Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию

А:В. Цветков

Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию

Москва 2012

УДК 159.922.7 ББК 88.8 Ц 274

Ряд глав данного пособия (Современные научные данные о гиперактивности, Экспериментальное исследование саморегу­ляции у детей с СДВГ, Гиперактивный ребенок идет в школу) написан в соавторстве с Е.В. Власенко.

Цветков А.В.

Ц 274 Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию. -

М.: Издательство «Спорт и Культура - 2000», 2012. - 104 с.

ISBN 978-5-91775-085-9

В учебно-методическом пособии представлены как совре­менные психологические и медицинские данные о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, так и ответы на по­пулярные вопросы родителей и педагогов по воспитанию ги­перактивных детей в виде рекомендаций по нейропсихологи-ческой коррекции саморегуляции и познавательных процессов (психомоторики, предметных образов-представлений, мышле­ния). Пособие адресовано психологам, педагогам и родителям гиперактивных детей.

В оформлении обложки использован фрагмент картины X. Миро «Характер».

УДК 159.922.7 ББК 88.8

О Цветков А.В., 2012 ISBN 978-5-91775-085-9 О ООО «ИСК», о-макет, 2012

Оглавление

От автора (на какие вопросы отвечает данное пособие)............5

Современные научные данные о гиперактивности ....................7

Экспериментальное исследование саморегуляции

у детей с СДВГ ............................................................................. 15

Произвольная память у детей с трудностями в развитии:

диагностика и коррекция.............................................................34

Спокойно рисуем, играем, гуляем... А теперь попробуем

перейти к занятиям! .....................................................................49

Дома тихо, в гостях громко .........................................................54

Ребенок, который все понимает. Но в школе «забывает»........58

Почерк ужасен, чтение- с пропуском букв.............................61

Мой ребенок, сын компьютера - что с ним делать? .................68

Можно ли СДВГ «залечить таблеточкой»?................................71

Что нас ждет в подростковом возрасте? ....................................73

Гиперактивный ребенок идет в школу!......................................76

Что такое биологическая обратная связь? .................................87

Нейропсихологическая коррекция синдрома дефицита

внимания (СДВГ) .........................................................................89

Заключение ...................................................................................98

Литература.............................................................................••......99

Папе, сильному и мудрому, посвящаю

От автора

В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперак­тивностью (СДВГ, еще его называют синдромом нарушения вни­мания - СНВ, или гиперкинетическим расстройством) относится к числу наиболее распространенных неврологических заболева­ний в детском возрасте - до 15% от всех детей младшего школь­ного возраста [41].

Доходит до того, что, как пишет известный американский нейропсихолог Э. Голдберг, родители приходят к врачу с прось­бой «диагностировать у ребенка СДВГ» - «магический диагноз служит оправданием школьных неуспехов» [10, с. 230].

Нет ничего удивительного в том, что родители, психологи и педагоги теряются в том потоке информации, - а это свыше 2000 публикаций в год (!), которые посвящены СДВГ [28, с. 5].

Данное пособие призвано ответить на самые популярные во­просы, которые задают специалистам родители, дать ряд автор­ских рекомендаций по коррекционной работе для педагогов, пси­хологов и родителей, привести ряд новых данных, полученных в современных исследованиях психологов и медиков.

Вот список вопросов, с которыми чаще всего приходят к психологу родители гиперактивного ребенка:

1. Почему ребенок может спокойно рисовать или смотреть телевизор, но и пяти минут не может усидеть за домашним за­данием?

2. Почему с ребенком можно сладить дома, но в школе или в гостях он совершенно неуправляем?

3. Дома ребенок понимает задачу, решает ее правильно, но та­кая же задача на контрольной - это катастрофа, он ее «забывает»...

4. Почерк - ужасен, ошибки - «дурацкие», чтение - с про­пусками букв и слогов, вдобавок часто ребенок не может отве­тить на элементарные вопросы по прочитанному. Что делать?

5. Никакие воспитательные меры не помогают, - ругаешь ребенка, он смеется, хвалишь - ему все равно. Друзей у него нет, из интересов - телек и компьютер. Не гуляет, не играет. Это разве нормально???

6. Есть ли шанс, что все это «израстется», «пройдет с воз­растом», «можно залечить таблеточками»?

7. Что нас ждет в подростковом возрасте?

