Профиль: Безопасность жизнедеятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Б1.Б.7 Психология
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом и
учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры)
44.03.05 Педагогическое образование
Профиль: Безопасность жизнедеятельности
Дополнительное образование (безопасность труда)
(код и наименование направления подготовки бакалавриата)
Очная форма обучения
Составитель (и): Ежова Е.А., канд. филос. наук, доцент кафедры психологии Тучкова Т.В., канд. филос. наук, доцент кафедры психологии | Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 10 от 6 июня 2016 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Б1.Б.7 Психология
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом и
учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры)
44.03.05 Педагогическое образование
Профиль: Безопасность жизнедеятельности
Дополнительное образование (безопасность труда)
(код и наименование направления подготовки бакалавриата)
Очная форма обучения
Составитель (и): Ежова Е.А., канд. филос. наук, доцент кафедры психологии Тучкова Т.В., канд. филос. наук, доцент кафедры психологии | Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 10 от 6 июня 2016 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич |
1. Наименование дисциплины
Б1. Б.7 Психология
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Учебно-методическая литература | Наименование учебно-методического обеспечения | |
1. | Общая психология | См. Методические рекомендации к данной программе п. 11 | · сайт Университета по адресу: http://www.mshu.edu.ru; · Полнотекстовая база данных трудов преподавателей университета (АИБС «МАРК-SQL»); · Ресурс для формирования е-Портфолио обучающихся по адресу: http://4portfolio.ru; · Система «Интернет-тренажеры в сфере образования» по адресу: www.i-exam.ru; · Сайт для организации дистанционного обучения по адресу: http://www.mshu.edu.ru | |
2. | Социальная психология | См. Методические рекомендации к данной программе п. 11 | ||
3. | Педагогическая психология | См. Методические рекомендации к данной программе п. 11 | ||
4. | Возрастная психология | См. Методические рекомендации к данной программе п. 11 |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ).
1. | Кафедра | Психологии |
2. | Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование профиль: Безопасность жизнедеятельности Дополнительное образование (безопасность труда) |
3. | Дисциплина | Б1 Б.7 Психология |
4. | Тип заданий | Тест, «Портфолио»,Устная работа, Выступление, Аннотирование, Эссе |
Перечень компетенций
ОК-5 - способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия; |
ОК-6 - способность к самоорганизации и самообразованию; |
ОПК-2 – способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; |
ОПК-3 - готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса. |
Критерии и шкалы оценивания
1. Эссе (домашняя работа)– вид письменной работы, выражающий индивидуальное рассуждение и мнение автора по конкретному вопросу. Эссе выполняются и оцениваются в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии. В процессе написания эссе важно продемонстрировать:
умение осмыслить конкретную проблему и сформулировать определенную позицию относительно нее;
умение самостоятельно проводить поиск литературы по определенной тематике (в том числе и на иностранных языках);
умение на основании прочитанного материала по определенной проблеме проанализировать конкретную ситуацию;
умение аргументировано изложить свою позицию по определенному вопросу;
умение правильно оформлять цитаты и ссылки на литературу.
Объем эссе 7-8 страниц (включая титульный лист и список литературы). Эссе должно быть оформлено в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 1 методических рекомендаций по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии.
В ходе написания эссе студент может:
1) проанализировать конкретный случай, пример, взятый из художественной или биографической литературы, кинематографа, общественной жизни или собственного опыта автора;
2) проанализировать проблему, не имеющую очевидного ответа и предложить свой вариант ее решения;
3) представить критический анализ какого-либо значимого для понимания определенной темы тезиса.
Эссе не имеет жестко заданной структуры, т.к. она зависит от специфики конкретной темы и предпочтений автора. В общем виде эссе может иметь следующую структуру:
1. Титульный лист
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Согласно методическим рекомендациям по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии,критериями оценки эссе являются:
• соответствие содержания текста выбранной теме;
• наличие четкой и логичной структуры текста;
• наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике;
• обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;
• отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;
• соответствие оформления работы предъявляемым требованиям.
• сдача эссе в установленный срок.
«5» баллов -Аргументированное эссе, в котором студент показал способность мыслить самостоятельно, логично, последовательно, объективно. Выполнено творчески, представляет интерес. Отражено мнение автора и его навык мыслить критически. Объем изложения - не менее 5 страниц. Представлено в установленные сроки.
