Беседа о вежливости и грубости

«Как вежливый поступок жизнь спас»


В реке плавали две рыбы, одна большая, а другая поменьше. Они вместе долго искали себе еду, и вдруг, откуда ни возьмись, прямо перед ними появился аппетитный червяк.
– Это мой, это мой червяк, я его первая заметила, – закричала маленькая рыбка, и стала хвостом грубо отпихивать от червяка большую рыбу.
– Пожалуйста, мне не жалко, ешь его на здоровье, – сказала большая рыба и вежливо уступила червяка.
– Правильно, – сказала рыбка, – маленьким надо уступать. А сама при этом подумала: – До чего же глупа эта рыба, сколько силы у нее, а она еду вкусную уступает. Если бы я была такая же большая и сильная, как она, никому бы не отдала вкусного червяка, даже если понадобилось, отняла бы его силой.
Довольная рыбка попробовала червяка на вкус, а потом взяла, да и проглотила его целиком. Вдруг неожиданно в одно мгновенье рыбки не стало, а сверху над водой раздался чей-то сердитый голос:
– Опять мелочь на крючок попалась, и почему же сегодня большая рыба не ловится?
Только теперь догадалась рыба, что ее вежливый поступок спас ей жизнь. Не уступи она червяка, маленькой рыбке, пришлось бы ей сегодня в ухе вариться...


Вопросы:


– Что спасло большую рыбу? (Вежливый поступок).
– Вы в жизни вежливо уступаете маленьким и слабым или можете обидеть их, пользуясь своей силой?

Приложение 6.

Критерии агрессивности ребенка

Анкета для педагога

1. Временами кажется, что в него вселяется злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Если кто-то причиняет ему боль, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, разбивает что-то, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что над ним кто-то подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее

окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен (а), что любое задание выполнит лучше всех.

Ключ:положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл.

15—20 баллов— высокая агрессивность;

7—14 баллов— средняя агрессивность;

1—6 баллов — низкая агрессивность.

Приложение 7.

Родительское собрание

Тема “Агрессия и жестокость в детском мире”

Тема нашей встречи: проявление нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут не только среди нас, взрослых, но и среди наших детей. И возраст проявления агрессивного поведения явно помолодел…

Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Слайд 1.

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) и физически (ударили).

Слайд 2.

Агрессивное поведение – это наиболее распространённый способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты, его цель – устранение препятствия.

Агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку.

Слайд 3. Формы агрессии:

•Конструктивная (положительная):необходима для выживания и достижения успеха

-освобождает от страха;

-помогает отстаивать свои интересы;

-способствует адаптации;

-достижению целей;

-Способствует конструктивному взаимодействию

•Деструктивная:

-Связана с проявлением жестокости, ярости, гнева, нарушением норм поведения;

-Несет губительные, разрушительные последствия

Слайд 4.

Причины детской агрессивности:

•Разрушение эмоциональных связей в семье

•Неуважение к личности ребенка

•Ситуативные причины

•Социально-биологические причины

Слайд 5.

Биологические причины:

•Кризис взросления;

•Половое созревание;

•Наследственность;

•Органическое поражение головного мозга;

Слайд 6.

Социальные причины:

•Особенности семейного воспитания;

•Яркий пример агрессивного поведения родственников;(крики, ругань, взаимные упреки, оскорбления)

•Высокая зависимость от принадлежности к группе сверстников;

•Статус в группе сверстников;

•Социальные условия развития личности;

•Влияние СМИ

Слайд 7.

Личностные причины:

•Несформированность собственных взглядов и ценностных ориентаций;

•Наличие акцентуаций характера; (определенных черт хар-ра)

•Превосходство индивидуальных ценностей (эгоцентризм);

•Неудовлетворенность базовых психологических потребностей

Слайд 8.

Критерии агрессивности:

•Ребенок:

-Часто теряет контроль над собой;

-Часто спорит, ругается со взрослыми;

-Часто отказывается выполнять правила;

-Часто специально раздражает людей;

-Часто винит других в своих ошибках;

-Часто сердится и отказывается сделать что-либо;

-Часто завистлив, мстителен.

Слайд 9.

Наши рекомендации