Тема 4.14. Организация детской групповой деятельности
Название самостоятельной работы: «Сплочение детской группы» (2 ч)
Учебная цель:закрепление знаний по теме, развитие педагогического мышления
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+
Студент должен
уметь: применять базовые психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными, профессиональными) группами;
знать: возрастную периодизацию; - иметь представление об особенностях протекания и организации процессов обучения и воспитания личности;
- иметь общие представления о предмете, задачах и методах возрастной и педагогической психологии; - особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; - групповую динамику;
Задания для самостоятельной работы:
1.Подготовить реферат на тему «Значение лидера для детского коллектива» (2ч.)
Методические указания:
Прочитайте разные теории лидерства. Выберите какой тип лидера Вам наиболее близок. Определите значение лидера для детского коллектива.
Форма контроля:проверка тетрадей, устное выступление
Литература
1. Волкова А.И. Психология общения. Изд. «Феникс»,2006. Серия: среднее профессиональное образование.
2.Ефимова Н.С. Социальная психология. Изд. «Инфра-М» Форум 2010 Серия: среднее профессиональное образование.
3. Сухов А.Н. Социальная психология. Изд. «Академия» 2009.Серия: среднее профессиональное образование.
4. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология .Серия: Высшее образование. Изд. «Форум», 2010.
5. Кузнецов И.Н. Этикет невербального общения // ELITARIUM.RU: Новости Центра дистанционного образования. URL: http://www.elitarium.ru/2004/03/25/page,2,jetiket_neverbalnogo_obshhenija.html
6. Социальная психология Изд. «Феникс», 2009 Серия: Среднее профессиональное образование.
Раздел 4. Возрастная и педагогическая психология
Тема 4.15. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция дезадаптации
Название самостоятельной работы: «Коррекция школьной и социальной дезадаптации и девиантного поведения» (3ч)
Учебная цель:закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, развитие педагогического мышления, развитие умений учитывать индивидуальные особенности детей.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+
Студент должен
уметь: пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;
знать: иметь представление об особенностях протекания и организации процессов обучения и воспитания личности; - иметь общие представления о предмете, задачах и методах возрастной и педагогической психологии; - понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;
Задания для самостоятельной работы:
Задание:
1.Составление рекомендаций для педагогов по общению с детьми девиантного поведения (3ч).
Методические указания:
-Помните о том, что для психологически целесообразного подхода в воспитании и обучении общению с детьми девиантного поведения важно осознавать причины такого поведения. Определите каковы их потребности и ожидания.
-Постарайтесь сказать учителям просто, ясно и убедительно о том, как помочь ребенку в его стремлении быть хорошим.
-Все ваши рекомендации должны ориентироваться на психологическое просвещение взрослых – педагогов или родителей, т. е. опираться на психологические теоретические знания (если это знать, то поступать нужно так), но быть обращенными к практическим ситуациям воспитания и обучения таких детей.
-Сформулируйте положения «техники педагогической безопасности», предупредив взрослых о том, какие их действия и отношения с детьми девиантного поведения психологически нецелесообразны.
-Ваши рекомендации не должны быть банальными, очевидными, формальными. Каждое сформулированное вами положение вы должны уметь, при необходимости, прокомментировать, обосновать, аргументировать в беседе со взрослыми людьми, обладающими собственными убеждениями и субъективным опытом жизни.
Форма контроля:устное выступление по подготовленным рекомендациям
Литература
1.Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой.М., 2006.
1. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика. Ростов н/Д., 2010.
3. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии / Под ред. У.В.Ульянковой М., 2007