«4» балла - Аргументированное эссе - логичное, последовательное, последовательное,объективное и полное раскрытие заданной темы. Выполнено творчески, представляет интерес. Отражено мнение автора. Но присутствуют некоторые недочеты (стилистические, орфографические ошибки, недостаточный объем). Представлено в установленные сроки.
«3» балла- Экспозиторное эссе, в котором студент продемонстрировал знание какого-либо явления или чьей-либо позиции через простое их описание. Изложение не содержит критического анализа, подтверждения или опровержения описываемой позиции, собственное мнение автора эссе отсутствует. Имеются недочеты (стилистические, орфографические ошибки, недостаточный объем). Нарушены сроки сдачи работы.
2. Доклад – расширенное письменное или устное сообщение, на основе совокупности ранее опубликованных исследовательских, научных и опытно-конструкторских работ или разработок, по соответствующей отрасли научных знаний, имеющих большое значение для теории науки и практического применения, представляет собой обобщённое изложение результатов проведённых исследований, экспериментов и разработок, известных широкому кругу специалистов в отрасли научных знаний.
«5» баллов –устное сообщение, в котором студент показал знание научных фактов и способность свободно, логично, последовательно, объективно излагать мысли. Подготовлен доклад самостоятельно, творчески, с использованием научной литературы. Отражено мнение автора и его навык мыслить критически.
«4» балла – устное сообщение - логичное, последовательное, объективное и полное раскрытие заданной темы. Выполнено творчески, представляет интерес. Отражено мнение докладчика. Но присутствуют некоторые недочеты (стилистические, орфографические ошибки, недостаточный объем).
«3» балла- доклад, в котором студент продемонстрировал знания какого-либо явления или чьей-либо научной позиции через простое их описание. Сообщение не содержит критического анализа, подтверждения или опровержения описываемой позиции, собственное мнение автора доклада отсутствует. Имеются недочеты (стилистические, орфографические ошибки, недостаточный объем).
Темы докладов представлены в практических занятиях каждого модуля (смотри п.11. Методические рекомендации по дисциплине).
3. Презентация – документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.
В зависимости от места использования презентации различаются определенными особенностями. Презентация, созданная для самостоятельного изучения, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон. Реализуется, как правило, с использованием элементов гипертекста. Презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события отличается большей минималистичностью и простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления, обычно не содержит текста, так как текст проговаривается ведущим, и служит для наглядного представления его слов.
Структура презентации | Максимальное количество баллов |
· Содержание | |
· Сформулирована цель работы | 0,5 |
· Понятны задачи и ход работы | 0,5 |
· Информация изложена полно и четко | 0,5 |
· Иллюстрации усиливают эффект восприятия текстовой части информации | 0,5 |
· Сделаны выводы | 0,5 |
· Оформление презентации | |
· Единый стиль оформления | 0,5 |
· Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графикой | 0,5 |
· Все параметры шрифта хорошо подобраны, размер шрифта оптимальный и одинаковый на всех слайдах | 0,5 |
· Ключевые слова в тексте выделены | 0,5 |
· Эффект презентации | |
· Общее впечатление от просмотра презентации | 0,5 |
Максимальное количество баллов |
4. Бланочное тестирование — метод изучения уровня наличных знаний студентов. При освоении данной дисциплины применяется бланочное тестирование.
