Тема 4. Проблема периодизации психического развития
В отечественной и зарубежной психологии
План
1. Понятие возраста. Календарный возраст и уровень психического развития. Виды возраста и их взаимосвязь.
2. Структура возраста (по Л.С.Выготскому).
3. Динамика возрастного развития. Стабильные и критические периоды. Понятие возрастного кризиса.
4. Принципы построения возрастных периодизаций развития.
5. Возрастные периоды развития. Критерии определения их границ и характеристика периодизаций: Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона, З.Фрейда, А.В.Петровского.
Литература
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
2. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2008. - 672 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210889
3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709
- Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата, 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.4E804278-DBBF-4D3F-B880-BFFEDFF0FE33&type=c_pub
5. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333
Задания для самостоятельной работы
- Выписать в словарь основные понятия темы: психологический возраст, биологический возраст, календарный возраст, фаза (стадия) психического развития, социальная ситуация развития, возрастные новообразования, сензитивный период, кризис развития.
- Составить конспекты: Выготский Л.С. Проблема возраста. // Собр. соч. в 6 т. - М., 1984. - Т.4, с.244-269 (выписки); http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984/
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб, 1997. - С.3-27 (выписки); http://www.studfiles.ru/preview/3567440/
- Ермолаева М.В. К проблеме периодизации развития личности на протяжении жизни. // Мир психологии . – 2012. - № 2. – С. 119.- 128.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии./ Сост. Л.С.Семенюк.-М.,1994.-с.169-176(конспект). http://www.psylist.net/hrestomati/readerage.htm
- Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровнего развития личности в онтогенезе // Там же.- С.176-190(выписки). http://www.psylist.net/hrestomati/readerage.htm
Практическое занятие 5.
Тема: Психологические особенности развития ребенка
В раннем онтогенезе
План
1. Характеристика родового кризиса.
2. Психофизиологическое развитие новорожденного.
3. Особенности психического развития младенца.
4. Основные психические новообразования младенческого возраста и их значение для дальнейшего развития ребенка.
Литература
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
2. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2008. - 672 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210889
3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709
- Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата, 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.4E804278-DBBF-4D3F-B880-BFFEDFF0FE33&type=c_pub
5. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333
Задания для выполнения
1. Выписать в словарь основные понятия темы: новорожденность, ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое общение, орудийные действия, соотносящие действия, перцептивные действия, наглядно-действенное мышление, сенсомоторная координация.
2. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.- М.,1994.-с.190-195 (конспект). http://www.psylist.net/hrestomati/readerage.htm
Практическое занятие 6-7.