Внеурочное занятие Игра «Знатоки Петербурга»
Цель: воспитание эстетического восприятия, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению истории и культурного наследия Санкт-Петербурга, создание условий для развития поисковых и исследовательских умений младших школьников.
Игра состояла из двух частей.
1 часть. Разминка.
Учащимся было предложено задание «Верите ли вы...» На слайде появлялось утверждение, учащимся задавался вопрос «Верите ли вы...» после каждого утверждения происходила проверка.
Задание:
1)27 мая считается днем рождения города?
2)Санкт Петербургу скоро исполнится в 2017г. 400 лет?
3)Для Петра Первого построили каменный домик всего за 3 дня?
4)Доменико Трезини - первый архитектор Города?
5)Ангел на колокольне Петропавловского собора- символ нашего города?
6)Кунсткамера- первый музей Санкт Петербурга?
7)В первые годы посещение музея было бесплатным и посетителям даже давали угощение?
8)Ростральные колонны украшены рострами-носами кораблей?
9)Самый длинный мост Санкт Петербурга- Большеохтинский?
10)Нева распадается на 2 рукава- Большую и Малую Неву у стрелки Васильевского острова?
2 часть. Викторина.
Учащиеся разделились на три команды
На слайде была изображена карта-схема исторического центра Санкт-Петербурга (см. рис. 6), на ней были отмечены достопримечательности с помощью гиперссылок. Каждая команда по очереди выбирала достопримечательность под которой скрывалось 3 вопроса. Вопросы делились на: легкие, средней сложности и сложные. За лёгкие вопросы команда получала 10 баллов, средней сложности — 20 баллов и за сложные 30 баллов. Команда имела право выбирать вопрос. Если ответ был верным, они имели право выбрать еще один вопрос из этой категории. Если команда ошибалась, то право выбора переходило к следующей команде.
В конце подсчитывались баллы у каждой команды. Команда, которая набрала самое большое количество баллов была награждена грамотой «Знатоки Петербурга»
Рис. 6 Карта-схема исторического центра города, примененная на занятии «Знатоки Санкт-Петербурга»
Эта игра была направлена на развитие поисковых и исследовательских умений учащихся, на повторение и закрепление материала изученного на прошлых занятиях.
Таким образом на данном занятии были сформированы условия для развития следующих поисковых и исследовательских умений младших школьников:
1. умение классифицировать объекты;
2. умение выделять существенные признаки объекта путем наблюдения;
3. умение делать выводы и умозаключения на основе полученной информации.
Внеурочное занятие «Путешествие по Санкт-Петербургу»
Цель: обобщить знания и умения полученных на прошлых занятиях путем создания единой виртуальной экскурсии, состоящей из самостоятельных презентаций обучающихся, создание условий для развития поисковых и исследовательских умений младших школьников..
На вводном занятии обучающимся было дано задание к заключительному занятию подготовить Виртуальную экскурсию (в виде презентации) по одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга изученных на занятии (был дан алгоритм выполнения данного задания). Учащиеся разделились на группы по два человека и готовили презентации, которые предъявлялись на итоговом занятии.
Учащимися выбрали такие достопримечательности как Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Медный всадник, Дворцовая площадь, Крейсер Аврора и другие.
Обучающиеся заранее подготовили презентации. Все они были соединены в одну большую виртуальную экскурсию по достопримечательностям Санкт-Петербурга с помощью гиперссылок. Каждая группа по очереди презентовала свою работу путем переход по гиперссылке к необходимой презентации. Время предъявления работы было ограничено (3-4 минуты). Остальные обучающиеся должны были слушать и задавать вопросы после завершения мини-экскурсии по достопримечательности.
В конце занятия были подведены итоги курса занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга. Учащимся были заданы вопросы :
1. Что нового вы узнали?
2. Стали ли вы больше гулять по нашему городу?
3. Понравились ли вам занятия, которые проходили в форме виртуальных экскурсий?
4. Чему Вы научились за время наших занятий?
5. Хотели бы вы и дальше заниматься изучением истории и культуры Санкт-Петербурга
Отвечая на вопросы, учащиеся продемонстрировали интерес к теме, назвали много достопримечательностей, о которых они узнали на занятиях и которые изучали самостоятельно. Больше половины учащихся сказали, что гулять по городу им стало намного интереснее. Всем ребятам понравились занятия, а также, они признали тот факт, что если бы мы работали без использования виртуальной экскурсии, то весь материал был бы сложен и воспринимался бы с трудом. Также обучающиеся отметили, что им стало проще работать с информацией, они научились находить проблему, сравнивать объекты и так далее? На последний вопрос практически все ответили положительно.
