Организация работы педагога-психолога ДОУ

Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога являются психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, психопрофилактика, психологическое консультирование, просвещение и обучение

Психологическая диагностика

Согласно ФГОС ДО, в ДОО может проводиться психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Цель диагностической деятельности педагога-психолога - получение полных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработку индивидуальных образовательных маршрутов детей.

Психодиагностика включает три раздела:

Раздел 1. Оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов:

-- психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу родителей, педагогов и администрации в течение учебного года);

- психодиагностика вновь поступивших детей (второй младшей группы, новых детей в других группах ДОУ) для определения уровня адаптации, психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

- психодиагностика психологической готовности к обучению в школе.

- психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности

- психодиагностика детско-родительских отношений.

- диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

Раздел 2 Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ;

Раздел 3 Психодиагностическая работа с родителями.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от круга решаемых развивающих задач. Участие ребенка в диагностике допускается только с согласия родителей.

Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание психолого-педагогических условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Направление Развивающая работа и психологическая коррекция реализуется по следующим разделам :

- развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей;

-развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников;

- коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ;

- развивающая работа по сопровождению одаренных дошкольников;

Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Направления работы:

- групповые и индивидуальные консультации и собрания для родителей вновь поступающих детей, а также детей на пороге школы;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

- выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

- содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

- профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

Психопрофилактика включает работу с педагогическим составом с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах воспитания и развития детей, а также формирования партнерских и дружеских отношений между педагогами дошкольного образовательного учреждения, улучшение социально-психологического климата в коллективе.

Наши рекомендации