8. Сможет ли ребенок освоить школьную программу? Не будет ли он «белой вороной»?

Этот список, конечно, можно продолжать. Мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Автор выражает искреннюю признательность профессору Л.С. Цветковой за помощь в создании методов, использованных на страницах этого пособия, и сотрудникам Центра интеллекту­ального развития МПСИ (Сергиенко А.А., Котягиной С.Н.) за обсуждение проблемы гиперактивности.

Современные научные данные

О гиперактивности

Синдром дефицита внимания с гиперакгивностью считается одним из основных клинических вариантов минимальной моз­говой дисфункции.

Термин «минимальная мозговая дисфункция» официально введен в 1962 году на специальной международной конференции в Оксфорде и с тех пор принял статус в медицинской литературе. С этого времени термин ММД использовался для определения та­ких состояний, как расстройства поведения и трудности обучения, не связанные с выраженными нарушениями интеллектуального развития [21].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью наблю­дается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто про­являет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно умень­шается, однако не «исчезает» окончательно: если проявления гиперактивности и импульсивности снижаются с возрастом, то нарушения внимания только нарастают (см. об этом в специаль­ном параграфе) [43].

В развитии СДВГ наблюдаются также половозрастные различия. Среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома встре­чаются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Высокая частота сим­птомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола по отношению к па­тогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализиро­ваны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функ­ций при поражении центральной нервной системы по сравнению с мальчиками [31].

Показано (российские данные) [52], что из детей, обращав­шихся за неврологической помощью, 67% составляют мальчики (примерно такие же данные получены и в нейропсихологических

консультативных центрах). Синдром дефицита внимания встреча­ется у 22% от общего числа обратившихся детей, что, в сравнении с наиболее распространенными расстройствами, - «школьным не­врозом» (нарушение адаптации к школе или детскому саду) - 5% выборки, эпилепсией - 3%, и детским церебральным параличом -2% - выводит СДВГ в «лидеры» неврологической заболеваемо­сти детей. Стоит отметить, что авторы цитируемого исследования работают в комплексном (медико-психолого-педагогическом) цен­тре, где диагноз проверяется «со всех сторон».

Учитывая столь значительную распространенность СДВГ, неудивительно, что в последние годы наблюдается лавинообраз­ный рост публикаций по этой проблеме - и научных исследо­ваний, и практических пособий. Когда готовилось это издание, книги «по проблеме» заняли полкомнаты. Неужели все авторы пишут о разном? Постараемся обобщить имеющиеся данные.

Исследователи еще не располагают убедительными до­казательствами приоритета физиологических, биологических или социальных факторов при формировании изменений выс­ших отделов мозга, являющихся основой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Проявления СДВГ могут быть распределены по трем основ­ным группам симптомов: нарушения внимания, импульсивности и гиперактивности. Также значимой (хотя и не входящей в «кли­нические признаки») является социальная дезадаптация.

Диагностические критерии «гиперкинетического расстрой­ства» по классификации болезней Всемирной организации здра­воохранения МКБ-10 выглядят следующим образом [40]:

Дефицит внимания (для постановки диагноза требуется не менее шести признаков):

• часто проявляющаяся неспособность внимательно сле­дить за деталями или совершение беспечных ошибок в школь­ной программе, работе или другой деятельности;

• часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;

• часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему го­ворится;

• ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или не­способности понять инструкции);

• часто нарушена организация заданий и деятельности;

• часто избегает или очень не любит заданий, таких как до­машняя работа, требующая постоянных умственных усилий;

• часто теряет вещи, необходимые для выполнения опре­деленных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;

• часто легко отвлекается на внешние стимулы;

• часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Гиперактивность (требуется не менее трех признаков):

• часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;

• покидает свое место в классной комнате или в другой си­туации, когда требуется оставаться сидеть;

• часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте мо­жет присутствовать лишь чувство беспокойства);

• часто неадекватно шумен в играх или испытывает за­труднения при тихом проведении досуга;

• обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные си­туация и требования.

Импульсивность (требуется не менее одного признака):

• часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;

• часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;

• часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);

• часто слишком много разговаривает без адекватной реак­ции на социальные ограничения.

В США принята другая классификация психических рас­стройств, DSM-IV, и, несмотря на общность глобального подхо­да, в двух классификациях есть ряд важных для нас различий.