Таким образом на данном занятии были сформированы условия для развития следующих поисковых и исследовательских умений младших школьников:
1. умение задавать вопросы к изучаемому объекту;
2. умение классифицировать объекты;
3. умение осуществлять поиск информации при помощи дополнительных источников
4. умение выделять существенные признаки объекта путем наблюдения;
5. умение делать выводы и умозаключения на основе полученной информации.
6. умение представлять информацию в вербальном и наглядном виде
Мы охарактеризовали несколько проведенных нами внеурочных занятий (четыре из девяти). На каждом из занятий, обучающимся демонстрировалась виртуальная экскурсия, связанная с изучаемой темой, с целью развития поисковых и исследовательских умений. Перед демонстрацией виртуальной экскурсии, давалось задание на актуализацию уже имеющихся знаний (что Вы знаете об этой достопримечательности, бывали ли там? Хотите ли Вы там побывать?).
Также новый материал постоянно связывался с уже пройденным (например: давалось задание, когда на карте центра города учащиеся должны были отметить достопримечательности, с которыми они уже познакомились на занятиях).
В процессе проведения итоговой диагностики, обучающимся давались диагностики идентичные тем, что проводились на констатирующем этапе эксперимента:
1) Критериально-ориентированный тест на диагностику исследовательских умений младших школьников (А.В.Савенков)
2) Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака )
3) Анкетирование на выявление уровня знаний обучающихся о городе и наличия познавательного интереса к его изучению
Критериально-ориентированный тест на диагностику исследовательских умений младших школьников (А.В.Савенков)
Проведение итоговой диагностики показало следующие результаты:
20% обучающихся (2 человека) продемонстрировали высокий уровень развития исследовательских навыков (на констатирующем этапе 10 % (1 человек)).
У 70% обучающихся (7 человек) был выявлен средний уровень развития исследовательских навыков (на констатирующем этапе 60 % (6 человек)).
Еще 10% обучающихся (1 человек) продемонстрировали низкий уровень развития исследовательских навыков (на констатирующем этапе 20 % (2 человека)).
Результаты проведения методики А.В.Савенкова в начале и конце эксперимента также были сведены в диаграмму (см. Рис.7):
Рис.7. Результаты проведения диагностики исследовательских умений после проведения эксперимента
Условные обозначения диаграммы
1 – Низкий уровень
2- Средний уровень
3 – Высокий уровень
Таким образом мы можем констатировать, что теперь в группе преобладают по окончанию эксперимента преобладали обучающиеся с высоким и средним уровнем исследовательских умений. Выросло количество человек с высоким уровнем исследовательских умений, уменьшилось количество умеников со средним уровнем (однако их оставалось больше 50 % и уменьшение количества произошло за счет увеличения числа обучающихся с высоким уровнем). По итогам экспериментальной работы уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем исследовательских умений.
Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака )
Проведение итоговой диагностики уровня развития поискового планирования у обучающихся 4 класса показало следующие результаты:
10% класса решили только задачи № 1-2 , что означало ,что уровень развития поискового планирования данных обучающихся - только частичное планирование (на этапе констатирующего эксперимента – 30%). У 80% обучающихся обладали навыками целостного планирования и лишь 10 % ответили верно на 10 заданий диагностики (таким образом количество обучающиеся с высоким уровнем по сравнению с начальной диагностикой не изменилось)
Результаты проведения методики А.З.Зака в начале и конце эксперимента также были сведены в диаграмму (см. Рис.8):
Рис.8. Результаты проведения диагностики поискового планирования после проведения эксперимента
Условные обозначения диаграммы
1 – Частичное планирование
2- Целостное планирование
3 – Обучающиеся ответили на все задания диагностики
Таким образом мы можем констатировать, что в группе, по итогам эксперимента, преобладали обучающиеся с средним уровнем целостного планирования и уровнем и выше среднего (их количество увеличилось на 10 % по сравнению с ситуацией на начало эксперимента). Обращает на себя внимание уменьшение количества учеников, у которых преобладали навыки частичного планирования (уменьшение на 20 % по сравнению с ситуацией на начало эксперимента)
Проведение анкетирования на этапе итоговой диагностики показало следующие результаты: при ответе на первый вопрос количество обучающихся, которым нравится гулять по городу, увеличилось по сравнению с результатами начальной диагностики на 40 % (таких учеников теперь насчитывалось 60 %). Количество учеников, которые любят свой родной город по сравнению с начальной диагностикой не изменилось, что являлось хорошим показателем.
