Администрация городского округа «город чита»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 28»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
учреждения Заведующая _________Мицкевич Е.И
Рабочая программа педагога-психолога.
Педагог-психолог Пляскина Е.П.
г. Чита
2015 г.
Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка 3
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников 8
Содержательный раздел.
Организация работы педагога-психолога ДОУ 12
Психологическая диагностика 15
· Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей 15
· Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия
педагогического коллектива ДОУ с детьми 15
· Показатели особенностей семейных взаимодействий 15
· Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста 16
· Особенности диагностики детей с ОВЗ 17
· Диагностические методики, используемые при обследовании детей
разных дошкольных возрастных групп 19
Развивающая и коррекционная работа по реализации
образовательного процесса ДОУ 25
· Развивающая работа и психологическая коррекция психологического сопровождения образовательных областей 30
· Особенности КР с детьми ОВЗ по освоению образовательных областей 36
· Календарно-тематическое планирование по программе
«Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к ДОУ» 39
· Календарно-тематическое планирование по психолого-педагогической
программе по нравственному воспитанию детей «Открытые сердца» 42
· Календарно-тематическое планирование
· Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 47
· Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих незаурядные интеллектуальные (математические) способности 49
· Календарно-тематическое планирование по программе развития
математических способностей старших дошкольников с использованием кинезиологических упражнений «Учимся мыслить, играя» 49
Психологическое просвещение 53
Психологическое консультирование 56
Психологическая профилактика 57
Взаимодействие с семьями воспитанников 59
Взаимодействие с педагогами ДОУ 63
· Клуб общения для педагогов ДОУ «Гармония» 63
· Сопровождение молодых специалистов в ДОУ 67
Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ
в условиях реализации ФГОС 70
План работы МО педагогов-психологов ДУ 73
Организационный раздел
Условия реализации рабочей программы 75
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с ООП МБДОУ ЦРР «Детский сад №28» в соответствии с ФГОС ДОО.
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Деятельность современного педагога-психолога ДОО направлена, с одной стороны, на создании условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии со следующими документами:
1. ФЗ РФ «Об образовании» от 21.12.2012 г. № 122-ФЗ; ст. 34,п. 1.9 (Защита детей от всех форм физического и психического насилия)
2. Приказ №1155 от 17.10.2013 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
4. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
5. Методическое письмо Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16
6. Письмо Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
7. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России
8. Письмо МО РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
9. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Содержательный раздел.
Психологическая диагностика
Согласно ФГОС ДО, в ДОО может проводиться психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Цель диагностической деятельности педагога-психолога - получение полных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработку индивидуальных образовательных маршрутов детей.
Психодиагностика включает три раздела:
Раздел 1. Оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов:
-- психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу родителей, педагогов и администрации в течение учебного года);
- психодиагностика вновь поступивших детей (второй младшей группы, новых детей в других группах ДОУ) для определения уровня адаптации, психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
- психодиагностика психологической готовности к обучению в школе.
- психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности
- психодиагностика детско-родительских отношений.
- диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
Раздел 2 Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ;
Раздел 3 Психодиагностическая работа с родителями.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от круга решаемых развивающих задач. Участие ребенка в диагностике допускается только с согласия родителей.
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Направления работы:
- групповые и индивидуальные консультации и собрания для родителей вновь поступающих детей, а также детей на пороге школы;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
- выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
- содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
- профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Психопрофилактика включает работу с педагогическим составом с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах воспитания и развития детей, а также формирования партнерских и дружеских отношений между педагогами дошкольного образовательного учреждения, улучшение социально-психологического климата в коллективе.
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на родительских собраниях, педсоветы, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор распространение психологической литературы .
Направления:
1. Повышение уровня психологической грамотности родителей, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка.
2. Особую направленность в работе с родителями, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, составляет разрешение их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания.
3. Ведение информационного стенда «Советы психолога».
Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, запросов, но некоторые из них являются стандартными:
· психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп;
· возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению;
· влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка;
· особенности детей с ОВЗ, рекомендации, адаптация ребенка к детскому учреждению.
Психологическая диагностика
Цель:диагностической деятельности педагога – психолога: получении полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии.
Для решения поставленной психологической проблемы педагог-психолог обозначает содержание психодиагностической деятельности.
Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:
Блок (группа) I. Психологические показатели:
- способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);
- мотивационно-потребностной сферы;
- возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);
- психомоторной сферы;
- личностно-эмоциональных особенностей.
Блок (группа) II. Психофизиологические показатели психофизических особенностей:
- темп, стеничность, адаптивность, динамичность и лабильность нервной системы
Блок (группа) III. Психолого-педагогические показатели:
- обучаемости и предпосылок к учебной деятельности;
- специальных способностей (музыкальные, математические и т.д.);
Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с детьми:
1. Показатели стиля взаимоотношений в возрастной группе (взрослый-ребенок).
2. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности педагогических кадров (членов педагогического коллектива).
Показатели особенностей семейных взаимодействий:
1. Показатели стиля взаимоотношений в семье.
2. Показатели сформированности и активизации (актуализации) родительской позиции (негативной, позитивной)
3. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности родителей ребенка (лиц их заменяющих).
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста:
1. Подготовительный этап:
· составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);
· составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребенком;
· составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.
2.Аадаптационный этап:
· знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.
3.Основной этап:
· тестирование
4.Индивидуальный этап:
· составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
5.Заключительный этап:
· констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
· рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.
Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников
Педагог-психолог осуществляет:
· Психологическую диагностику познавательных процессов детей
· Психологическую диагностику личностных качеств.
· Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в МБДОУ может распространяться на следующие параметры диагностирования дошкольников:
Младший возраст (3-4 года):
• понимание речи;
• активная речь;
• сенсорное развитие;
• игра;
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности - рисунок, лепка, словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис;
• зрительно-пространственный праксис;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.
Важный аспект в работе педагога-психолога сопровождение детей с ОВЗ.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
•определить оптимальный педагогический маршрут;
•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
•определить условия воспитания и обучения ребенка;
• консультировать родителей ребенка.
Все полученные данные заносятся в карту сопровождения ребенка.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго. По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
•особенности контакта ребенка;
•эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
•реакция на одобрение;
•реакция на неудачи;
•эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
•эмоциональная подвижность;
•особенности общения;
•реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
•наличие и стойкость интереса к заданию;
•понимание инструкции;
•самостоятельность выполнения задания;
•характер деятельности (целенаправленность и активность);
•темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
•работоспособность;
•организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
•особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
•особенности моторной функции.
Диагностика предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Младший возраст
1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.
2. Методика Стреблевой «Ранняя диагностика умственной отсталости»
3. Шкала Бине-Симона
4. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
Средний возраст
1. Шкала Бине-Симона, комплекс методик для диагностики познавательных процессов
2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
3.С.Д. Забрамная «Пакет методик для обследования детей 3-5 лет»
4. Психолого –педагогическая диагностика развития детей. Раннего и дошкольного возраста.
Старший возраст
1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
2. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня развития зрительно-моторного восприятия»
3. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»
4. Методика П. Торренса
5. Психолого –педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
Подготовительный возраст
1. Л.А.Ясюкова «Методика определения готовности к школе»
2. Г. Вислак «Психодиагностика готовности к школе»
3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
5. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»
6. Методика П. Торренса
7. М.М. Семаго, И.Я. Семаго «Групповая диагностика готовности к школе»
Автор Пляскина Е.П.
Цели программы:
1.Развитие познавательных интересов, интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
2.Обучение конструктивным способам взаимодействия с окружающими.