% правильных ответов | Кол-во правильных ответов | Отметка |
91-100 | от 19 до 20 | |
81-90 | от 17 до 18 | |
61-80 | от 15 до 16 | |
Менее 60 | менее 15 |
5. Составление электронного Портфолио:
Критерии и шкала оценивания
Уровень оценки портфолио | Качественный показатель | Количественный показатель - оценка |
Самый высокий уровень | Портфолио характеризуются всесторонностью в отражении основных категорий и критериев оценки. В содержании и оформлении портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность. | отлично |
Высокий уровень | Портфолио данного уровня демонстрирует обширные знания и умения обучающегося. Отсутствуют некоторые элементы из необязательных категорий. Отсутствует творческий элемент в оформлении портфолио. | хорошо |
Средний уровень | В портфолио основной акцент сделан на обязательной категории. Не представлен уровень развития творческого мышления и прикладных умений. | удовлетворительно |
Слабый уровень | Представлены отрывочные задания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями. | неудовлетворительно |
Таблица перевода традиционных отметок в баллы (Защита электронного портфолио):
Оценка | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Баллы в БРС | 10-8 | 7-5 | 4-2 | Ниже 2 |
6. Шкала оценивая Интернет-тренажера в сфере образования (www.i-exam.ru):
Оценка | Отлично (100-91%) | Хорошо (90 – 81%) | Удовлетворительно (61-80%) | Неудовлетворительно (Ниже 60%) |
Баллы в БРС | 6-5 | 4-3 | 2-1 | Ниже 1 |
7. Экзаменпринимается в устной форме по заранее составленным билетам. В рамках экзамена оценивается знание студентов основных тем и разделов курса, рассмотренных в ходе лекционных и практических занятий. В билете два вопроса, каждый оценивается до 15 баллов.
7.1. Критерии и шкала оценивания ответа обучающегося на экзамене по дисциплине (первые 2 теоретических вопроса)
Оценка | Критерии оценки |
Отлично | Обучающийся владеет знаниями и умениями дисциплины в полном объеме рабочей программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать, и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное; устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, решает задачи повышенной сложности. |
Хорошо | Обучающийся владеет знаниями и умениями дисциплины почти в полном объеме программы (имеются пробелы знаний); не всегда выделяет наиболее существенное, не допускает вместе с тем серьезных ошибок в ответах; умеет решать средней сложности задачи. |
Удовлетворительно | Обучающийся владеет обязательным объемом знаний; испытывает затруднения в самостоятельных ответах, оперирует неточными формулировками; владеет только обязательным минимумом знаний. |
Неудовлетворительно | Обучающийся не освоил обязательного минимум знаний, не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах. |
Таблица перевода традиционных отметок в баллы (Ответ обучающегося на экзамене по дисциплине):
Оценка | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Баллы в БРС (1 вопрос) | 15-12 | 11-9 | 8-5 | Ниже 5 |
Баллы в БРС (2 вопрос) | 15-12 | 11-9 | 8-5 | Ниже 5 |
7.2. Защита электронного Портфолио (включена в процедуру экзамена и является третьим вопросом на экзамене):
Показатели | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Четкая структура | 2 -1,5 | 1 – 0,5 | Ниже 0,5 | |
Содержательность | 2 -1,5 | 1 – 0,5 | Ниже 0,5 | |
Объем (количество) | 2 -1,5 | 1 – 0,5 | Ниже 0,5 | |
Соответствие дисциплине | 2 -1,5 | 1 – 0,5 | Ниже 0,5 | |
Эстетичность | 2 -1,5 | 1 – 0,5 | Ниже 0,5 | |
7,5 (8) | 2,5 |
Таблица перевода традиционных отметок в баллы (Защита электронного портфолио):
Оценка | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Баллы в БРС | 7,5 (8) | 4-2 | Ниже 2 |
Итоговый перевод баллов за экзамен в традиционную отметку:
Оценка | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Баллы в БРС (1 вопрос) | 15-12 | 11-9 | 8-5 | Ниже 5 |
Баллы в БРС (2 вопрос) | 15-12 | 11-9 | 8-5 | Ниже 5 |
Баллы в БРС (защита-Портфолио) | 10-8 | 7-5 | 4-2 | Ниже 2 |
Баллы в БРС (ИТОГО) | 40-32 | 31-23 | 22-12 | Ниже 12 |
Итоговая шкала оценивая в рамках балльно-рейтинговой системы по дисциплине: «2» - 60 баллов и менее, «3» - 61-80 баллов, «4» - 81-90 баллов, «5» - 91-100 баллов.
Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Примерные тестовые задания
А) единства психики и деятельности
Б) деятельностного опосредования межличностных отношений
В) единства строения внутренней и внешней деятельности
Г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека
4. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:
А) С.Л. Рубинштейн
Б) А.Н. Леонтьев
В) Г.А. Ковалев
Г) Л.С. Выготский
5. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме используется принцип:
А) детерминизма
Б) развития
В) активности
Г) системности
6. Понятие высших психических функций ввел в научный оборот:
А) Л.С.Выготский
Б) А.Н.Леонтьев
В) А.Р. Лурия
Г) П.Я.Гальперин
7. Развитие организма человека называется:
А) онтогенезом
Б) филогенезом
В) социогенезом
Г) антропогенезом
8. Развитие человека как вида называется:
А) онтогенезом
Б) филогенезом
В) социогенезом
Г) антропогенезом
9. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:
А) Л.С. Выготским
Б) Д.Б. Элькониным
В) А.Н. Леонтьевым
Г) С.Л. Рубинштейном
10. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:
А) волей
Б) рефлексом
В) сознанием
Г) эмоциями
11. Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется:
А) конкретностью
Б) предметностью
В) всегда высокой степенью (уровнем) ясности
Г) объективностью
12. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:
А) самооценкой
Б) самопрезентацией
В) самовосприятием
Г) самоощущением
13. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:
А) анализатором
Б) рецептором
В) проводящими нервными путями
Г) рецепцией
14. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это порог ощущений:
А) нижний абсолютный
Б) дифференциальный
В) временный
Г) верхний абсолютный
15. Восприятие часто принято называть:
А) осязанием
Б) апперцепцией
В) перцепцией
Г) наблюдательностью
16. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, - это:
А) апперцепция
Б) иллюзии
В) наблюдательность
Г) осязание
17. Высшим видом памяти считается память:
А) двигательная
Б) образная
В) эмоциональная
Г) вербальная
18. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:
А) объем
Б) концентрация
В) распределение
Г) переключение
19. Теоретическое и практическое мышление различают:
А) по типу решаемых задач
Б) по характеру обобщений
В) по активности субъекта
Г) по ведущему анализатору
20. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:
А) восприятием
Б) мышлением
В) воображением
Г) вниманием
Тестовые задания по модулю II «Социальная психология»
1. Объектом исследований в социальной психологии выступает:
А) личность, социальная группа (от диады до нации и массового общественного движения), их поведение и деятельность, процессы развития личности и конкретной группы, процессы межличностного и межгруппового восприятия
Б) психологические методы, используемые в социологических исследованиях
В) социологические методы, применяемые в психологических исследованиях
Г) развивающийся человек
2. Разделом социальной психологии не является:
А) психология личности
Б) психология группы
В) психология управления
Г) психология массовидный явлений психики
3. Отраслью социальной психологии не является:
А) экономическая психология
Б) политическая психология
В) этническая психология
Г) индустриальная психология
4. Зарубежная социальная психология как самостоятельная наука сформировалась:
А) в начале Х1Х в.
Б) на рубеже Х1Х- ХХ в.в.
В) в середине ХХ в.
Г) в конце ХХ в.
5. Источником социальной психологии (по Г.М.Андреевой) не является:
А) теория психологии народов
Б) теория психологии масс
В) теория психологии народов и масс
Г) теория социальных инстинктов
6. Не является методом социальной психологии:
А) наблюдение
Б) социометрия
В) «фотография» рабочего дня
Г) референтометрия
7. Эффект межличностного восприятия, характеризующийся склонностью людей доверять информации, представленной им в научном, магическом или ритуальном контексте - это:
А) эффект ореола
Б) эффект установки
В) эффект Барнума
Г) эффект проекции
8. Тип взаимодействия, характеризующийся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми - это:
А) кооперация
Б) конкуренция
В) скрытое
Г) пересекающееся
9. К механизмам социальной перцепции не относится:
А) заражение
Б) идентификация
В) аттракция
Г) атрибуция
10. Один из механизмов социальной перцепции, с помощью которого осуществляется познание личностью или группой других людей через сравнение или сопоставление внутренних состояний или положений партнера по общению со своими психическими или другими характеристиками или через осознанное или бессознательное уподобление себя другому человеку или его себе - это:
А) атрибуция
Б) идентификация
В) эмпатия
Г) рефлексия