Количество обучающихся , которые смогли назвать своё любимое место в Санкт- Петербурге увеличилось на 30 % (70 % обучающихся смогли назвать свое любимое место в городе, связанное с его историей (обучающиеся называли Петропавловскую крепость, Эрмитаж, Кунсткамеру, Летний сад и др.) (при начальной диагностике – 40 %).
60 % обучающихся назвали больше двух достопримечательностей нашего города (Эрмитаж, Летний Сад, Дворцовая площадь, Казанский Собор, Петропавловская крепость – большинство из них мы изучали на занятиях). Остальные 40 % назвали лишь одну достопримечательность города.
На вопрос о том, что помогли ли виртуальные экскурсии узнать что-то новое в изучении истории и культуры Санкт-Петербурга, 70% обучающихся отметили, что им при выполнении заданий помогли показанные нами виртуальные экскурсии. Ребята отмечали, что они много узнали из них, отмечали их интересность, красочность и познавательность.
Многие впервые увидели достопримечательности только на презентациях, а потом уже «в живую» (это отмечало 50 % учеников при ответе на 5 вопрос анкеты).
Очень значимыми для нашего исследования были ответы учеников на 5 вопрос анкеты, в котором их спрашивали о желании узнать больше о городе и его культуре после проведенных занятий. На этот вопрос утвердительно ответило 90 % обучающихся. Пропуски вопроса или отрицательные ответы остальных учеников (10%) говорили о том, что их поисковые и исследовательские умения развиваются крайне медленно, чему может быть ряд причин:
1. Немотивированность на изучение города, незаинтересованность темой.
2. Слабое внимание со стороны родителей к организации свободного времени препровождения детей
3. Невысокий уровень учебной мотивации и по другим предметам
К сожалению, для развития поисковых и исследовательских умений для этих учеников к истории и культуре города использования нескольких виртуальных экскурсий было недостаточно. Возможно, в данном случае эффективным окажется другое средство обучения или использование их в комплексе с другими средствами обучения.
Сравнительные результаты анкетирования на этапах констатирующего и итогового эксперимента были сведены в диаграмму (см.Рис. 9):
Рис 9. Результаты проведения анкетирования после проведения эксперимента
Условные обозначения диаграммы:
1 – Любят гулять по городу
2 – Любят свой город
3 – Кол-во человек, которые отметили любимое место в городе
4 – Знают больше 2 достопримечательностей города
5 – Хотят знать о городе больше
Таким образом, на занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием виртуальных экскурсий создавались условия для формирования следующих поисковых и исследовательских умений младших школьников:
1. умение задавать вопросы к изучаемому объекту;
2. умение классифицировать объекты;
3. умение осуществлять поиск информации при помощи дополнительных источников
4. умение выделять существенные признаки объекта путем наблюдения;
5. умение делать выводы и умозаключения на основе полученной информации.
6. умение представлять информацию в вербальном и наглядном виде
Для нас большим показателем развития поисковых и исследовательских умений были умения учащихся задавать вопросы, выделять существенные признаки объекта, умения делать выводы и умозаключения во время выполнения практических работ, а так же умение осуществлять поиск информации при помощи дополнительных источников и представление её в наглядном виде.
Любому учителю начальных классов необходимо понимать, что использование виртуальной экскурсии целесообразно в комплексе с использованием других средств обучения, а также постоянной связью с самостоятельной работой обучающихся. Развитие поисковых и исследовательских умений обучающихся возможно обеспечить только при учете и соблюдении данных условий.
Заключение
Целью нашей дипломной работы было выявить педагогические условия использования виртуальной экскурсии на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, обуславливающие развитие поисковых и исследовательских умений у учащихся 4 класса.
Решая первую задачу дипломной работы, мы выявили, что под поисковыми и исследовательскими умениями понимают интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования.
Мы выяснили, что в младшем школьном возрасте важно сформировать инструментальные навыки познавательных действий необходимые для развития исследовательских умений, такие как: видеть проблемы; задавать вопросы; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; представлять готовый продукт исследовательской деятельности.
Решая вторую задачу дипломной работы, мы выяснили, что младший школьный возраст прекрасно походит для развития исследовательских умений и навыков, так как у учащихся наблюдается всплеск исследовательской активности, дети начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ, стараются понять причинно – следственные связи и законы появления различных событий. Но также необходимо учитывать, что в данном возрасте у детей наиболее развито непроизвольное внимание, поэтому предлагаемые им исследования должны быть яркими и запоминающимися.