Так, в МКБ-10 есть дополнительные требования и для поста­новки диагноза «гиперкинетическое расстройство» (СДВГ - это американский термин) необходимо, чтобы:

1. симптомы проявились не позднее 7-летнего возраста;

2. симптомы проявлялись в нескольких ситуациях («ситуа­циями» называют поведение дома, в школе и в общественных местах);

3. все три типа симптомов были отмечены, по меньшей мере, в двух различных типах ситуаций, например, как дома, так и в школе, или в школе и в торговом центре;

4. расстройство не отвечает критериям, которые позволяют диагностировать общее нарушение развития (например, аутизм, депрессию и т.д.).

Обе диагностические системы (и МКБ-10, и DSM-IV) еди­ны в том, что для точной постановки диагноза необходимо, что­бы симптомы проявлялись более чем в одной ситуации (в про­тивном случае, это может быть невроз, проблемы воспитания и т.д.), однако по МКБ-10, в отличие от DSM-IV, для постановки диагноза должны присутствовать проявления как невниматель­ности, так и гиперактивности и импульсивности. DSM-IV таких требований не предъявляет и описывает различные клинические подтипы СДВГ:

а) сочетанную (или комбинированную), при которой присут­ствуют симптомы из всех трех групп симптомов СДВГ, прояв­ляющиеся как дома, так и в школе;

б) СДВГ с преимущественными нарушениями внимания;

в) СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности. Таким образом, диагностические критерии в МКБ-10 более

строгие, чем в DSM-IV, и диагноз «гиперкинетическое расстрой-

ство» (ГР) определяет только сочетанную форму СДВГ по DSM-IV. В свою очередь, последняя классификация рассматривает его как тяжелую степень расстройства, требующего исключительно медикаментозной терапии (о которой мы подробно расскажем в соответствующем параграфе).

Как говорилось выше, отставание биологического созрева­ния ЦНС у детей с СДВГ и, как следствие, высших психических функций (преимущественно регулятивного компонента), не по­зволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существова­ния и нормально переносить интеллектуальные нагрузки [31].

Для детей младшего школьного возраста с СДВГ, по данным исследований электроэнцефалограммы (ЭЭГ) [2], характерным оказался дефицит неспецифической активации (ее обеспечива­ют стволовые структуры мозга, ретикулярная формация) и не­зрелость т.н. фронто-таламической системы - «петли обратной связи», в которой лобные доли, получив активационные влияния от ствола, регулируют уровень активации всего мозга в целом. Кроме того, у детей с СДВГ. снижен уровень внутриполушарных связей, в частности между*'лобными и височными, теменными долями.

Любопытными представляются данные о том, что у детей с СДВГ снижено церебральное энергообеспечение (примерно на 12%) [12], особенно - в лобных и правом височном отделах. Также исследование энергетики мозга (по данным уровня по­стоянных потенциалов) подтверждает данные о снижении у этой категории детей количества межрегиональных мозговых связей.

Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и бы­стро «схватывают» информацию, обладают неординарными спо­собностями. Развитие интеллекта у детей с СДВГ долгое время было предметом дискуссий - одни специалисты полагали, что оно не отличается от нормы, другие считали, что дефицит вни­мания приводит к серьезному снижению умственных способ­ностей. Последние исследования [14] показали, что по таким показателям (использовался тест Векслера), как общая осведом­ленность и объем_простых знаний, дети с гиперактивностью не отличаются от здоровых сверстников, а вот умение строить умо-

заключения, способность к применению социальных правил и норм, самостоятельность, долговременная слухо-речевая память у них сформирована хуже нормы. В дипломной работе Ю.В. Се-мешиной (рук. - к.псх.н. А.А. Сергиенко) показано, что наглядно-образное мышление у детей с СДВГ также имеет особенности: есть трудности в выделении существенных признаков предмета (идет смешение похожих предметов), в различении предметов внутри одной группы (сапог-ботинок; жираф-верблюд; петух-цыпленок-курица), трудности в актуализации образа по слову-наименованию и в номинативной функции речи (называние об­разов). Есть и трудности в пространственном и квазипростран­ственном (понимание логико-грамматических конструкций) вос­приятии, зрительно-предметной памяти.

Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантли­вые дети, но и случаи задержек психического развития у данной категории детей не являются редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей в общем сохраняется, но чер­ты, характеризующие СДВГ: беспокойство, неусидчивость, не­достаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо), что ведет к выраженной школьной дезадаптации [25].

Специфика интеллектуальной деятельности гиперактивно­го ребенка состоит из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью, а далее в тече­ние 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следую­щего рабочего цикла. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха -пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон. В пери­од «отдыха» мозга ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фик­сируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его деятельности [31].

IОбщая продуктивность памяти у детей с СДВГ может быть на уровне нормативных показателей, но из-за неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы» в хорошо усвоенном мате­риале. Могут быть следующие расстройства кратковременной памяти: уменьшение объема запоминания, повышенная тормо-зимость посторонними раздражителями, замедленное запомина- I ние. При этом Усиледи*-мотивации или организация материала / дает компенсаторный эффект,"что "свидетельствует о сохранно- t сти корковой функции в отношении памяти.

Если говорить о собственно произвольной регуляции пове­дения гиперактивных детей [22], то здесь данные неоднозначны: показано, что такие дети испытывают трудности с выработкой стратегии поведения, хуже усваивают инструкции и алгоритмы действий, у них повышено число импульсивных ответов и пер­севераций (навязчивых повторов) предыдущих действий, их дея­тельность неустойчива к побочным влияниям. Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие все делать правильно), в несдержанности в словах, по­ступках и действиях (например, выкрикивание с места, неспо­собность дождаться своей очереди), в неумении проигрывать, излишней настойчивости и отстаивании своих интересов (невзи­рая на требования взрослого).

Присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдер­живающим фактором: они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя только в их отсутствии [25]. Зато по способности переключаться с одной программы на дру­гую, способности пользоваться опосредующими звеньями в де­ятельности («узелок на память») и критичности к результатам своей деятельности гиперактивные ребята не отличаются от нор­мы.

У гиперактивных детей есть и свои личностные особенности [44]: отсутствие чувства безопасности, склонность к агрессии, нестойкость к стрессу, стремление удовлетворять свои эмоции в мире фантазии, тревожность. Все это, наряду со снижением внимания и познавательных функций, приводит к снижению их _,,./ адаптивного потенциала. В целом для обсуждаемой группы де-

тей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем бы­вает в их возрасте: будучи отстающими зачастую в психическом развитии от сверстников, эти дети стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвеча­ют резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого стра­дают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его.

Итак, дети с СДВГ имеют следующие характерные особен­ности: снижение процессов саморегуляции, выраженные на­рушения структуры деятельности, сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, труд­ности с концентрацией и распределением внимания), снижение способности к выделению существенных признаков и простран­ственных операций, изменение временной протяженности рабо­чих и релаксационных циклов в деятельности мозга. Выявляе­мые у детей нарушения интерпретируются как отражение незре­лости, а не как повреждение мозговой ткани.

Проба «Кулак-ребро-ладонь»

Цель: Исследование двигательной программы деятельности. Инструкция: «Делай как я. Смотри внимательно». Испытуемому предлагается последовательно придавать сво-

ей руке три различных положения: кулака, распрямленной кисти, расположенной ребром, и ладони, ударяющей по столу плашмя. Инструкция сопровождается зрительным показом. У испытуе­мых с проблемами передних отделов коры «кинетическая мело­дия» не устанавливается: теряется последовательность нужных ~ жестов, инертно повторяется один жест или прежнее простран­ственное расположение.

Если исполнение пробы в ее стандартном варианте упорно не получается, экспериментатор может предложить испытуемо­му помочь себе речевым сопровождением - командами: «Кулак, ребро, ладонь,кулак, ребро, ладонь».

Введение речевой регуляции само по себе становится диф­ференцирующим приемом, поскольку у больных только с де­фектами премоторных систем такой дополнительный фактор может дать существенный эффект, а при более обширных или сдвинутых вперед поражениях регулирующее влияние речи настолько ослабляется, что даже при правильном повторении инструкции больной продолжает выполнять нужное действие с ошибками.

При работе с ребенком предлагается воспроизводить по об­разу серию из 9 движений, состоящую из 3 вышеназванных дви­жений. Если ребенок не справляется с заданием. Образец демон­стрируется повторно до 5 раз.

