Общение как взаимопонимание и взаимопознание людей

(перцептивная сторона общения)

План

  1. Сущность социальной перцепции.
  2. Механизмы социаль­ной перцепции.
  3. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.
  4. Эффекты восприятия.
  5. Особен­ности формирования социальных установок.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от просто­го восприятия?
  2. Какую роль в социальной перцепции играет образ?
  3. Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распростра­ненными с вашей точки зрения. Какие из них наиболее важны для учителя и его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?
  4. Почему каузальную атрибуцию часто называют самым «коварным» меха­низмом социальной перцепции?
  5. Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как ме­ханизмами социальной перцепции?
  6. Всегда ли восприятие человеком самого себя является социальной реф­лексией?
  7. Какие изменения могут произойти с социальными установками человека после 30 лет?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите в словарь основные понятия темы: социальная перцепция, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия, социальная установка, социальный стереотип.

  1. Приведите примеры, иллюстрирующие разрыв между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека («разрыв достоверности»). Проанализируй­те причины разрыва.

Раздел III. Проблема группы в социальной психологии

Практическое занятие 15.

Малые социальные группы

План

  1. Понятие социальной группы. Функции малой группы.
  2. Признаки малой группы. Типологии групп.
  3. Структура малой группы.
  4. Групповые психологические феномены, конформность и нонконфор­мизм. Коллективистское самоопределение. Понятие групповой сплоченности. Ценностно-ориентационное единство как показатель сплоченности. Сработанность. Групповая совместимость. Уровни совместимости. Социально-психологический климат.
  5. Групповые процессы: феномен группового поля, давления, воздействия. Групповое решение. Групповая эффективность. Внутригрупповое общение. Общение членов различных групп. Прямой контакт. Конфликт.

Литература



  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Дайте три определения социальной группы в зависимости от уровня её сплочения.

2. Каковы основные признаки социальной группы?

3. В чем сущность коллективизма как социальной тенденции? В чем сущность индивидуализма как социальной тенденции?

4. Почему противопоставление индивидуализма и коллективизма несет в себе опасность для существования общества?

5. Можно ли назвать А. С. Макаренко конформистом (нонконформистом)?

6. Какие социальные условия способствуют усилению конформности человека в группе? Какие социальные условия связаны с формированием нонкон­формизма?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите из словаря: социальная группа, конформность, нонконформность,групповой процесс, групповое поле, групповая совместимость, социально-психологический климат.

2. С использованием материала главы «Социальные группы» учебника Е.В.Андриенко [1] С. 112-125 и дополнительных источников пред­ставьте классификацию социальных групп в виде схемы или таблицы.

3. Составьте развернутую социально-психологическую характеристику лю­бой группы, которую вы очень хорошо знаете, с описанием интегральных психологических характеристик и всех параметров группы.

4. Подготовьте доклад на тему «Диалектика коллективизма и индивидуа­лизма в педагогической теории и практике А. С. Макаренко».

Практическое занятие 16.

Наши рекомендации