В тоже время развитие исследовательских умений дает ребенку: возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
В ходе решения третьей задачи дипломной работы мы рассмотрели понятие «виртуальной экскурсии» и особенности ее организации в начальной школе. Так, под виртуальной экскурсией понимают организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д., сочетающую рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей.
Также нами были выделены методические рекомендации по подготовке и организации виртуальной экскурсии в начальной школе: к ним относятся необходимость планирования работы над экскурсией, подготовка фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности. Создание вышеперечисленных условий способствуют развитию поисковых и исследовательских умений младших школьников.
Также следует учесть, что в 3-4 классах учащиеся сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу. В качестве самостоятельной работы по итогам подобного мероприятия учащимся можно дать задание посетить с родителями изученные достопримечательности (предварительно выдав им схемы), провести мини-экскурсию для родителей и написать о ней отчет.
Полученные теоретические выводы необходимо было проверить в ходе практической работы, поэтому нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого было выявление в ходе экспериментальной работы педагогических условий использования виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, способствующих развитию поисковых и исследовательских умений учащихся 4 класса.
В процессе подготовки к эксперименту нами были определены темы внеурочных занятий с использованием виртуальных экскурсий (Петропавловская крепость, Летний сад, Стрелка Васильевского острова, Дворцовая площадь, Игра «Знатоки Петербурга», «Путешествие по Санкт-Петербургу» и др.).
В процессе проводимых нами внеурочных занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга, мы не просто демонстрировали учащимся виртуальные экскурсии, а стремились донести через них содержание учебного материала в познавательной форме – ставили проблемные вопросы, актуализировали уже имеющиеся знания, давали различные познавательные задания, которые ученики должны были выполнить в процессе работы с виртуальной экскурсией.
На внеурочных занятиях были сформированы благоприятные условия для развития поисковых и исследовательских умений младших школьников , таких как:
1) умение задавать вопросы к изучаемому объекту;
2) умение классифицировать объекты;
3) умение осуществлять поиск информации при помощи дополнительных источников
4) умение выделять существенные признаки объекта путем наблюдения;
5) умение делать выводы и умозаключения на основе полученной информации.
6) умение представлять информацию в вербальном в вербальном и наглядном виде
Полученные результаты итоговой диагностики говорят о положительной динамике в формировании и развитии поисковых и исследовательских умений у младших школьников после проведения эксперимента: так, по его окончанию в группе преобладали обучающиеся с средним уровнем целостного планирования и уровнем и выше среднего (их количество увеличилось на 10 % по сравнению с ситуацией на начало эксперимента). Обращало на себя внимание уменьшение количества учеников, у которых преобладали навыки частичного планирования (уменьшение на 20 % по сравнению с ситуацией на начало эксперимента).
Также в группе по окончанию эксперимента преобладали обучающиеся с высоким и средним уровнем исследовательских умений. Выросло количество человек с высоким уровнем исследовательских умений, уменьшилось количество учеников со средним уровнем (однако их оставалось больше 50 %), количество обучающихся с низким уровнем исследовательских умений уменьшилось на 10%.
Данные результаты говорили о повышении уровня поисковых и исследовательских умений обучающихся по итогу проведения нами внеурочных занятий с использованием виртуальных экскурсий.
Мы не утверждаем, что использование виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях является уникальным средством, позволяющим развить поисковые и исследовательские умения обучающихся за несколько занятий, однако их использование целесообразно в комплексе с использованием других средств обучения, а также постоянной связью с самостоятельной работой обучающихся. Развитие поисковых и исследовательских действий обучающихся возможно обеспечить только при учете и соблюдении данных условий.
Список литературы
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе – М., «Владос»,2004 г. – 240с
2. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы //Литература в школе. – 2010. – №10. –22-24 с.
3. Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников// Начальная школа + до и после . - 2005. - № 2
4. Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М., 2008.
6. Горячева Г.И. Исследовательское обучение младших школьников. // Уроки, справочники, рефераты. [Электронный ресурс] :http://do.gendocs.ru/download/docs-197318/197318.doc
7. Гудалина Г.М. Методика проведения виртуальной экскурсии – [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/04/08/metodika-provedeniya-virtualnoy-ekskursii
8. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности.- М: Академия, 2011.
9. Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности //. – 2- е изд., стереотип. – М.: «Планета», 2013. – 256 с.
10. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О. В. Кузьменковой. — Оренбург: ОГПУ, 2015. — 240 с
11. Кузьменкова О.В., Елфимова М. М., Олекс М. Н. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / под ред. О. В. Кузьменковой. — О: ОГПУ, 2015. — 288 с.
12. Лобанова В.В. Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.// ПроШколу.ру. [Электронный ресурс].- : http://www.proshkolu.ru/
13. Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике / Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 448 с
14. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
15. Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2011. № 1. – С. 93-99
16. Плигин А. А.Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования// Исследовательская работа школьников.-2013.-№4. - с.47-56
17. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности.// Исследователь.ru. [Электронный ресурс].http://www.researcher.ru/issledovaniya/psihologiya_issl_deyat/a_3jpfi2.html
18. Разагатова Н. А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе / Н. А. Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2010. № 6. С. 116-123
19. Савенков А. И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2010.-№2. - с.84-106
20. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению/А. И. Савенков.– М., 2006.- 479 с.
21. Савенков А. И. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития Познавательных потребностей младших школьников. // “Начальная школа”, № 4, 2005г.
22. Семёнова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников / Н.А. Семёнова. – Томск, 2007. – 203 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с..
24. Черникова Н.А. Организация исследовательской деятельности в начальных классах http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2013/01/15/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-nachalnykh
25. Шалимова О.А. Проектная деятельность на уроках https://multiurok.ru/files/proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-anghliiskogh.html
Приложение
Приложение 1
Критериально-ориентированный тест на диагносиику исследовательских умений младших школьников (А.В.Савенков)
Ребятам был предложен тест, состоящий из 3-х частей:
1часть – позволяет выявить умение выводить следствия;
2 часть – умение находить проблему;
3часть – умение представлять последствия событий.
Тест № 1: Дай полные и оригинальные ответы:
1.Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?
2.Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?
3.Что произойдёт, если все . горы вдруг превратятся в сахарные?
4. Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?
5. Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?
Тест № 2:Поставь необычную проблему, связывающую два указанных
понятия. Например, пара жук – кресло. Проблема: «Жук купил кресло. Как он его доставит к себе домой?»
Компас – клей. Синица – сестра. Мухомор – диван. Учитель – ветер. Шляпа –пчела.
Тест № 3: Продолжи предложения:
В горах нельзя громко кричать потому, что…
Птицы начали вить гнёзда потому, что…
Ласточки начали летать низко над землёй потому, что…
Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потому, что…
Птицы полетели на юг потому, что…
Оценка: каждый удачный ответ оценивается в 1 балл, подсчитывается сумма баллов, переводится в проценты.
Критериями результатов теста послужили:
- умение выводить следствия,
- умение находить проблему.
- умение представлять последствия событий.
В соответствии с критериями выделены уровни развития исследовательских навыков у младших школьников:
80-100 % (15-13 баллов) - высокий уровень развития исследовательских навыков характеризуется умением выводить следствия, находить проблему, умением представлять последствия событий.
60-80 % (13 – 8 баллов) - средний уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не всегда видит проблему, в некоторых случаях не может вывести следствие и представить последствие событий.
Менее 60 % (менее 8 баллов) - низкий уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не умеет видеть проблему, не умеет вывести следствие и представить последствие событий.
Приложение 2
Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака )
Цель: выявление сформированности действия поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели.
Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установления аналогий.
Возраст: ступень начального обучения (9-11 лет).
Форма и ситуация оценивания: групповая и индивидуальная форма.
Групповое диагностическое исследование для определения различий в планировании у младших школьников строится следующим образом.
Психолог, проводящий диагностическое занятие, приходит в класс с комплектом бланков и с чистыми листами бумаги для записи решения задач: на этих листах каждый ребенок пишет свою фамилию и ставит дату проведения занятия.
Пока дети подписывают чистые листы, психолог чертит на классной доске два четырехклеточных квадрата:
Детям говорится: «Сегодня мы будем решать интересные задачи. Посмотрите на эти два квадрата. Каждая клетка в квадрате имеет свое название, которое состоит из буквы и цифры. Эта клетка (следует указать нижнюю левую клетку) называется А1, а эта клетка (указывается правая нижняя) называется Б1, а эти две клетки (верхние две клетки квадрата) называются А2 и Б2».