Обработка данных: Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премо­торных их отделов), но и к модально неспецифическому дефи­циту сукцессивных функций. Первый и второй варианты рас­стройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение между движениями в автомати­зированном режиме: ребенок персеверирует или делает боль­шие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них [47].

Графическая проба «Забор»

Цепь: Исследование кинетической структуры движения и возможности правильно распределить двигательные импульсы во времени.

Инструкция: «Продолжай рисовать заборчик точно так же, как у меня; обрати внимание на рисунок».

Испытуемому предлагается, не отрывая руки от листа бума­ги, рисовать до края страницы достаточно узор с чередованием треугольных и квадратных звеньев (образец см. в приложении), сначала правой рукой, затем левой.

Обработка данных:

1. Программа не усвоена - идет рисование только квадрат­ных или треугольных зубцов (3 балла);

2. Вместо «заборчика» идет плавная волна (2,5 балла);

3. «Средний зубец» - компромисс между треугольным и квадратным (2 балла);

4. Дополнительные звенья, включенные в заданную про­грамму - точки, черточки, дуги, пустые пространства между зуб­цами «заборчика» (1,5 балла);

5. Трудности переключения между зубцами, но без допол­нительных звеньев - в виде «слипания» стенок треугольного и квадратного зубца (единичных) (1 балл);

6. Макрография, микрография, трудности удержания стро­ки без нарушений выполнения программы (0,5 балла);

7. «Заборчик» нарисован безошибочно - 0 баллов.

В случаях повреждения премоторных отделов будут реги­стрироваться различные изменения рисунка, свидетельствующие о неспособности дифференцировать кинетическую структуру движения и правильно распределить двигательные импульсы во времени. Испытуемый при упомянутых поражениях начинает вы­рисовывать каждый элемент отдельно, либо после 1-2 правильных по чередованию фрагментов вырабатывает простой двигательный стереотип, состоящий из одного повторяющегося звена. Возмож­ны персеверации, контаминации, неудержание программы. Воз­можна дисфункция задне-лобных зон коры левого полушария [47].

Проба «Кулак-палец»

Цель: Исследование реакции выбора, при которой испытуе­мого своеобразно провоцируют на демонстрацию эхотоаксда. Тем самым достигается конфликтность между условным значе­нием раздражителя с его непосредственным воздействием.

Инструкция: «Я поднимаю палец, а ты в ответ должен под­нять кулак и сразу опустить. А если я подниму кулак, ты должен поднять палец и сразу опустить».

Обработка данных: Возможно эхопраксическое движение -на поднятый кулак поднимают кулак, на поднятый палец поднима­ют палец. Персеверации. Эти ошибки проявляются при поражени­ях или дисфункциях лобных зон мозга, при грубом нарушении -незрелость стволовых структур с влиянием на лобную кору [47].

Копирование куба

Цель: Исследование произвольной деятельности.

Инструкция: Испытуемому предъявляется рисунок куба. Ребенку необходимо скопировать рисунок с учетом его трехмер­ных характеристик.

Обработка данных: Оценивается воспроизведение формы (квадратной), плоскостной или пространственный характер ри­сунка, адекватность соотношения частей рисунка и адекватность размеров по следующим параметрам:

1. Несмотря на несколько попыток (или при единственной попытке), не переданы ни общая форма предмета (квадрат), ни его объемные характеристики - 3 балла;

2. Передана форма (квадрат), однако рисунок «плоский», куб редуцирован до квадрата - 2,5 балла;

3. Передана форма, есть попытка(и) передать объем, но при этом нарушается соотношение частей куба (он «кособокий», или похож на кривоногий столик, или - на призму и т.п.) - 2 балла;

4. Передана форма, объем, в целом - соотношение частей, кроме деталей (типа заштриховки правой грани), рисунок «не­аккуратный» - 1,5 балла;

5. Рисунок соответствует образцу, кроме линейных разме­ров - 1 балл;

6. Рисунок соответствует образцу по всем параметрам, но на рисование затрачено более одной попытки - 0,5 балла;

7. Полностью соответствующий образцу рисунок сделан за одну попытку - О баллов.

При снижении произвольной деятельности, замене ее при­вычными действиями или хаотическими можно думать о слабо­сти или дисфункции коры лобных зон мозга.

