Эмоция: Смущение, застенчивость.
"Ядром любого переживания смущения является ощущение беззащитности в ситуации социального взаимодействия".
"застенчивый человек воспринимает критику или неприятие любого своего действия так, как если бы объектом критики была его личность. Таким образом робкое эго всегда на передней линии огня и очень уязвимо. Застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, неадекватных, говорят о том, что боятся злых языков, не умеют настаивать на своем и обречены на одиночество".
"Смущение и стыд характеризуются обострением самоосознания, тогда как вина побуждает человека осознать свое поведение по отношению к другому человеку как неправильное. Стыд в большей степени обращен к будущему, к гипотетической возможности оказаться оцененным и разоблаченным. Смущение же, как правило, принимает форму состояния, скоротечного чувства уязвимости и несоответствия требованиям конкретной ситуации".
"смущение всегда связано с чувством неуверенности, которое возникает в ситуации социального взаимодействия. Переживание смущения обязательно включает в себя чувство неадекватности и неловкости. Человек чувствует, что не в состоянии эффективно общаться. Все то время, пока он вынужден оставаться в ситуации социального взаимодействия, он напряжен, ему кажется, что в любой момент он может сделать или сказать что-то нелепое и оказаться в глупом положении".
"Смущение можно определить как хроническое чувство невозможности уверенно и комфортно взаимодействовать с людьми. Зачастую оно отражает реальный дефицит навыков социального взаимодействия".
Эмоция: Стыд, унижение.
"Дарвин (Darwin, 1872) пользовался всеми тремя понятиями: стыд, смущение и вина. При этом различия между стыдом и смущением он никогда не определял специально и зачастую использовал эти термины как синонимы. Он считал, что стыд принадлежит к большой группе родственных эмоций, в которую кроме него входят смущение, вина, ревность, зависть, жадность, мстительность, лживость, подозрительность, самонадеянность, тщеславие, амбициозность, гордость, униженность. Большинство современных теоретиков эмоций соглашаются с тем, что все эти понятия имеют эмоциональный компонент и эмоциональное содержание, но некоторые возражают против того, что каждое из них есть определенная базовая эмоция со специфическим субстратом".
"Объединяя такие понятия, как стыд, смущение и вина в одну группу - группу стыда - Дарвин, как всегда, демонстрирует острую наблюдательность. Робкая, с трудом вступающая в общение женщина, скорее всего, испытает ревность, глядя на мужа, получающего удовольствие от встреч с людьми. Пристыженный или оскорбленный человек может искать мщения. Лживость зачастую скрывает чувство вины. Тщеславие и самомнение могут служить защитой от стыда и застенчивости. Амбициозность и непомерная гордыня нередко развиваются у человека, всеми способами избегающего стыда. Униженность же можно считать прямо связанной со стыдом".
"Дарвин считал, что каждое понятие из группы стыда представляет отдельную эмоцию. По существу, он рассматривал перечень этих понятий как перечень душевных состояний или состояний разума. Несмотря на расплывчатость термина душевное состояние он лучше, чем термин эмоция, определяет такие понятия, как месть, самомнение, гордость, униженность".
"Стремление сжаться и сделаться как можно меньше".
"Стыдясь, человек ощущает повышение самосознания, самоосознания и самоконтроля. При стыде все сознание человека заполняется им самим. Он осознает только себя или только те черты, которые кажутся ему в данный момент неадекватными, неприличными, как будто что-то, что он глубоко скрывал от посторонних глаз, неожиданно оказалось выставленным на всеобщее обозрение. В то же время он чувствует свою общую несостоятельность, некомпетентность. Он забывает слова, делает неверные движения. Как писал Дарвин, когда человек краснеет от стыда, он теряет присутствие духа и иногда говорит нелепые вещи. Стыдящийся человек нередко заикается, становится неуклюжим, страшно гримасничает".
"Яркое описание стыда дает Томкинс (Tornkins, 1963). Он расценивает стыд, смущение и вину как одну эмоцию, имеющую один нейрофизиологический механизм".
"Он оговаривается, однако, что на сознательном уровне стыд и вина как состояния различны. Он описывает стыд как ощущение поражения, унижения, преступности, отчужденности".
"Хотя ужас обращается к жизни и смерти, а печаль окутывает мир покрывалом слез, стыд наносит самые глубокие раны сердцу. Страх и печаль причиняют боль, но эта боль внешняя, человек ощущает ее сквозь мягкий покров эго, стыд же приходит к нам как внутренняя мука, как болезнь души. Безразлично, были ли причиной унижения и стыда чьи-то обидные насмешки или человек высмеял сам себя. В обоих случаях он чувствует себя будто нагим, потерпевшим поражение, отвергнутым, потерявшим достоинство".
"Томкинс описывает стыд как эмоцию наивысшей рефлексии, когда стирается грань между субъектом и объектом стыда и человек погружается в мучительное самоосознание и самопостижение".
"Человек, переживающий стыд, ощущает себя объектом презрения и насмешки, он чувствует себя смешным, униженным, маленьким. Он ощущает беспомощность, неадекватность, неспособность и невозможность осмыслить ситуацию. Стыд может спровоцировать печаль или гнев, вызвать слезы и румянец, которые в свою очередь усугубляют переживание стыда. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение. Возникает ощущение, что человек больше не может ни воспринимать, ни думать, ни действовать. Границы эго становятся прозрачными".
"Пристыженный человек ощущает, что любой вправе смеяться над ним и презирать его. Этот любой излучает самоуверенность, пышет здоровьем и благополучием и всем своим видом как будто насмехается над ним. Любой вправе отвернуться и отречься от него. Льюис полагает, что комплекс стыда объединяет в себе такие чувства как смущение, робость, сдержанность, стеснение, досаду, унижение".
"Модильяна (Modigliana, 1971) определяет стыд, или стеснение, как утрату ситуационного самоуважения".
"Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного Я и отдельных черт собственного Я. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной не способностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения".
"переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Это чувство вызывает уже сама неспособность мыслить и самовыражаться в свойственном нам стиле. Стыд порождает особого рода отчужденность. Человек очень одинок, когда сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзительного взора собственной совести. Он действительно отчужден от окружающего, хотя бы в том смысле, что не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами. Переживание стыда сродни чувству, что некая неприличная или ущербная часть вашей личности выставлена на всеобщее обозрение. Мы могли бы назвать его просто обостренным самоосознанием, но нам хочется подчеркнуть негативный и даже болезненный аспект переживания стыда".