Упражнение «Кулачки» (на саморегуляцию)
Необходимо встать прямо, опустить руки вдоль туловища, сильно, до боли, сжать кулаки и затем очень медленно их разжать.
Беседа по картинке (сюжетная картинка с изображением драки)
Детям предлагается составить рассказ по картинке.
Что произошло?
Что чувствует каждый участник драки?
Что он пытается отстоять, доказать таким образом?
Как по другому можно было бы решить спор?
Какие выражения лиц у изображенных детей?
Какого внутреннее состояние каждого участника драки?
Что испытывали бы вы, будучи в роли ребят?
Что переживают другие люди, сталкиваясь с агрессивными проявлениями?
Какое впечатление складывается у них об агрессивном человеке?
А что испытывают люди, когда проблема решается более конструктивным способом?
Вывод: агрессивное поведение человека не способствует формированию у окружающих позитивного мнения о нем. Внешние проявления силы еще не свидетельствуют о внутренней силе характера. Агрессия может быть расценена как наглость, невоспитанность, неумение сдерживать и контролировать себя. Кроме того, даже словами можно жестоко обидеть хорошего человека, ведь он не заслуживает такого обращения. Всегда нужно задавать себе вопрос: какие чувства вызовут у других ваши фразы или действия, и стоит ли так поступать?
Упражнение на релаксацию «Зимняя дорога»
Ведущий. Закрыли глаза… Расслабились… Перед вами дальняя дорога. Морозное утро. На солнце серебрится снег.
По широкому белоснежному полю бежит тройка. Под полозьями саней скрипит снег. Сани подпрыгивают на ухабах. Вам легко и привольно. Легкий морозец румянит ваши щеки. Вдали темнеет лес. Вам свободно дышится. Родная природа радует глаз и вашу душу. Душа, как тройка, как бы становится крылатой: летит и летит вперед по блестящему и серебристому ковру. Где-то в выси голубизна неба. Привольно, просторно, спокойно. Только снег скрипит под полозьями саней. Позади остались тревоги и заботы. Не будем думать о том, что осталось позади. Главное – что теперь и что будет. Теперь вам очень хорошо, хорошо, хорошо. А тройка мчится вперед…
Глубоко вздохнули… Откройте глаза.
8. Рефлексия
9. Ритуал прощания.
Раздел
Тема раздела: «Учимся владеть собой и сотрудничать с людьми»
Занятие 1. «Почему мы ссоримся?»
Цель: формирование навыков позитивного общения, формирование навыков адекватного эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, обучение детей техникам ауторелаксации и саморегуляции.
Ритуал приветствия.
2. Упражнение «Вежливые слова»
Игра проводится с мячом и в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова приветствия (здравствуйте, привет, добрый день и т.д.), благодарности (спасибо и т.д.), извинения, прощания и т.д.
Упражнение «Рубка дров»
Ведущий: “Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: “Ха!””
4. Беседа «Почему мы ссоримся?»
Психолог просит детей высказаться по вопросам:
- что такое ссора?
- как она возникает, с чего начинается?
- был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами? И что вы при этом сделали?
- а что вам нравится в ссоре? (если вы часто ссоритесь, значит в ссоре есть что-то привлекательное для вас)
- а что не нравится в ссорах?
- если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?
- а какая ссора на вкус?
- а если ссору потрогать, то какая она?
- а какая ссора на слух?
5. Рисование
Ведущий предлагает нарисовать детям ситуацию, в которой у них произошла ссора (когда они злились или злятся на кого-то).
Дети комментируют рисунки, и устраивается проигрывание ситуаций и способов выхода из них
6. Рефлексия
7. Ритуал прощания.
Занятие 2. «Мои добрые дела»
Цель: обучение детей навыкам контроля и управления гневом, формирование опыта доверия у ребенка, развитие умения сочувствовать, сопереживать другому человеку, тактильного восприятия, снятие напряжения и стресса.
Ритуал приветствия.
2. Игра «Это я. Узнай меня!»
Ведущий предлагает детям сесть как им удобно: «Сейчас тот, кто первый захочет, отойдет, сядет и повернется к остальным спиной. Все остальные по очереди должны подойти, ласково погладить его по плечу со словами приветствия. Нужно узнать того, кто дотрагивается, и назвать его имя».
3. Ввод правил борьбы с гневом
1.Прежде, чем перейти к действию, скажи себе «Стоп!».
2.Прежде, чем перейти к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.
3.Прежде, чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.
4. Прежде, чем перейти к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
5. Относись бережно к вещам.
6. Говори уважительно со старшими.
7. Держи руки при себе.
8. Легкие мячики, которые можно швырять в мишень; мягкие подушки, которые можно пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить