Введение правил группового взаимодействия
Игра «Правила поведения»
Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычном месте, например:
- в собачьей конуре;
- на летающей тарелке;
- на айсберге;
- в берлоге медведя.
Выполнять задание можно сначала по тройкам, затем объединившись в большую группу.
Игра «Знакомство»
Ребятам предлагается познакомиться друг с другом по кругу. Нужно представиться по имени и сопроводить это определенным движением. Когда все участники представятся, по второму кругу, начиная с ведущего, все повторяют свое имя, но прежде называют имя предыдущего участника.
Игра «Комплименты»
Детям объясняется значение комплимента. Приводятся совместные примеры комплиментов, и предлагается кидать друг другу мяч, сопровождая его приятным комплиментом.
6. Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина «Градусник» - определение по шкале насколько ребенок сегодня зол. Работа с карточками.
(Приложение 2)
7. Игра «Люблю - не люблю» (выполняется вместе с эмоциональным градусником).
Называются блюда, которые нравятся участникам (жаренная картошка, мороженное и т.д.). Показать руками насколько нравится. Представьте, что вы пришли в гости, и я поджарила картошку. Тем, кому нравится картошка, будут наслаждаться, а тем, кому не нравится, будут давиться. То же самое можно сделать с хобби (бассейн, лес, музыка и т.д.).
Рисование на тему: «Мой самый счастливый день»
Детям предлагается вспомнить и нарисовать самый счастливый день в своей жизни, подумать, какие чувства они испытывали в тот день, чем он запомнился, и «поделиться» своей радостью с другими детьми.
После обсуждения рисунков психолог желает детям, чтобы в их жизни было побольше счастливых дней, и обращает внимание на то, что часто это зависит от них самих.
Этюд «Радуга»
Дети садятся поудобнее, закрывают глаза и в течение 1-2 минут представляют себе легкую воздушную радугу, прекрасную игру красок и себя в спокойном, приятном состоянии, отдыхающими. Затем обсуждается, какие чувства испытывали ребята во время выполнения упражнения, что ощущали, кто "видел" что-нибудь необычное.
заканчивается упражнение тем, что дети встают, прогнувшись, потягиваются и движениями рук над головой изображают дугу радуги.
10. Рефлексия:
- что понравилось?
- что было сложно?
- чему научились?
Ритуал прощания.
Раздел
Тема раздела: «Наши чувства и эмоции»
Занятие 1. «Мои чувства»
Цель:снятие эмоциональной напряженности: создание атмосферы защищенности и взаимного доверия в группе; понимание другого человека и развитие внимательного к нему отношения
Ритуал приветствия.
2. Сообщение целей занятия:
- учиться быть внимательными друг к другу;
- тренировать память
3. Игра «Меняются местами те, кто…»
Ведущий предлагает встать тем, кто…
- любит бегать
- радуется хорошей погоде
- имеет младшую сестру и т.д.
Игра «Запомни»
Дети делятся по двое и встают спиной друг к другу. После этого по очереди описывают причёску, одежду, лицо партнёра. Описание сравнивается с оригиналом и определяется, насколько ребёнок был точен.
5. Подвижная игра «Пожалуйста…»
Ведущий дает команду, выполнять которую дети должны только при условии, если она сопровождается определенным обращением, например: «Пожалуйста…». Если оно не прозвучало, а некоторые дети выполнили команду, они выбывают из игры. Команды могут быть самыми различными, например: «налево», «направо», или «правую руку в верх»….
Беседа о вежливости и грубости «Волшебное слово»
Беседа о том, какое впечатление производит на людей вежливый, а какое – грубый человек.
Упражнение «Наши эмоции»
Назовите эмоциональные состояния, изображенные на карточках. Разделите лист на две половины и перерисуйте схематичные изображения так, чтобы справа оказались эмоциональные состояния, которые детям нравятся, а слева те, которые не нравятся. Определите свое настроение в данный момент, схематически изобразите его, объясните его причину.
8. Упражнение "Не нравится – Нравится"
Разделите лист на две половины и слева запишите ответы на вопросы:
1) Что мне не нравится в школе?
2) Что мне не нравится дома?
3)Что мне не нравится в жизни вообще?
После этого предлагается серия позитивных вопросов, ответы на которые дети записывают в правой части листа:
) Что мне нравится в школе?
2) Что мне нравится дома?
3)Что мне нравится в жизни вообще?
Дети поочереди рассказывают о том, что им не нравится, затем о том, что им нравится. Важно соблюдать последовательность обсуждения ответов: сначала негативные, потом позитивные, чтобы показать, что в жизни все не так уж и плохо, есть позитивные моменты и хорошие люди.
9. Упражнение "Продолжи предложение"
"Больше всего я боюсь…";
"Меня огорчает…"
"Я злюсь, когда…"
10.Упражнение "Сотвори в себе солнце"(на релаксацию)
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны)
Рефлексия
12. Ритуал прощания.
Занятие 2. «Мой страх»
Цель:изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку, выявление причин тревожности и страхов, обучение навыкам саморегуляции.
Ритуал приветствия.
2. Методика получения обратной связи «Ежик» (Приложение 3)
3. Беседа «Наши страхи»
Психолог спрашивает детей, какие чувства из изображенных на карточках самые неприятные. Кратко обсуждаются особенности лицевой экспрессии данного эмоционального состояния, физиологические ощущения, возникающие при испуге (учащение пульса, сердцебиение…)
4. Рисование на тему «Мой страх»
Подумайте, чего вы больше всего боитесь и нарисуйте свой страх.
Затем дети по желанию объясняют, чего они боятся и что изобразили. После этого психолог предлагает разорвать рисунки на мелкие кусочки и сообщает, что теперь каждый победил свой страх, бояться больше нечего.
5. «Упражнение «Я – волшебник»
Ребятам предлагается вновь закрыть глаза и мысленно побывать в сказочной стране, где сбываются все мечты и желания, особенно если ты – всемогущий волшебник.
Представив себя в роли волшебника, который может сделать все, что пожелает, дети должны подумать: что бы сделал каждый из них, если бы был наделен могучей силой волшебства?
6. Рисование на тему «В кого бы я превратился в волшебной стране»
7. Упражнение «Три желания»
Подумайте и запишите три желания, которые вы попросили бы исполнить золотую рыбку. Расскажите о них.
8. Упражнение «Дерево» (на саморегуляцию)
Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга. Каждый учащийся должен сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сцепить зубы. Ведущий говорит:
«Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя мощные корни, и никакие ветра тебе не страшны. В сложных жизненных ситуациях, когда на душе «скребут кошки» хочется плакать или драться, стань могучим и крепким деревом, скажи себе, что ты сильный, у тебя все получится, все будет хорошо. Это поза уверенного человека».
Затем дети берутся за руки и поднимают их вверх, продолжают давить пятками на пол. Они произносят: «Мы вместе - великая сила. Одинокому дереву тяжело в ненастье. Намного легче устоять целой роще. Вместе нам не страшны никакие невзгоды». После этого психолог предлагает детям резко встряхнуть руками, расслабиться.
Рефлексия
10. Ритуал прощания.