«Теперь решим такую интересную задачу. Сначала три фигурки — круг, треугольник и ромб — были в таких клетках», — психолог рисует указанные фигурки:
«А потом фигурки поменяли свои места и оказались в других клетках», — психолог рисует фигурки в правом квадрате:
«Нам нужно угадать, узнать, какие два действия, два перемещения сделали фигурки, чтобы попасть в другие клетки. Чтобы решить эту задачу, нужно знать правило: любая фигурка может перемещаться только в свободную соседнюю клетку прямо или наискось. Кто скажет, какое было первое перемещение, какая фигурка первая передвинулась в свободную клетку? Правильно, первое действие сделал ромб: из клетки Б1 он передвинулся наискось в клетку А2. Запишем это действие, используя названия клеток:
А какое будет второе действие?... Правильно, второе действие выполнил круг. Он передвинулся из клетки Б2 прямо в клетку Б1. Запишем второе действие рядом с первым:1)Б1 ->вА2;2)Б2-*Б1.
Вот так решаются задачи на перемещение фигурок из одних клеток в другие.
Сейчас я раздам бланки с условиями задач, которые вы будете сегодня решать», — психолог раздает бланки, в каждом из которых даны 12 задач.
«Давайте посмотрим на лист с задачами. На самом верху есть задачи №1 и №2. В них нужно отгадать, найти два действия. Затем идут задачи №3 и №4 - в них нужно найти 3 действия. Далее в задачах №5 и №6 нужно найти 4 действия, в задачах №7 и №8 нужно найти 5 действий, в задачах №9 и №10 - 6 действий, в задачах №11 и №12 — 7 действий.
Дети решают задачу №1, психолог проходит по рядам и контролирует правильность записи решения.
«Давайте проверим теперь решение задачи №1», — психолог на доске рисует условие задачи № 1:
Кто скажет решение?... Верно, первое действие сделал круг, второе — треугольник: №1. 1) А2 —> Б1; 2) А1 —> А2.
Вот так решаются и записываются действия в наших задачах. Теперь сами и уже без проверки решайте все задачи подряд: №№3, 4 и т.д., кто сколько успеет. Только помните правило: фигурки перемещаются прямо и наискось в соседнюю свободную клетку. На бланке с задачами ничего писать нельзя: ни точки, ни линии. Нужно просто смотреть на условия задач и думать, какие перемещения сделали фигурки из одних клеток в другие». Последнее требование, — не касаться бланка ручкой или карандашом, — принципиально важно для диагностики планирования, поскольку проверяется развитие способности действовать «в уме», в мысленном плане, в представлении, т.е. без фиксирования промежуточных результатов на бумаге, например, в виде точки на клетке с той или иной фигуркой или проведения линий, указывающих на возможные перемещения фигурок.
На инструктирование детей отводится (в зависимости от возраста) 10-15 минут, а на самостоятельное решение задач №№ 3 - 12 должно быть потрачено ровно 20 минут. По истечении этого времени бланки и листы с ответами (кто сколько успел решить) собираются.
Критерии и уровни оценки планирования:
Протяженность последовательности действий (количество действий), спланированная ребенком.
Обработка результатов
Результаты решения задач, находящиеся на листах бумаги с фамилиями детей, можно обрабатывать, сверяясь с ключом, где представлены правильные действия к каждой задаче.
Диагностическое задание включает задачи двух видов. К первому относятся задачи, решение которых может быть достигнуто с помощью частичного планирования, — это задачи №№ 1 и 2, — поскольку выбор первого действия однозначен, и его наметка и выполнение не связаны с наметкой и выполнением второго действия.
Ко второму виду относятся задачи, решение которых предполагает осуществление целостного планирования, это задачи № 3 - 12, поскольку выбор первого действия неоднозначен. Последнее означает, что правильный выбор первого действия влияет на возможность решить задачу за требуемое число действий, и поэтому наметку первого действия следует проводить одновременно с наметкой всех остальных действий.
Уровни планирования:
Частичное планирование:
Успешное решение задач № 1 и №2
Целостное планирование:
1 - успешное решение задач № 3 и №4
2 – успешное решение задач №5 и №6
3 – успешное решение задач №7 и №8
4 – успешное решение задач №9 и № 10
5 – успешное решение задач № 11 и № 12
В целом, таким образом, проведение группового диагностического занятия с детьми 7-10 лет позволяет выделить тех, кто обладает либо только частичным планированием (при решении лишь двух первых задач), либо разными уровнями развития целостного планирования, — при успешном решении, соответственно, задач №№ 1 - 4; 1 - 6; 1 - 8; 1 - 10; 1 – 12
Приложение 3