Психокоррекционные техники и средства

Направленные на помощь семьям, воспитывающим детей

С отклонениями в развитии.

Выделение дифференциальных групп родителей в вышеописанном исследовании дало возможность определить выбор психокоррекционных техник и средств. В предлагаемой методике выделяется два направления работы.

· Первое направление - формирование адекватных способов взаимодействия матери с больным ребенком.

· Второе направление - коррекцию психологического состояния матерей.

Первое направление ориентировано на переструктурирование жизненных ценностей матери больного ребенка путем ее личного участия в его развитии. Активизируя деятельность матери больного ребенка и направляя ее на взаимодействие с ним, психолог корректирует эмоциональную сферу матери. Этот процесс способствует нейтрализации длительной фрустрации матери больного ребенка и одновременно служит базой для коррекции неадекватных родительско-детских и межсупружеских взаимоотношений.

Особое значение в данном контексте приобретает роль психолога, который помогает матери больного ребенка преодолеть отчаяние и страх и побуждает ее к творческому поиску новых путей и новых возможностей ее ребенка.

Целью психокоррекционного направления является формирование нового жизненного стереотипа у родителей ребенка-инвалида. Такой подход позволяет гармонизировать их внутреннее состояние и найти новую "социальную нишу" для себя и своего ребенка. В рамках этого направления были разработаны тематика и содержание психокоррекционных занятий.

С целью переосмысления жизненных позиций родительниц была разработана и успешно прошла апробацию специальная форма проведения групповых занятий в виде обсуждения типичных жизненных ситуаций, хорошо знакомых родительницам. Психотерапевтический эффект при проведении дискуссий достигался с помощью специально написанных рассказов. В рассказах описывались ситуации, включающие типичные личностные и поведенческие реакции родительниц и других лиц. По характеру построения были выделены два типа рассказов: рассказ-образец и проблемный рассказ. Одновременно рассказы были систематизированы и по тематике. Были выделены три направления, по которым организовывались обсуждения:

-проблемы, касающиеся взаимодействия между матерью и ее больным ребенком;

-проблемы, касающиеся взаимодействия между диадой мать-ребенок и отцом ребенка;

-проблемы, касающиеся взаимодействия между диадой мать-ребенок и другими членами семьи или чужими лицами.

Для достижения максимального коррекционного эффекта широко использовались тематические опросники, арттерапия, аутотренинг, различные формы релаксации.

Были также разработаны принципы комплектации и наполняемости психокорекционной группы. На наш взгляд, наиболее эффективной формой работы являются частично "открытые" группы, в которых не исключаются из состава группы те ее члены, которые по уважительным причинам отсутствуют на некоторых занятиях. По количественному составу наиболее оптимальными являются группы, состоящие из 5-7 человек или малокомплектные группы, состоящие из 2-3 человек.

Анализ данных, полученных в результате проведенной психокоррекции, позволил убедиться в эффективности разработанной методики. Родительницы, прошедшие курс экспериментальных коррекционных занятий, сумели, несмотря на огромные психологические трудности, найти в себе новый творческий потенциал и направить его на взаимодействие со своим ребенком. Личностный рост матерей больных детей проявился в оптимизации их психологических состояний, стремлении правильно понимать проблемы своего ребенка и свои собственные, умении проявить терпимость, выдержанность и такт, а если того требуют обстоятельства, и решительность.

При оценке эффективности апробируемой методики использовались объективные и субъективные критерии. К первым относятся: оптимизация результатов при повторном исследовании у отдельных лиц; стремление к перестройке неудовлетворительных родительско-детских и межсупружеских отношений. Позитивная динамика во взаимоотношениях родительниц со своим ребенком, а также и с ближайшим значимым окружением нашла свое отражение в улучшении учебных показателей детей и в качественном изменении интерперсональных контактов.

На субъективном уровне результативность занятий оценивалась положительными отзывами родительниц о проведении занятий, их содержании и конкретной пользе, получаемой от них.

Предлагаемая методика психологической помощи семьям аномальных детей была разработана и прошла апробацию на базе специального учебного заведения, что позволяет ее использовать в работе психолога в специальных коррекционных учреждениях. В рамках данной методики осуществляется комплексное воздействие на мать и на ребенка с отклонениями в развитии, а через них опосредствованно и на отца ребенка. Это позволяет индивидуализировать подходы к применению коррекционных мер, а также раскрывает возможность использования творческого потенциала родителей при выборе средств коррекции.

Проведенная психологическая коррекция позволила подтвердить гипотезу о возможности нейтрализации длительной фрустрации, возникающей у матери вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии путем активизации ее деятельности, направленной на развитие ребенка. Результаты контрольного эксперимента позволили сделать вывод об эффективности разработанной методики психологической помощи семьям данной категории. Подводя итоги, следует отметить, что:

-психологическая коррекционная помощь семье, воспитывающей аномального ребенка, включающая два направления в работе (первое -формирование адекватных способов взаимодействия матери с ребенком-инвалидом, второе - коррекцию психологического состояния матерей), позволила улучшить динамику развития детей-инвалидов, изучить и разрешить проблемы их родителей;

-психологическое изучение и коррекция личностных нарушений родителей детей-инвалидов дали возможность нормализовать родительско-детские и межсупружеские отношения в семьях изучаемой категории;

-активизация деятельности матерей, направленная на больных детей, позволила нейтрализовать их длительные фрустрирующие состояния;

-оптимизация родительско-детских отношений и гармонизация внутреннего психологического состояния родителей стали возможны лишь в результате переструктурирования жизненного стереотипа и целей родителей больных детей.

Как утверждает автор, данная работа показала необходимость организации психокоррекционной помощи семьям, воспитывающим аномальных детей.

В данном контексте, хотелось бы выразить мнение, о том, что существует необходимость не только в психокоррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с дефектами развития, но и в направляющем воздействии для полного последующего включения во все социальные структуры.

Наши рекомендации