Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп
Методики исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного возраста:
№ п/п | Автор, название методики | Примечание |
1. | МЭДИС (методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей): | Выявления уровня интеллектуальных способностей детей 6-7 лет |
2. | Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе». | Определение наличия уровня школьной мотивации. |
3. | Методика «Графический диктант». | Диагностика сформированности произвольности слухового внимания, умения удерживать инструкцию, работать по инструкции. Сформированность навыков работы «на листе бумаги». |
4. | Исключения предметов (4-й лишний) Т.В. Егорова. | Исследования уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. |
5. | Методика «Установление последовательности событий». | 4 серии: из 3,4,5,6 картинок. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. |
6. | Методика «предметная классификация» Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник. | 1 серия для детей 3-5 лет; 2 серия для детей 5-8 лет; 3 серия для детей 8-12 лет. Исследование процессов обобщения и абстрагирования, их специфики и уровня сформированности. Анализ последовательности умозаключений. |
7. | Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия. | Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. |
8. | Исследование зрительной памяти. | Исследование особенностей зрительного запоминания. С 5-ти лет. |
9. | Исследование невербального и вербально-логического мышления, понятийного мышления. | - узнавание конфликтных изображений-нелепиц; - простые невербальные аналогии; - исключение понятий (4 – лишний); - понимание сюжетной картины. |
10. | Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Мисочки», «Конструирование по образцу», «Включение в ряд», «Эталоны», «Разрезные картинки», «Перцептивное моделирование» | Восприятие Развитие перцептивных действий Овладение сенсорными эталонами. Сформированность пространственных отношений (сериация). Объединение элементов в целых образ. |
11. | «Коробочка форм», «Мисочки» «Пирамидка», «Матрешка» | Наглядно-действенное мышлениеОриентирование в предметных действиях |
12. | «Рыбка» «Разрезные картинки» »Пиктограмма», «Перцептивное моделирование» «Рисунок человека» «Схематизация», «Недостающие детали» | Наглядно-образное мышлениеМоделирование Анализ образца. Образная форма мыслительной деятельности Овладение зрительным синтезом Развитие ориентировочных действий |
13. | «Классификация по заданному принципу», «Свободная классификация» «Самое непохожее», «Систематизация», «Пиктограмма», «Исключение лишнего» | Логическое мышление Действия обобщения и классификации Действия систематизации Знаковая форма мыслительной Деятельности |
14. | «Дополнение фраз» «Последовательность картинок» | Словесно-логическое мышлениеОтражение логической последовательности в речевой форме Установление причинно-следственных связей, развитие последовательного (логического) рассуждения |
15. | «Вопросы по картинкам» «Последовательность картинок» | Активная речь развитие связанного рассказывания объем активного словаря Логопедические дефекты |
16. | «Свободная игра» Наблюдение | Игра в контексте мышления и воображения Сформированность игровых действий: - замещение предмета; - принятие и поддержание роли и т. д. Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета) |
17. | «Дорисование фигур» »Рисунок несуществующего животного» «Три желания», «Назови картинку» «Что может быть одновременно» | Творческое воображение Образная и вербальная креативность. Беглость, гибкость, оригинальность |
18. | «Игра в мяч» «Повтори за мной» Наблюдение и тесты на моторику. | Моторика Овладение координации движений. Общая двигательная активность Зрительно-моторная координация ведущая рука (позиция) |
19. | «Найди такую же» «Корректурная проба» | Внимание Преобладающий тип внимания Объем и устойчивость |