки на гуманитарный образ;
Ø смещение акцентов с объяснения на описания;
Ø от всеобщности к уникальности, неповторимости;
Ø с фрагментарно-парциального изучения к целостно-интегративному познанию и преобразованию.
Новая ситуация в психологической науке выводит к проблемам, которые связаны с уточнением предмета, выявлением соотношения теоретико-метотодологического и прикладного внутри психологической науки, определением взаимосвязей с естественными, общественными и техническими науками. Именно их решение способно обеспечить реализацию целостно-интегративного подхода.
Для отечественной психологии принципиально приемлемыми являются результаты переосмысления всех ее методологических оснований. Она здесь ориентируется на общепринятую в современной науке и непосредственно в общей психологии типологию, выделяя следующие уровни методологии:
1) уровень философской методологии;
2) уровень методологии общенаучных принципов исследования;
3) уровень конкретно-научной методологии;
4) уровень методик и техник исследования.
1. Уровень философской методологии.Здесь главной является проблема образа человека, как целостного феномена со следующими макрохарактеристиками: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. При этом он имеет собственную философскую и жизненную концепцию, стратегию, в соответствии с которыми и выстраивает свой жизненный путь. Именно здесь обозначается главное пересечение научных интересов как философии, психологии, акмеологии, так и других наук.
Для конструктивного решения общих проблем привлекается конструктивный потенциал таких образов человека, как:
1) «человек— ощущающий» (интроспективная психология);
2) «человек— потребность» (психоанализ 3. Фрейда);
3) «человек— «стимул-реакция»(поведенческая психология);
4) «человек—деятель» (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, и др.);
5) «человек—целостный феномен» (В. М. Бехтерев, Б. Г.Ананьев, А. А. Бодалев и др.) и пр. Когда психология сталкивается с проблемой, которую сама не может решить, она в первую
очередь обращается к философии и практике. Так, например, Л. С. Выготский, рассуждая о причинах кризиса психологии, пришел к выводу, что выход из него — опора на философию и практику; «как это ни странно и ни парадоксально на первый взгляд, но именно практика, как конструктивный принцип науки, требует философии, т.е. методологии науки». И далее: «Диалектиче-
ское единство методологии и практики, с двух концов приложенное к психологии, — судьба и удел... психологии».
2. Уровень методологии общенаучных принципов.Одним из основных принципов общенаучного исследования является системный подход, который означает изучение совокупности элементов системы, находящихся в связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. В качестве общих характеристик системы выделяют: целостность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т.д. Акмеологический подход, кроме того, предполагает целостность и интеграцию в рамках общей системы как исследовательских, так и деятельностных, развивающих моделей, алгоритмов и технологий.
3. Конкретно-научный уровень методологии— уровень конкретной науки — психологии. Данный уровень, согласно взглядам Л. С. Выготского можно разделить на два подуровня.
Первый подуровень — это собственно методология психологии. Основные проблемы этого уровня: что такое психика, как она развивается и как ее изучать?
Второй подуровень — уровень теорий психологической науки, в основе которых лежат те или иные позиции, которые были получены в ответах на вопросы первого уровня.
Более того, на основе одного решения проблем методологии психологии могут быть созданы несколько психологических теорий.
Научные психологические школы первого подуровня — это школы-направления, которые на столетия предопределяют развитие психологии. Научные школы второго подуровня — это психологические школы — конкретные научные коллективы.
В основе научной психологической школы лежала идея о «единичке», «клеточке» психики, исследуя которую можно раскрыть великую тайну Души. В качестве «единицы» в разных психологических школах использовались:
1) ощущения (ассоциативная психология);
2) фигура-фон (гештальтпсихология);
3) реакция, рефлекс (реактология, рефлексология);
4) установка (школа Д. Н. Узнадзе);
5) поведенческий акт (бихевиоризм);
6) обратимые операции (школа Ж. Пиаже);
7) значения, переживания (школа Л. С. Выготского);
8) предметная деятельность (школа А. Н.Леонтьева);
9) ориентировочная основа деятельности (школа П. Я. Гальперина);
10) действие, акт отражения (школа С. Л. Рубинштейна) и т.д.
Психика есть особое качество или свойство, но качество не часть вещи, а особая способность. У мозга много качеств, свойств, но одно из них психика, она «не протяженна», вне измерений вещей. Именно поэтому история психологии — это история разрешения противоречий между описанием и объяснением душевной жизни. Почему?
Описание дает большую свободу выражения всех оттенков «движений души», для чего используется все богатство языка. Объяснение — это использование научных категорий, понятий, которые пытаются объяснить скрытые механизмы психической жизни.
