Тема: Познавательное развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
План
1. Психологическое содержание кризиса 1-го года.
2. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте.
3. Особенности развития познавательной сферы ребенка от 1 года до 6 лет (восприятие, представления, память, воображение, внимание).
4. Общая характеристика развития мышления ребенка (взгляды Ж.Пиаже, Л.С.Выготского).
5. Становление речевой функции в детском возрасте.
6. Интеллектуальный компонент готовности к школьному обучению.
Литература
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
2. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2008. - 672 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210889
3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709
- Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата, 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.4E804278-DBBF-4D3F-B880-BFFEDFF0FE33&type=c_pub
5. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333
Задания для выполнения
- Выписать в словарь основные понятия темы: сенсорные эталоны, соподчинение мотивов, наглядно-образное мышление, эгоцентризм.
- 2. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника (краткие вписки) // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.- М.,1994.-с.216-229. http://www.psylist.net/hrestomati/readerage.htm
3. Составить таблицу «Особенности познавательного развития ребенка первых 6-ти лет жизни»:
Возраст | Характеристика развития психических функций | |||||
восприятие | память | воображение | мышление | речь | внимание | |
ранний | ||||||
дошкольный |
Практическое занятие 8.
Тема: Общая характеристика младшего школьного возраста
План
1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.
2. Значение разных видов деятельности для психического развития младшего школьника.
3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика. Развитие мотивов учения. Становление элементов учебной деятельности.
4. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
5. Изменения в мотивационно-потребностной сфере.
6. Развитие эмоционально-волевой сферы.
7. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.
Литература
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
2. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2008. - 672 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210889
3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709
4. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Кулагина И.Ю. 2015 http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.68D7103B-50E7-40C1-B362-4BD59A9F900F&type=c_pub
5. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата, 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.4E804278-DBBF-4D3F-B880-BFFEDFF0FE33&type=c_pub
6. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333
Задания для выполнения
- Выписать в словарь основные понятия темы: внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность.
2. Заполнить таблицу «Познавательное развитие младшего школьника»:
Психические функции | Виды, уровни, качества (и т.д.); направления развития |
1. восприятие | |
2. … | |
3. … |
- Подготовить доклад «Психологическая готовность ребенка к школе как проблема».
Практическое занятие 9-10.