Плоскостные рисунки говорят о несформированности про­странственного восприятия и представления. Такой дефект воз­можен при незрелости зоны ТРО левого и правого полушарий. Он говорит о несформированности интеллекта [47].

Методика «Рисунок человека»

Этот тест впервые был предложен Ф. Гуденаф для исследо­вания познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала систему критериев, позволяющую оценивать с по­мощью этого теста личностные особенности. С тех пор критерии оценки как познавательного, так и личностного развития много­кратно пересматривались и дорабатывались разными авторами, сам же тест до сих пор остается одним из наиболее часто исполь­зуемых диагностических методов.

Цель: Рисунок человека позволяет оценивать как когни­тивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз-рука, сформи-рованность общих представлений о строении человеческого тела и другие), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй человека - всего, це­ликом. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь». Бывает, что ребенок отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. В этом случае надо ска­зать, чтобы он рисовал так, как умеет, даже если получится не очень хорошо; что вам интересны любые детские рисунки; что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого.

Обработка данных: При оценке умственного развития опи­раются на следующие показатели: для 6-летнего возраста счита­ется нормальным наличие головы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног. К 7-летнему возрасту руки и ноги должны изображаться Двойными линиями; должны появляться также пальцы, шея, во­лосы, одежда. С 8-летнего возраста к этому добавляются уши. Начиная с 9 лет, должны иметься ступни и по 5 пальцев на руках.

За основные части тела (туловище, голова, руки, ноги) на­числяется по 2 балла и за дополнительные (уши, волосы, глаза, н°с, рот, пальцы, ступни) по 1 баллу [4].

Методика «Пиктограмма»

Методика «Пиктограмма» предложена А.Р. Лурией как ме­тод исследования мышления и памяти.

Цепь: Данная методика предназначена для выявления осо­бенностей опосредованного запоминания, специфики мысли­тельной деятельности и ассоциативных процессов. Она заклю­чается в предложении испытуемому ряда слов, которые нужно запомнить, а для облегчения запоминания к каждому слову на отдельном листе нарисовать такой рисунок, который позднее по­может вспомнить его. Качество рисунка не имеет никакого значе­ния. Слова и буквы писать запрещается.

Инструкция 1: «Я буду говорить слова и словосочетания, а тебе нужно нарисовать что-нибудь такое, что поможет вспом­нить каждое слово. Можно рисовать, как получается, лишь бы это помогло тебе вспомнить слово. Единственное, нельзя писать ни букв, ни цифр».

Если ребенок отказывается от выполнения, ссылаясь на то, что он не хочет или не любит рисовать, имеет смысл сказать, что это не трудно и нужно просто изобразить (как получится) то, что напомнит слово.

Предлагаемые слова: веселый праздник, страх, любовь, без­зубый старик, грусть, справедливость, темная ночь, вкусный ужин, богатство, строгая учительница, отличник, дружба, разви­тие, обман.

Инструкция 2: «Посмотри на свой рисунок. Для какого ело- ] ва он нарисован? Вспомни это слово».

Можно предложить записывать соответствующие слова] (словосочетания) под рисунком, а можно, указывая ребенку на! изображения, просить его называть слово.

Обработка данных: При оценке умственного развития ис-! пользовались следующие критерии:

Адекватность ассоциаций: этот показатель характеризует] степень соответствия смысла изображения смыслу слов, пред-] ложенных для запоминания.

Абстрактность - конкретность рисунков: абстрактный ри-1

сунок говорит о высоком уровне интеллектуального развития и характеризуется экономностью, отсутствием лишних деталей. Чрезмерная конкретность рисунка свидетельствует о конкретно­сти мышления.

Воспроизведение заданных слов. При воспроизведении слов ребенок должен произвести операцию, обратную по отношению к выполненной ранее операции обозначения. Общее количество правильно воспроизведенных слов отражает уровень опосредо­ванного запоминания - культурной формы памяти.

Можно ориентироваться на следующие приблизительные границы нормы для разных возрастов: 7 лет - 7-10 слов и сло­восочетаний; 8 лет - 8-10 слов и словосочетаний; 9-10 лет - 12 слов и словосочетаний.

В оценке результатов пиктограммы за стереотипию давался 1 балл, конкретность мышления - 1 балл, неточность смыслов -1 балл, инертность - 1 балл, адекватность образов 1 балл. Ито­го от 0 до 5 штрафных баллов [4].