11. Механизм познания другого человека, основанный на формировании устойчивого положительного отношения к нему - это:
А) эмпатия
Б) рефлексия
В) аттракция
Г) стереотипия
12. Социально-психологическое воздействие на поведение и процесс формирования мировоззрения других людей через неосознаваемое спонтанное включение личности в определенное эмоциональное состояние - это:
А) убеждение
Б) заражение
В) подражание
Г) мода
13. Способ социально-психологического воздействия (словесного или образного), предполагающий наличие у человека психологической готовности к принятию данного воздействия, вызывающий некритическое восприятие и (или) усвоение какой-либо информации - это:
А) убеждение
Б) заражение
В) подражание
Г) внушение
14. Эффект межгруппового восприятия, заключающийся в отрицательной оценке членов чужой группы и их результатов деятельности – это:
А) эффект последовательности
Б) эффект фаворитизма
В) эффект дискриминации
Г) эффект гомогенности аутгруппы
15. К коммуникативным барьерам непонимания других людей или групп не относится:
А) логический барьер
Б) фонетический барьер
В) семантический барьер
Г) недоверие к другим
16. Стиль межличностного общения, целью которого является подкрепление связи с собственной группой, своих установок и ценностей, повышение самооценки и самоуважения - это:
А) ритуальный стиль
Б) конформистский стиль
В) альтруистический стиль
Г) манипулятивный стиль
17. Не является способом коммуникативного влияния:
А) убеждение
Б) заражение
В) идентификация
Г) внушение
18. Группа, которая имеет официально заданную извне структуру - это:
А) условная
Б) реальная
В) формальная
Г) неформальная
19. В структуру малой группы не входит:
А) коммуникативная
Б) структура власти
В) социометрическая
Г) аутосоциометрическая
20. Метод социальной психологии, направленный на осознание членом группы своего места в системе межгрупповых отношений - это:
А) экспертных оценок
Б) беседа
В) опрос
Г) аутосоциометрия
Тестовые задания по модулю III «Возрастная психология»
1. «Периодом бурь и страстей» Ж.-Ж.Руссо называл возрастной период:
1) от рождения до 2 лет
2) от 2 лет до 12 лет
3) от 12 до 15 лет
4) от 15 лет до совершеннолетия
2. В XX веке разработал «Культурно-историческую теорию развития высших психических функций человека»:
1) Л.С. Выготский
2) Д.Б. Эльконин
3) П.Я. Гальперин
4) А.Н. Леонтьев
3. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации, - это:
1) этап
2) кризис
3) психологический возраст
4) хронологический возраст
4. Организационный метод возрастной психологии, позволяющий непрерывно и длительно прослеживать ход индивидуального психического развития человека, - это:
1) контент-анализ
2) наблюдение
3) социометрия
4) лонгитюд
5. Возрастная психология как наука возникла:
1) в конце ХIХ в.
2) в середине ХIХ в.
3) в начале ХХ в.
4) в начале ХIХ в.
6. Ведущая деятельность – это деятельность, в которой:
1) формируются личностные и психические новообразования возраста
2) ребенок получает удовольствие
3) ребенок проводит свое свободное время
4) происходит освоение социального опыта
7. Теоретический подход, рассматривающий развитие человека как созревание, развертывание наследственных данных, - это:
1) социогенетический подход
2) теория конвергенции двух факторов
3) биогенетический подход
4) теория рекапитуляции
8. Отечественная возрастная психология в качестве движущей силы психического развития рассматривает:
1) социальные условия
2) игровую деятельность
3) мотивацию
4) противоречия
9. Степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности называются … психического развития.
1) уровнями
2) движущими силами
3) факторами
4) предпосылками
10. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми, - это:
1) центральное новообразование возраста
Уровень развития общения
Ведущая деятельность
4) социальная ситуация развития
11. Непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека, называются:
1) возрастные кризисы
2) возрастные особенности
3) индивидуальные этапы развития
4) индивидуальные кризисы
12. Качественные преобразования личности и психики, возникающие в конце каждого возрастного этапа, - это:
1) идентификация
2) рефлексия
3) возрастные новообразования
4) социальная адаптация
13. Такие симптомы как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм являются показателями кризиса:
1) новорожденности
2) 3 лет
3) 1 года
4) 7 лет
14. Такие психологические реакции как эмансипация, «отрицательная имитация», группирование, увлечения (хобби-реакция) возникают в ... возрасте.
1) дошкольном
2) младшем школьном
3) подростковом
4) юношеском
15. Чувство взрослости является психологическим новообразованием ... возраста.
