Программа тренинговых занятий для педагогов ДОУ
Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Инфантильный, не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность; не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникативными навыками, неспособный найти свое место в социуме воспитатель не научит этому детей. Профессионализм педагога, работающего с детьми, в первую очередь связан с коммуникативной компетентностью, умением строить позитивное, личностно-ориентированное взаимодействие.
А если не умеешь?.. Необходимо учиться, воспитывать в себе культуру общения. Для этого требуется осознать в себе следующее:
— как я выгляжу со стороны;
— каковы мои способности в понимании партнера;
— каковы мои сильные и слабые стороны в общении;
— что нужно корректировать в своем поведении, чтобы успешно взаимодействовать с людьми.
Сделать это в одиночку не каждому под силу, а в группе — легче и эффективнее.
Цели программы:
— развить коммуникативные способности педагогов;
— сформировать культуру общения;
— сплотить педагогический коллектив;
— повысить качество работы;
— активизировать творчество.
Основные задачи, решаемые в ходе тренинговых занятий:
— приобрести приемы эффективного общения, психологические знания, взгляды на личность, процесс взаимодействия людей;
— сформировать внешне выражаемые умения и навыки общения: в парном взаимодействии и составе группы;
— научить адекватно воспринимать себя и других в ситуациях общения;
— развивать уверенную в себе личность, устойчивость к стрессам.
Программа работает на личностный рост и развитие, на адаптивную (успешную) социализацию (поиск своего места в обществе и мире) и раскрытие творческого потенциала личности.
Основная форма проведения занятий — работа с группой. Групповое взаимодействие помогает принятию участниками ценностей и потребностей других, облегчает процесс самоисследования. Желательно, чтобы на занятиях присутствовали педагоги всего коллектива детского сада.
Тематический план заседаний клуба «Гармония» на 2015-2016 гг.
«Психологический тренинг как средство улучшения психологического самочувствия воспитателя в ДОУ».
№ занятия | Тематика | Мероприятия | ||
Снижение эмоционального напряжения | · Ритуал приветствия · «Самооценка эмоционального состояния» (заполнение бланка) · «Сеанс психофизической настройки» · «Дыхание на 7 – 11» · «Достижение состояния покоя» · «Поплавок в океане» · «Прогулка» · «Я в лучах солнца» · «Осознание своего дыхания»
| |||
Я себя понимаю | · Ритуал приветствия · «Самооценка эмоционального состояния» · «Вспоминания детства» · «Самомассаж» · «Руки» · «Работа с пластилином» · «Самохвальство» · «Уверенность» · «Разговор со своим телом»
| |||
Я знаю, чего хочу | · Ритуал приветствия · «Самооценка эмоционального состояния» · «Приятный сон» · «Счастливые воспоминания» · «Голова» · «Маяк» · «Идеальный пейзаж» · «Почувствуй свое счастье» · «Ловец блага»
| |||
Мир фантазий | · Ритуал приветствия · «Самооценка эмоционального состояния» · «Антистрессин» · «Думайте нежно» · «Качели» · «Уровень счастья» · «Фантазии» · «Передышка» · «Настроение»
| |||
Я себя принимаю | · Ритуал приветствия · «Самооценка эмоционального состояния» · «Индивидуальное рисование» · «Предупреждающие сигналы» · «Маска релаксации» · «Релаксационный тренинг» · «Мешок неприятностей» · «Расслабление» · «Исследование Я – концепции»
| |||
Я доверяю людям | · Ритуал приветствия · «Самооценка эмоционального состояния» · «Рисование» · «Релаксация лицевых мускул» · «Релаксация со средоточением на дыхании» · «Встреча» · «Подарки» · «Противоядие против самоистязательских игр» · «Типичная поза»
| |||
Я понимаю других | · Ритуал приветствия · «Самооценка эмоционального состояния» · «Парное рисование» · «Антистрессовая релаксация» · «Избавление от тревог» · «Обзор событий дня» · «Пять минут» · «Концентрация на дыхании» · «Настроение»
| |||
Я живу в мире с окружающими | · Ритуал приветствия · «Самооценка эмоционального состояния» · «Успокой свое тело» · «Релаксация умственной деятельности» · «Групповое рисование» · «Отгадай» · «Поиск эффективных убеждений» · «Концентрация на дыхании» · «Настроение»
| |||