Школьников с СДВГ

1. Проба «Кулак-Ребро-Ладонь» направлена на исследование выполнения двигательной программы деятельности.

Средний показатель выполнения пробы 1,18 балла. Стан­дартное отклонение 0,37 балла. Детьми были допущены сле­дующие ошибки: неусвоение программы - один человек, пять человек путали последовательность движений или пропускали некоторые из них. Двум человекам включение речи помогало ре­гулировать правильность выполнения действия. В этом случае можно говорить о возможной дисфункции лобных долей моз­га, о поражении двигательных систем (преимущественно пре-моторных их отделов) и модально неспецифическом дефиците сУкцессивных функций. При обработке данных были получены следующие результаты (см. Табл. 1):

Таблица 1. Результаты обследования детей по пробе «кулак-ребро-ладонь»

№ обследуе­мого Имя ребенка К-Р-Л, нейропсихоло-гический балл № обсле­дуемого Имя ребенка К-Р-Л, нейропсихоло-гический ба.и
Максим С. Степа Б. (левша)
Сережа С. Юлий Щ.
Дима 3. (левша) Миша Т.
Руслан С. И Дима Г. (левша)
Саша П. Ваня Т.
Артем Б. (левша) Георгий Р. (левша)
Вова Ч. Дима Н. (левша)

2. В графической пробе «Забор» исследовалась кинетиче­ская структура движения и возможность правильно распреде­лить двигательные импульсы во времени.

Средний показатель выполнения пробы правой рукой 1,16 балла, левой рукой - 1,38 балла, стандартное отклонение выпол­нения пробы правой рукой 0,68 балла, левой рукой - 0,55 балла. В выполнении пробы правой рукой правшами и левшами были отмечены контаминации, неудержание программы, левой рукой правшами - рисование забора из одного повторяющегося звена, левой рукой левшами - персеверации, контаминации. В этих случаях у детей возможна дисфункция задне-лобных зон коры левого полушария. При обработке данных были получены сле­дующие результаты (см. Табл. 2):

Таблица 2. Результаты обследования детей по пробе

«Забор»

Имя ребенка Забор
Правой рукой Левой рукой
Максим С. 1,5 1,5
Сережа С. 1,5 1,5
Дима 3. (левша)
Руслан С. 1,5 2,5
Саша П. 1,5
Артем Б. (левша) 1,5 1,5
Вова Ч.
Степа Б. (левша) 1,5
Юлий Щ. 0,5
Миша Т. 0,5 1,5
Дима Г. (левша) 1,5
Ваня Т. 1,5
Георгий Р. (левша)
Дима Н. (левша) 1,5 1,5

3. В методике копирования куба по образцу исследовалась произвольная деятельность. Средний показатель выполнения пробы 2,25 балла. Стандартное отклонение 0,96 балла. Оцени­валось воспроизведение формы (квадратной), плоскостной или пространственный характер рисунка, адекватность соотношения частей рисунка и адекватность размеров по соответствующим па­раметрам. У детей наблюдались плоскостные рисунки, которые говорят о несформированности пространственного восприятия

Таблица 5. Результаты обследования детей по пробе

«Поднимание руки на стимул»

№ обсле­дуемого Имя ребенка Рука-стимул, нейропсихоло-гический балл до­обсле­дуемого Имя ребенка Рука-стимул, нейропсихоло-гический балл
1 Максим С. 0,5 8 Степа Б. (левша) 0
2 Сережа С. 0,5 9 Юлий Щ. 0
3 Дима 3. (левша) 0,5 10 Миша Т. 0
4 Руслан С. 0,5 И Дима Г. (левша) 0
5 Саша П. 0 12 Ваня Т. 0
6 Артем Б. (левша) 0 13 Георгий Р. (левша) 0
7 Вова Ч. 0 14 Дима Н. (левша)

6. Методика «Пиктограмма» предназначена для выявления особенностей опосредованного запоминания, специфики мысли­тельной деятельности и ассоциативных процессов. При обработ­ке данных мы оценивали умственное развитие и воспроизведе­ние заданных слов. Средний показатель выполнения методики по умственному развитию 2,79 балла, стандартное отклонение 1,25 балла. Средний показатель воспроизведения слов 8,14 ба<

Наши рекомендации