Общение как взаимопонимание и взаимопознание людей
(перцептивная сторона общения)
План
- Сущность социальной перцепции.
- Механизмы социальной перцепции.
- Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.
- Эффекты восприятия.
- Особенности формирования социальных установок.
Литература
- Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
- Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
- ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub
Вопросы для коллективного обсуждения
- В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?
- Какую роль в социальной перцепции играет образ?
- Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распространенными с вашей точки зрения. Какие из них наиболее важны для учителя и его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?
- Почему каузальную атрибуцию часто называют самым «коварным» механизмом социальной перцепции?
- Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?
- Всегда ли восприятие человеком самого себя является социальной рефлексией?
- Какие изменения могут произойти с социальными установками человека после 30 лет?
Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите в словарь основные понятия темы: социальная перцепция, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия, социальная установка, социальный стереотип.
- Приведите примеры, иллюстрирующие разрыв между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека («разрыв достоверности»). Проанализируйте причины разрыва.
Раздел III. Проблема группы в социальной психологии
Практическое занятие 15.
Малые социальные группы
План
- Понятие социальной группы. Функции малой группы.
- Признаки малой группы. Типологии групп.
- Структура малой группы.
- Групповые психологические феномены, конформность и нонконформизм. Коллективистское самоопределение. Понятие групповой сплоченности. Ценностно-ориентационное единство как показатель сплоченности. Сработанность. Групповая совместимость. Уровни совместимости. Социально-психологический климат.
- Групповые процессы: феномен группового поля, давления, воздействия. Групповое решение. Групповая эффективность. Внутригрупповое общение. Общение членов различных групп. Прямой контакт. Конфликт.
Литература
- Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2014. – 264 с.
- Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
- ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Дайте три определения социальной группы в зависимости от уровня её сплочения.
2. Каковы основные признаки социальной группы?
3. В чем сущность коллективизма как социальной тенденции? В чем сущность индивидуализма как социальной тенденции?
4. Почему противопоставление индивидуализма и коллективизма несет в себе опасность для существования общества?
5. Можно ли назвать А. С. Макаренко конформистом (нонконформистом)?
6. Какие социальные условия способствуют усилению конформности человека в группе? Какие социальные условия связаны с формированием нонконформизма?
Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите из словаря: социальная группа, конформность, нонконформность,групповой процесс, групповое поле, групповая совместимость, социально-психологический климат.
2. С использованием материала главы «Социальные группы» учебника Е.В.Андриенко [1] С. 112-125 и дополнительных источников представьте классификацию социальных групп в виде схемы или таблицы.
3. Составьте развернутую социально-психологическую характеристику любой группы, которую вы очень хорошо знаете, с описанием интегральных психологических характеристик и всех параметров группы.
4. Подготовьте доклад на тему «Диалектика коллективизма и индивидуализма в педагогической теории и практике А. С. Макаренко».
Практическое занятие 16.