3.Снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи программы:
· Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; учить проявлять вежливость при вступлении в общение и в различного рода социальные взаимодействия;
· Развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать людям, сопереживать, сорадоваться; формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть);
· Формировать представления о нормах и правилах поведения (в том числе моральных, формировать умение соблюдать нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершать нравственно-направленные действия (поделиться чем-либо, помочь в затруднительной ситуации, придвинуть стул и предложить сесть, подать руку, поднять выроненную вещь, утешить обиженного и др.);
· Учить понимать содержание некоторых моральных понятий («честность» - «лживость», «скромность» - «нескромность» («зазнайство») и др.), различать близкие по значению нравственных понятия (например, «жадный» - «экономный»), приводить соответствующие примеры из жизни, кино, литературы и др.;
· Формировать соответствующую морально-оценочную лексику;
· Побуждать совершать положительный нравственный выбор (воображаемый и реальный (в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д.).
Систематическая работа по нравственному воспитанию способствует формированию интегративных качеств - эмоционально отзывчивый, общительный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Назначение программы – содействие благополучному и гармоничному психическому развитию ребенка-дошкольника.
Параллельно с работой детской группы предлагается работа с родителями с целью гармонизации детско-родительских отношений.
Ожидаемые результаты:
· сформированность основ ценностных сфер личности;
· развитие коммуникативных навыков дошкольников;
· улучшение детско-родительских отношений;
· закрепление положительных поведенческих реакций.
Программа состоит из 10 занятий. Занятия проводятся 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий – 25 минут.
Примерное перспективное планирование занятий по программе «Открытые сердца» для детей старшего дошкольного возраста.
Месяц | № | Тема | Содержание | Формы, методы, приемы работы |
Октябрь | На свете добрых слов живет немало | · Принятие правил занятий; знакомство с Веселюнтиком · Игра "Давайте познакомимся". · Игра "Как живешь?" · Беседа: “добро, доброта”. · Сказка про добрые слова · Игра «Ветер дует…» · Загадки Вежливые слова · Игра «Скучно, скучно так сидеть» · Инсценировка «Добрые слова на солнышке» | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Дыхательная гимнастика. Подвижные игры. | |
Как найти друзей | · Приветствие Веселюнтика «Доброе утро». · Прослушивание песни «Настоящий друг» · Глазастики (зрительное внимание) · Сказка «Как Слоненок искал друзей» · Игровое упражнение «Что такое дружба?» · Физкультминутка · Песенка «От улыбки» · Игра «улыбка по кругу» · Изобретаем «Правила дружбы · Игра « Давай дружить». | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры. | ||
Октябрь | Цвет добра | · Приветствие Веселюнтика · Игра «Назови соседа ласково» · Игра "Как живешь?" · Беседа «Цвет настроения» · Сказка «Цвет добра» · Игра «Скучно, скучно так сидеть». · Физкультминутка-презентация · Психогимнастичес-кое упражнение Улыбнись как…». · Игра «Хамелеон». · Упражнение «Я Очень Хороший» | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | |
Как научиться видеть вокруг хорошее | · Задания Веселюнтика · Игра «Мы разные» · Динамическое упражнение «Поменяйтесь те…» · Сказка «Непредсказуемый страус» · Физкультминутка. · Игра «Я желаю…». | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | ||
Нояьрбь | Как научиться по-доброму относиться к людям? | · Задания Веселюнтика «Хитрые вопросы» · Психогимнасти-ческая пауза «Улыбнемся как…» · Физминутка · Сказка про ежа. · Физкультминутка. · Упражнение на активизацию прошлого опыта «Орехи – добрые дела» · «Чаша доброты». | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | |
Ноябрь | За что на меня обижаются взрослые | · Игра «Доброе утро» · Задания Веселюнтика «Хитрые вопросы» Беседа про обиду · Просмотр презентации со стихотворением Э. Мошковской «Обида». · Игра обсуждение ситуаций «Согласен – не согласен» · Сказка "ЛЮБОВЬ К МАМЕ..". · Игровое упражнение «Как выразить любовь к родным людям?» · Инсценировка рассказа «Облака-подружки» · Солнечные лучики | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | |
Девочки и мальчики – мы такие разные! | · Задания Веселюнтика «Хитрые вопросы» · Психогимнастическая пауза «Злимся как…» · Физминутка · Сказка про рыцарей и дам. · Игра-беседа: «Мальчики и девочки». · Моделирование жизненно значимой ситуации · «Скучно, скучно так сидеть». · Загадки про гендерные игрушки · Игра «Он - она» · Пожелай девочке, пожелай мальчику | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | ||
Декабрь | Мои любимые занятия | · Приветствие Веселюнтика · Беседа «Моя любимая игрушка» · Загадки «Игрушки» · Пражнение релаксационное «Солнечный зайчик» · Беседа «Мои любимые занятия» · Активная презентация «Что любят дети» · Беседа «Мои любимые животные» · Игра «Узнай голос и превратись в животное» · Физкультминутка | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | |
О чем бы я попросил волшебника | · Задания Веселюнтика «Хитрые вопросы» · Психогимнасти-ческая пауза «Поздоровайся как…» · Беседа по картинке · Знакомство с волшебницей Мечтой · Сказка про облачко и тучку · Знакомство с феей Наоборот · Игра «Скажи и сделай наоборот» · Игра «Хорошо – плохо» · «Орехи – добрые дела» · Инсценировка рассказа «Волшебники-дразнилки» | Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива. | ||
Сложная тема | · Игра-приветствие "Как живешь?" · Игра «Говорящие ботинки» · Просмотр мультфильма «Верните Рекса» · Беседа о потерях. · Релаксация «Тающая снежная баба» · Игра «Цапля-воробей-ворона» · Игра «Как чихает великан» · Солнечные лучики | Беседа. Упражнения на развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива |
Календарно-тематическое планирование
Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей именно:
-актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений
Направления работы:
· Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.
· Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
· Создание информационного уголка «Советы психолога».
· Представление обобщенного опыта работы на методических объединениях, конференциях, симпозиумах города и края.
Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, технологическими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры). Для воспитателей – реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и наглядные средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Время проведения | Вид работы | С кем проводится | Форма проведения | ||
Август | Консультация: «Особенности адаптационного периода». Деловая игра «Мы идем в детский сад» Работа с родителями вновь поступающих в дошкольное учреждение детей. | 1 и 2 младшая группы. | Индивидуальная Групповая | ||
Сентябрь - декабрь | Родительское собрание: «Особенности развития психики детей с 3-х до 4-х лет». Родительское собрание: «Эмоционально-личностное развитие ребенка с 4-х до 5 лет» Родительское собрание: 1. «Как воспитывать девочку и мальчика» (гендерный аспект). 2. Ознакомление с проектом «Открытые сердца» 3. Деловая игра «Гармония общения» 4. Деловая игра: «Что такое готовность к школе?» Консультация: «Как научить ребенка преодолевать трудности» | 2 мл. группа Средняя группа Старшая группа Подготовитель-ная группа | Групповая | ||
В течение года | Консультирование по интересующим вопросам | Все группы | Индивидуальная | ||
Примерный перечень профилактической деятельности с педагогами
Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути решения возникающих проблем. |
«Индивидуальные психологические особенности детей». |
Индивидуальные беседы по результатам психологической диагностики в начале и конце учебного года, в течение года – беседы по поводу трудностей в развитии ребенка. |
Особенности сопровождения детей с ОВЗ |
«Психологическая готовности ребенка к школе»: итоги диагностики. Совместное обсуждение уровня психологической готовности к обучению в школе каждого ребенка |
Консультации по результатам психологической диагностики детей |
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» |
Тренинг «Сплочение педагогического коллектива» |
Наблюдение занятий педагогов с детьми, их психологический анализ. |
С руководителем ДОУ
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы об