Администрация городского округа «город чита»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 28»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

учреждения Заведующая _________Мицкевич Е.И

Рабочая программа педагога-психолога.

Педагог-психолог Пляскина Е.П.

г. Чита

2015 г.

Содержание

Целевой раздел

Пояснительная записка 3

Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников 8

Содержательный раздел.

Организация работы педагога-психолога ДОУ 12

Психологическая диагностика 15

· Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей 15

· Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия

педагогического коллектива ДОУ с детьми 15

· Показатели особенностей семейных взаимодействий 15

· Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста 16

· Особенности диагностики детей с ОВЗ 17

· Диагностические методики, используемые при обследовании детей

разных дошкольных возрастных групп 19

Развивающая и коррекционная работа по реализации

образовательного процесса ДОУ 25

· Развивающая работа и психологическая коррекция психологического сопровождения образовательных областей 30

· Особенности КР с детьми ОВЗ по освоению образовательных областей 36

· Календарно-тематическое планирование по программе

«Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к ДОУ» 39

· Календарно-тематическое планирование по психолого-педагогической

программе по нравственному воспитанию детей «Открытые сердца» 42

· Календарно-тематическое планирование

· Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 47

· Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих незаурядные интеллектуальные (математические) способности 49

· Календарно-тематическое планирование по программе развития

математических способностей старших дошкольников с использованием кинезиологических упражнений «Учимся мыслить, играя» 49

Психологическое просвещение 53

Психологическое консультирование 56

Психологическая профилактика 57

Взаимодействие с семьями воспитанников 59

Взаимодействие с педагогами ДОУ 63

· Клуб общения для педагогов ДОУ «Гармония» 63

· Сопровождение молодых специалистов в ДОУ 67

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ

в условиях реализации ФГОС 70

План работы МО педагогов-психологов ДУ 73

Организационный раздел

Условия реализации рабочей программы 75

Целевой раздел

Пояснительная записка.

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с ООП МБДОУ ЦРР «Детский сад №28» в соответствии с ФГОС ДОО.

Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Деятельность современного педагога-психолога ДОО направлена, с одной стороны, на создании условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии со следующими документами:

1. ФЗ РФ «Об образовании» от 21.12.2012 г. № 122-ФЗ; ст. 34,п. 1.9 (Защита детей от всех форм физического и психического насилия)

2. Приказ №1155 от 17.10.2013 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

4. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.

5. Методическое письмо Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16

6. Письмо Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

7. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России

8. Письмо МО РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

9. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Содержательный раздел.

Психологическая диагностика

Согласно ФГОС ДО, в ДОО может проводиться психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Цель диагностической деятельности педагога-психолога - получение полных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработку индивидуальных образовательных маршрутов детей.

Психодиагностика включает три раздела:

Раздел 1. Оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов:

-- психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу родителей, педагогов и администрации в течение учебного года);

- психодиагностика вновь поступивших детей (второй младшей группы, новых детей в других группах ДОУ) для определения уровня адаптации, психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

- психодиагностика психологической готовности к обучению в школе.

- психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности

- психодиагностика детско-родительских отношений.

- диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

Раздел 2 Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ;

Раздел 3 Психодиагностическая работа с родителями.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от круга решаемых развивающих задач. Участие ребенка в диагностике допускается только с согласия родителей.

Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Направления работы:

- групповые и индивидуальные консультации и собрания для родителей вновь поступающих детей, а также детей на пороге школы;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

- выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

- содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

- профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

Психопрофилактика включает работу с педагогическим составом с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах воспитания и развития детей, а также формирования партнерских и дружеских отношений между педагогами дошкольного образовательного учреждения, улучшение социально-психологического климата в коллективе.

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на родительских собраниях, педсоветы, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор распространение психологической литературы .

Направления:

1. Повышение уровня психологической грамотности родителей, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка.

2. Особую направленность в работе с родителями, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, составляет разрешение их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания.

3. Ведение информационного стенда «Советы психолога».

Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, запросов, но некоторые из них являются стандартными:

· психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп;

· возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению;

· влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка;

· особенности детей с ОВЗ, рекомендации, адаптация ребенка к детскому учреждению.

Психологическая диагностика

Цель:диагностической деятельности педагога – психолога: получении полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии.

Для решения поставленной психологической проблемы педагог-психолог обозначает содержание психодиагностической деятельности.

Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:

Блок (группа) I. Психологические показатели:

- способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);

- мотивационно-потребностной сферы;

- возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);

- психомоторной сферы;

- личностно-эмоциональных особенностей.

Блок (группа) II. Психофизиологические показатели психофизических особенностей:

- темп, стеничность, адаптивность, динамичность и лабильность нервной системы

Блок (группа) III. Психолого-педагогические показатели:

- обучаемости и предпосылок к учебной деятельности;

- специальных способностей (музыкальные, математические и т.д.);

Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с детьми:

1. Показатели стиля взаимоотношений в возрастной группе (взрослый-ребенок).

2. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности педагогических кадров (членов педагогического коллектива).

Показатели особенностей семейных взаимодействий:

1. Показатели стиля взаимоотношений в семье.

2. Показатели сформированности и активизации (актуализации) родительской позиции (негативной, позитивной)

3. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности родителей ребенка (лиц их заменяющих).

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста:

1. Подготовительный этап:

· составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);

· составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребенком;

· составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.

2.Аадаптационный этап:

· знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.

3.Основной этап:

· тестирование

4.Индивидуальный этап:

· составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

5.Заключительный этап:

· констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

· рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.

Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников

Педагог-психолог осуществляет:

· Психологическую диагностику познавательных процессов детей

· Психологическую диагностику личностных качеств.

· Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в МБДОУ может распространяться на следующие параметры диагностирования дошкольников:

Младший возраст (3-4 года):

• понимание речи;

• активная речь;

• сенсорное развитие;

• игра;

• развитие пространственных представ­лений;

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);

• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстни­ками).

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изоб­ражений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• мелкая моторика;

• связная речь (умение выразить свою мысль);

• развитие мышления;

• анализ продуктивной деятельности - рисунок, лепка, словотворчество и т. д.;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение со взрослыми и сверст­никами.

Старший возраст (5-6 лет):

• слуховое внимание;

• зрительно-пространственный гнозис;

• зрительно-пространственный праксис;

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;

• развитие графической деятельности;

• латеральные предпочтения;

• мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.

Важный аспект в работе педагога-психолога сопровождение детей с ОВЗ.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

•определить оптимальный педагогический маршрут;

•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

•определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка.

Все полученные данные заносятся в карту сопровождения ребенка.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.

Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установле­ния характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личност­ное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго. По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

•особенности контакта ребенка;

•эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

•реакция на одобрение;

•реакция на неудачи;

•эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

•эмоциональная подвижность;

•особенности общения;

•реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

•наличие и стойкость интереса к заданию;

•понимание инструкции;

•самостоятельность выполнения задания;

•характер деятельности (целенаправленность и активность);

•темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;

•работоспособность;

•организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

•особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

•особенности моторной функции.

Диагностика предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обуче­нии, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ре­бенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной актив­ностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Младший возраст

1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.

2. Методика Стреблевой «Ранняя диагностика умственной отсталости»

3. Шкала Бине-Симона

4. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

Средний возраст

1. Шкала Бине-Симона, комплекс методик для диагностики познавательных процессов

2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

3.С.Д. Забрамная «Пакет методик для обследования детей 3-5 лет»

4. Психолого –педагогическая диагностика развития детей. Раннего и дошкольного возраста.

Старший возраст

1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

2. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня развития зрительно-моторного восприятия»

3. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»

4. Методика П. Торренса

5. Психолого –педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.

Подготовительный возраст

1. Л.А.Ясюкова «Методика определения готовности к школе»

2. Г. Вислак «Психодиагностика готовности к школе»

3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

5. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»

6. Методика П. Торренса

7. М.М. Семаго, И.Я. Семаго «Групповая диагностика готовности к школе»

Автор Пляскина Е.П.