Единство: во-первых, обобщающего понятия самой широкой первичной абстракции (сознание, подсознание, поведение и т.д.); во-вторых, объяснительного принципа (единства сознания и деятельности, ассоциации, единство фигуры и фона, взаимозависимости стимула и реакции и т.д.) и, в-третьих, понимание «единички» психики определяют лицо научной психологической школы.
Согласно мнению К. К. Платонова, отличительной стороной отечественной психологии является выделение общей психологии. Это диктуется внутренними условиями всей психологической науки, т.к. ее предметом являются «общие закономерности психики», на понимание которых опираются все частные психологические науки. В свою очередь положения общей психологии проходят проверку в частных отраслях психологии, где обогащаются, развиваются, отвергаются.
Однако, чтобы изучать общие закономерности психики, необходимо иметь ответ на вопрос, в какой «системе координат мы работаем». Поскольку в каждой научной психологической школе своя «система координат» (обобщающее понятие, объяснительный принцип, «единичка» психики, ведущий метод), своя объяснительная система. Как только мы называем факт, явление, мы сразу же «помещаем его в определенную систему (системы) координат», он попадает в свою «объяснительную схему».
ЛЕКЦИЯ 3
Тема: ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА
1. Понятие о психике человека
2. Развитие психики
3. Психическое отражение и деятельность человека
4. Деятельность и психика
5. Функции психики
6. Механизмы психики человека
7. Психика и организм.
8. Эволюция мозга человека
Понятие о психике
Первое определение души (psyche - греч.), сформулированное, скорее, как вопрос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется.
Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа. Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое - к миру существования. Душа - это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким образом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, - морфэ, форма, в немецком переводе - die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать такой эквивалент этому понятию: матрица или программа.
Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различия терминологического аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие. Единичное бытие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма - это сущность предмета. В плане познания форма - понятие о предмете. Материя, из которой формируется человек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа - это форма тела. Полное определение звучит так: душа (психика) - это способ организации живого тела.
В самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена состав атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, "знает", куда, в какое место поставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто - психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. Откуда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному.
Например, для Л. С. Выготского это мир культуры. "Всякая психическая функция, - пишет он, - возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая. То есть вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции возникают вследствие интериоризации. Форма соединяется с материей.
Итак, мы вслед за Аристотелем определяем психику как способ организации живого тела.
Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и социального в человеке. Отправным пунктом здесь может быть положение С. Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Что это значит?
Возьмем какой-нибудь предмет, самый простой, например карандаш. По мнению С. Л. Рубинштейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, написанное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях.
Таким образом, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в разных качествах.
Итак, мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее, как ЦНС, осуществляющая высшую нервную деятельность, а взятая с точки зрения социальной детерминации, шире, взаимодействия человека с миром - как психика. Психика - это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто, - так и в филогенезе.
Таким образом, психика имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.
Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно - материальна. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация - главное в компьютере. Без программ - это просто набор деталей. В этой аналогии диска и мозга человека, диск - носитель информации, мозг - носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика - к мозгу. Диск и мозг - это субстрат, информация и психика - форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика - нет.
Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собственную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонтальной организацией. К вертикальной организации относятся: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. К горизонтальной - психические процессы, свойства и состояния.
Развитие психики
Психика человека является одним из фундаментальных научных понятий психологии. Психика развивается и в своем развитии психика человека проходит онтогенез и филогенез. Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis - рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма, а филогенез (phyle — род, вид, племя, genos — происхождение) — историческое формирование. Таким образом психика в онтогенезе повторяет достижения ее развития в филогенезе.
Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Поэтому психика является внутренним, в виде психических процессов, сложным и многообразным отражением объективного мира.
С точки зрения Б. Ф. Ломова, основным признаком психики является:
Ø системность,
Ø целостность,
Ø нерасчлененность.
Таким образом, с учетом концепции «психической функциональной системы деятельности», предложенной В. Д. Шадриковым, психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности.
Известно, что характеристики психических процессов и явлений не выводятся только из закономерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам.
Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как, например, печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.
Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
Здесь мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека — психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:
1) внешний мир, природа, ее отражение;
2) полноценная деятельность мозга;
3) взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Обратимся к схеме, на которой показаны основные вехи эволюции психики (см. рис.).
Из рис. видно, что психическое отражение происходит последовательно, начиная от ощущений, затем восприятия, и потом с использованием интеллекта. При этом последовательно проявляются инстинкт, условный рефлекс (например, это, может быть, навык), способы поведения.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой. Во-вторых, сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека. В-третьих; психическое отражение углубляется и совершенствуется.
На рис. показан характер взаимодействия человека с окружающим миром. Так, взаимодействия одного человека или группы людей предполагает обязательное взаимодействие, как между самими людьми, так и соответствующими орудиями труда при сильном влиянии среды.