1) дошкольного
2) младшего школьного
3) раннего юношеского
4) подросткового
16. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием периода:
1) младенчества
2) раннего детства
3) дошкольного возраста
4) новорожденности
17. Личностным новообразованием периода раннего детства является:
1) чувство взрослости
2) произвольность познавательных процессов
3) гордость за собственные достижения
4) иерархия мотивов
18. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является:
1) игровая деятельность
2) предметная деятельность
3) непосредственно-эмоциональное общение
4) общение со сверстником
19. Синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у ребенка вследствие «дефицита» общения, лишения внимания, любви и заботы, - это:
1) девиация
2) госпитализм
3) ассимиляция
4) абулия
20. Речь, предметная деятельность и ходьба являются тремя важнейшими новообразованиями:
1) младенчества
2) младшего дошкольного возраста
3) раннего детства
4) старшего дошкольного возраста
21. Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием в ... возрасте.
1) дошкольном
2) подростковом
3) раннем юношеском
4) младшем школьном
22. Показателем интеллектуальной готовности к обучению в школе является:
1) самостоятельность в умственной деятельности
Произвольность поведения
3) желание быть школьником
4) умение строить свои взаимоотношения с взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов
23. Компонентом психологической готовности ребенка к школе является ... готовность.
1) позиционная
2) ситуационная
3) личностная
4) школьная
24. Сформированность познавательных процессов относится к ... компоненту психологической готовности к школе.
1) личностному
2) интеллектуальному
3) эмоционально-волевому
4) коммуникативному
25. Сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками относится к ... компоненту психологической готовности к школе.
1) коммуникативному
2) личностному
3) эмоционально-волевому
4) интеллектуальному
26. По периодизации Д.Б.Эльконина, интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности в ... возрасте.
1) подростковом
2) дошкольном
3) младшем школьном
4) раннем юношеском
27. Познавательные процессы подростка преимущественно развиваются в:
1) общении с взрослым
2) трудовой деятельности
3) учебной деятельности
4) общении со сверстником
28. Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием в ... возрасте.
1) раннем юношеском
2) дошкольном
3) подростковом
4) младшем школьном
29. Субъективное переживание подростка, желающего считаться полноправным членом общества, выражающееся в стремлении к самостоятельности, в отстаивании собственной точки зрения, называется:
1) потребность в достижении
2) чувство взрослости
3) потребность в признании
4) чувство отчужденности
30. Складывающаяся у старшеклассников система взглядов на объективный мир и место человека в нем называется:
1) экспектации
2) просоциальное поведение
3) чувство взрослости
4) мировоззрение
31. Традиционно, для обозначения пожилого возраста выделяют следующие границы:
1) 50-60 лет
2) 60-75 лет
3) 75-90 лет
4) более 90 лет
32. Возрастные границы кризиса средних лет:
1) 25+3
2) 30+2
3) 40+3
4) 55+3
33. Обострение противостояния инволюционных и эволюционных процессов характерно для ... возраста.
1) подросткового
2) юношеского
3) зрелого
4) старческого
34. Кризис, способствующий развитию самопознания и самоактуализации, характерен для ... возраста.
1) зрелого
2) юношеского
3) подросткового
4) старческого
35. Активность и направленность личности в сочетании с развитым самосознанием в структуре «Я-концепции» являются важнейшими характеристиками ... личности.
1) незрелой
2) сформированной
3) зрелой
4) деформированной
Модуль IV «Педагогическая психология»
1. Термин «педагогическая психология» ввел в научный оборот:
1) К.Д. Ушинский
2) Л.С. Выготский
3) П.Ф. Каптерев
4) П.П. Блонский
2. Основоположником русской педагогической психологии является:
1) К.Д. Ушинский
2) Л.С. Выготский
3) П.Ф. Каптерев
4) П.П. Блонский
3. Автором высказывания: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде его узнать во всех отношениях» - является:
1) П.Ф. Лесгафт
2) Н.И. Пирогов
3) Л.Н. Толстой
4) К.Д. Ушинский
4. Метод педагогической психологии, направленный на изучение изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого, – это:
1) пилотажный эксперимент
2) формирующий эксперимент
3) констатирующий эксперимент
4) включенн