Цели программы:

1.Развитие познавательных интересов, интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.

2.Обучение конструктивным способам взаимодействия с окружающими.

3.Снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи программы:

· Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; учить проявлять вежливость при вступлении в общение и в различного рода социальные взаимодействия;

· Развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать людям, сопереживать, сорадоваться; формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть);

· Формировать представления о нормах и правилах поведения (в том числе моральных, формировать умение соблюдать нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершать нравственно-направленные действия (поделиться чем-либо, помочь в затруднительной ситуации, придвинуть стул и предложить сесть, подать руку, поднять выроненную вещь, утешить обиженного и др.);

· Учить понимать содержание некоторых моральных понятий («честность» - «лживость», «скромность» - «нескромность» («зазнайство») и др.), различать близкие по значению нравственных понятия (например, «жадный» - «экономный»), приводить соответствующие примеры из жизни, кино, литературы и др.;

· Формировать соответствующую морально-оценочную лексику;

· Побуждать совершать положительный нравственный выбор (воображаемый и реальный (в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д.).

Систематическая работа по нравственному воспитанию способствует формированию интегративных качеств - эмоционально отзывчивый, общительный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Назначение программы – содействие благополучному и гармоничному психическому развитию ребенка-дошкольника.

Параллельно с работой детской группы предлагается работа с родителями с целью гармонизации детско-родительских отношений.

Ожидаемые результаты:

· сформированность основ ценностных сфер личности;

· развитие коммуникативных навыков дошкольников;

· улучшение детско-родительских отношений;

· закрепление положительных поведенческих реакций.

Программа состоит из 10 занятий. Занятия проводятся 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий – 25 минут.

Примерное перспективное планирование занятий по программе «Открытые сердца» для детей старшего дошкольного возраста.

Месяц Тема Содержание Формы, методы, приемы работы
Октябрь На свете добрых слов живет немало   · Принятие правил занятий; знакомство с Веселюнтиком · Игра "Давайте познакомимся". · Игра "Как живешь?" · Беседа: “добро, доброта”. · Сказка про добрые слова · Игра «Ветер дует…» · Загадки Вежливые слова · Игра «Скучно, скучно так сидеть» · Инсценировка «Добрые слова на солнышке» Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Дыхательная гимнастика. Подвижные игры.
Как найти друзей   · Приветствие Веселюнтика «Доброе утро». · Прослушивание песни «Настоящий друг» · Глазастики (зрительное внимание) · Сказка «Как Слоненок искал друзей» · Игровое упражнение «Что такое дружба?» · Физкультминутка · Песенка «От улыбки» · Игра «улыбка по кругу» · Изобретаем «Правила дружбы · Игра « Давай дружить». Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры.
Октябрь Цвет добра   · Приветствие Веселюнтика · Игра «Назови соседа ласково» · Игра "Как живешь?" · Беседа «Цвет настроения» · Сказка «Цвет добра» · Игра «Скучно, скучно так сидеть». · Физкультминутка-презентация · Психогимнастичес-кое упражнение Улыбнись как…». · Игра «Хамелеон». · Упражнение «Я Очень Хороший» Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива.
Как научиться видеть вокруг хорошее · Задания Веселюнтика · Игра «Мы разные» · Динамическое упражнение «Поменяйтесь те…» · Сказка «Непредсказуемый страус» · Физкультминутка. · Игра «Я желаю…».   Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива.
Нояьрбь Как научиться по-доброму относиться к людям? · Задания Веселюнтика «Хитрые вопросы» · Психогимнасти-ческая пауза «Улыбнемся как…» · Физминутка · Сказка про ежа. · Физкультминутка. · Упражнение на активизацию прошлого опыта «Орехи – добрые дела» · «Чаша доброты». Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива.
Ноябрь За что на меня обижаются взрослые   · Игра «Доброе утро» · Задания Веселюнтика «Хитрые вопросы» Беседа про обиду · Просмотр презентации со стихотворением Э. Мошковской «Обида». · Игра обсуждение ситуаций «Согласен – не согласен» · Сказка "ЛЮБОВЬ К МАМЕ..". · Игровое упражнение «Как выразить любовь к родным людям?» · Инсценировка рассказа «Облака-подружки» · Солнечные лучики Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива.
Девочки и мальчики – мы такие разные! · Задания Веселюнтика «Хитрые вопросы» · Психогимнастическая пауза «Злимся как…» · Физминутка · Сказка про рыцарей и дам. · Игра-беседа: «Мальчики и девочки». · Моделирование жизненно значимой ситуации · «Скучно, скучно так сидеть». · Загадки про гендерные игрушки · Игра «Он - она» · Пожелай девочке, пожелай мальчику Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива.
Декабрь Мои любимые занятия   · Приветствие Веселюнтика · Беседа «Моя любимая игрушка» · Загадки «Игрушки» · Пражнение релаксационное «Солнечный зайчик» · Беседа «Мои любимые занятия» · Активная презентация «Что любят дети» · Беседа «Мои любимые животные» · Игра «Узнай голос и превратись в животное» · Физкультминутка Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива.
О чем бы я попросил волшебника     · Задания Веселюнтика «Хитрые вопросы» · Психогимнасти-ческая пауза «Поздоровайся как…» · Беседа по картинке · Знакомство с волшебницей Мечтой · Сказка про облачко и тучку · Знакомство с феей Наоборот · Игра «Скажи и сделай наоборот» · Игра «Хорошо – плохо» · «Орехи – добрые дела» · Инсценировка рассказа «Волшебники-дразнилки» Беседа. Упражнения на развитие познавательных процессов, развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива.
Сложная тема · Игра-приветствие "Как живешь?" · Игра «Говорящие ботинки» · Просмотр мультфильма «Верните Рекса» · Беседа о потерях. · Релаксация «Тающая снежная баба» · Игра «Цапля-воробей-ворона» · Игра «Как чихает великан» · Солнечные лучики Беседа. Упражнения на развитие речи, снятие напряжения. Подвижные игры, игры на развитие эмпатии, сплочение коллектива

Календарно-тематическое планирование

Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей именно:

-актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений

Направления работы:

· Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.

· Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

· Создание информационного уголка «Советы психолога».

· Представление обобщенного опыта работы на методических объединениях, конференциях, симпозиумах города и края.

Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, технологическими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры). Для воспитателей – реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и наглядные средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

  Время проведения Вид работы С кем проводится Форма проведения
  Август Консультация: «Особенности адаптационного периода». Деловая игра «Мы идем в детский сад» Работа с родителями вновь поступающих в дошкольное учреждение детей. 1 и 2 младшая группы. Индивидуальная Групповая
  Сентябрь - декабрь Родительское собрание: «Особенности развития психики детей с 3-х до 4-х лет». Родительское собрание: «Эмоционально-личностное развитие ребенка с 4-х до 5 лет» Родительское собрание: 1. «Как воспитывать девочку и мальчика» (гендерный аспект). 2. Ознакомление с проектом «Открытые сердца» 3. Деловая игра «Гармония общения» 4. Деловая игра: «Что такое готовность к школе?» Консультация: «Как научить ребенка преодолевать трудности» 2 мл. группа   Средняя группа   Старшая группа   Подготовитель-ная группа       Групповая    
  В течение года Консультирование по интересующим вопросам Все группы Индивидуальная
   
           

Примерный перечень профилактической деятельности с педагогами

Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути решения возникающих проблем.
«Индивидуальные психологические особенности детей».
Индивидуальные беседы по результатам психологической диагностики в начале и конце учебного года, в течение года – беседы по поводу трудностей в развитии ребенка.
Особенности сопровождения детей с ОВЗ
«Психологическая готовности ребенка к школе»: итоги диагностики. Совместное обсуждение уровня психологической готовности к обучению в школе каждого ребенка
Консультации по результатам психологической диагностики детей
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Тренинг «Сплочение педагогического коллектива»
Наблюдение занятий педагогов с детьми, их психологический анализ.

С руководителем ДОУ

1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы об

Наши рекомендации