Организация работы педагога-психолога ДОУ
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога являются психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, психопрофилактика, психологическое консультирование, просвещение и обучение
Психологическая диагностика
Согласно ФГОС ДО, в ДОО может проводиться психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Цель диагностической деятельности педагога-психолога - получение полных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработку индивидуальных образовательных маршрутов детей.
Психодиагностика включает три раздела:
Раздел 1. Оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов:
-- психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу родителей, педагогов и администрации в течение учебного года);
- психодиагностика вновь поступивших детей (второй младшей группы, новых детей в других группах ДОУ) для определения уровня адаптации, психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
- психодиагностика психологической готовности к обучению в школе.
- психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности
- психодиагностика детско-родительских отношений.
- диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
Раздел 2 Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ;
Раздел 3 Психодиагностическая работа с родителями.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от круга решаемых развивающих задач. Участие ребенка в диагностике допускается только с согласия родителей.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание психолого-педагогических условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Направление Развивающая работа и психологическая коррекция реализуется по следующим разделам :
- развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей;
-развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников;
- коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ;
- развивающая работа по сопровождению одаренных дошкольников;
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Направления работы:
- групповые и индивидуальные консультации и собрания для родителей вновь поступающих детей, а также детей на пороге школы;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
- выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
- содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
- профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Психопрофилактика включает работу с педагогическим составом с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах воспитания и развития детей, а также формирования партнерских и дружеских отношений между педагогами дошкольного образовательного учреждения, улучшение социально-психологического климата в коллективе.