Занятие 6. Игра «Сотворение мира»

Тренинговая программа

«Адаптация к новым условиям»

Подготовили:

психолого-педагогическое отделение

студентки гр. 31-п ,

Кондарюк Анастасия, Мошинская Виктория

Проверила:

Бакаева Ирина Александровна

Ростов-на-Дону

2017г.

Формат тренинга: тренинговое занятие с элементами ролевой игры и дискуссии.

Цель – адаптация учащихся к новым условиям обучения.

Задачи:

1. знакомство участников тренинга друг с другом;

2. осознание своей новой позиции, роли;

3. развитие навыков самоанализа и самосовершенствования;

4. отработка навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками;

5. повышение уровня сплоченности группы;

6. актуализация жизненных планов по профессиональной самореализации;

Основные тематические блоки тренинга:

Занятие 1. «Знакомство»:

· Знакомство

· Упражнение «Имя – движение»

· Упражнение «Что значит ваше имя?»

· Упражнение «Групповой рисунок»

· Рефлексия

Занятие 2. «Взаимодействие группы»:

· Упражнение «Галстуки»

· Упражнение «Телеграмма»

· Упражнение «Техникумоский двигатель»

· Рефлексия

Занятие 3. «Наши особенности»:

· Тест «Ваша индивидуальность»

· Упражнение «Я - уникальный»

· Рефлексия

Занятие 4. «Отношение к себе»:

· Упражнение «Шкала самооценки»

· Упражнение «Скульптура»

· Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

· Рефлексия

Занятие 5. «Доверие и сплочение»:

· Упражнение «Воображаемый подарок»

· Упражнение «Тест на доверие»

· Упражнение «Скульптура недоверия - доверия»

· Упражнение «Нить Ариадны»

· Упражнение «Сиамские близнецы»

· Упражнение «Узнай по рукам»

· Рефлексия

Занятие 6. Игра «Сотворение мира»

· Игра «Сотворение мира»

· Рефлексия

Занятие 7. Игра «Аукцион ценностей»

· Игра «Аукцион ценностей»

· Рефлексия

Занятие 8. «Что изменилось во мне?»

· Заключение по тренинговой программе

· Рефлексия

Занятие 1. «Знакомство».

Этап. Вступительная часть (15 минут)

1. Знакомство

- Мошинская Виктория Константиновна, Кондарюк Анастасия Сергеевна

- Мы хотим провести с Вами тренинг «Адаптация к новым условиям». Данный тренинг направлен на адаптацию студентов в новых условиях обучения, а также на повышение коммуникативных знаний и навыков.

- обозначение правил тренинга:

· Активно участвовать в тренинге;

· Позитивная критика;

· Отключить звук телефона;

· Уважать мнение друг друга;

· Поднятая рука;

· Слышать и слушать друг друга;

· Делиться опытом;

· Каждый участник говорит за себя, от своего имени.

Информационный блок:

Современная жизнь требует от молодых людей быстрого реагирования на все изменения в обществе, умение легко адаптироваться, т.е приспосабливаться к условиям внешней среды, а так же конструктивно строить общение. В процессе перехода к новым условиям обучения в вузе, где учащиеся выполняют новые социальные роли , меняют привычную школьную среду на незнакомую, для адаптации необходим определенный промежуток времени. Прежде всего, это связано с новыми условиями жизни первокурсников, которые базируются по новым нормам и правилам: растет чувство ответственности за собственную дальнейшую профессиональную жизнь, нередко эти процессы связывают еще и с отрывом ученика от семьи.

Также важно учитывать, что учащиеся первых курсов обучения — это аудитория подросткового возраста и этот период сложен сам по себе. Ученики этого возраста могут быть неуверенными в себе и своих силах, робкими и застенчивыми, или наоборот, чрезмерно активными и непоседливыми. Для подростков очень важно мнение и оценка сверстников, понимание и восприятие их окружающими. Этот период можно назвать период взросления, который требует от подростка большей ответственности за свои поступки, большей организованности и дисциплинированности.

1. Упражнение на знакомство «Имя - движение» (10 минут).

Инструкция:

Участники группы по очереди произносят свои игровые имена, но сопровождают их определенным движением рук, может быть, характерным для себя жестом. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест.

Вопросы для рефлексии:

1. Возникли ли у Вас трудности при выполнении данного упражнения?

2. Что было для Вас сложнее, придумать своё движение или повторять за другими?

Этап. Основная часть.

Упражнение 2. «Что значит ваше имя?» (15-20 минут).

Инструкция:

Участникам группы предлагается назвать свое полное имя и рассказать что-нибудь о своем имени. Например, ответить на такие вопросы:

· Нравится ли мне мое имя?

· Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

· Знаю ли я, что обозначает мое имя?

· Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?

· Есть ли мои тезки среди известных людей?

· Как имя влияет на мое поведение в жизни?

Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.

Вопросы для рефлексии:

1. Что было для вас самым сложным и самым простым в этом упражнении?

2. Узнали ли Вы что-то новое/интересное из рассказов других участников?

Упражнение 3. «Групповой рисунок» (30 минут)

Инструкция:

Для выполнения этого упражнения на взаимодействие студентам выдается большой лист ватмана и фломастеры и предлагается сделать совместный рисунок (корабль для группы, дом для группы). Они должны сами решить, что это будет за рисунок, и распределить между собой роли в процессе его создания.

Далее следует представление рисунка студентами.

Вопросы для рефлексии:

1. Что Вы сделали в первую очередь?

2. Трудно ли было распределить роли между участниками?

3. Все ли мнения были учтены в ходе создания рисунка?

Этап. Рефлексия.

«Обратная связь» (15 минут)

Инструкция: Заверши, пожалуйста, эти предложения так, как считаешь нужным.

· На этом тренинге я …

· Основное, чему я научился на нашем занятии …

· Больше всего мне запомнилось…

· Мне не очень понравилось, что на тренинге …

· Думаю, что после тренинга изменится …

Этап. Основная часть.

Упражнение 2. «Телеграмма» (15 минут)

Особенно нужна поддержка в момент, когда человек неуспешен. В такие минуты необходимо обратиться к внутренним ресурсам, личным качествам и достоинствам. Это повышает самооценку, мотивирует человека, заставляет его искать пути решения, и он начинает видеть ресурсы в себе.

Психолог раздает бланки «телеграмм» с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания психолог собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же, получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

1. Какое самое ценное ваше качество?

2. Что помогает вам решать проблемы?

3. Отличаются ли ценности ваших друзей от ваших ценностей?

Упражнение 3. «Техникумоский двигатель» (10 минут)

Завершающее упражнение, которое должно продемонстрировать сплоченность и согласованность команды. Включается бодрая веселая музыка и участникам предлагается по очереди выходить в круг, совершая танцевальные движения. Каждый последующий встает сзади предыдущего и его движения не должны повторять движений уже вышедших в круг.

Когда вся группа окажется в движении - дается последнее тренинговое задание - изобразить в танце техникумовский двигатель.

Этап. Рефлексия.

«Обратная связь» (15 минут)

Инструкция: Заверши, пожалуйста, эти предложения так, как считаешь нужным.

· На этом тренинге я …

· Основное, чему я научился на нашем занятии …

· Больше всего мне запомнилось…

· Мне не очень понравилось, что на тренинге …

· Думаю, что после тренинга изменится …

Этап. Основная часть.

Упражнение 2. «Скульптура» (10 минут)

Ход упражнения: Группа делится на три части. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с адекватной самооценкой, вторая - с заниженной, третья с завышенной самооценкой. Фигура лепится из одного их участников. Каждая подгруппа выбирает «экскурсовода», который будет рассказывать о том, что и как выражает скульптура.

У каждого человека должно быть свое устойчивое мнение о себе - базовая самооценка. Она может меняется, под влиянием оценок окружающих людей. Желательно, чтобы самооценка была позитивной: «Я - хороший». Чаще всего, тогда и на других людей у человека будет установка: «Вы - хорошие».

Упражнение 3.«Мой портрет в лучах солнца» (10 минут)

Ход упражнения: Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем, вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете (какой вы сын, внук, друг, студент). Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Этап. Рефлексия.

«Обратная связь» (15 минут)

Инструкция: Заверши, пожалуйста, эти предложения так, как считаешь нужным.

· На этом тренинге я …

· Основное, чему я научился на нашем занятии …

· Больше всего мне запомнилось…

· Мне не очень понравилось, что на тренинге …

· Думаю, что после тренинга изменится …

Этап. Основная часть.

Упражнение 2.«Тест на доверие» (10 минут)

Положите в середину круга какой-либо предмет, например вазу или книгу. Объясните группе, что сейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым.

Каждый должен встать на определенном расстоянии от находящегося в середине круга предмета. Попросите участников поэкспериментировать с различными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно.

Когда все найдут свои места, предложите участникам оглядеться и оценить сложившуюся ситуацию.

- Итак, каждый из Вас выбрал свою позицию. Посмотрите вокруг на расположение других участников. Теперь каждый кратко объясните, почему Вы выбрали именно это место.

- Теперь мы можем объяснить Вам что значит то или иное расположение в контексте данного упражнения. Но не нужно воспринимать это буквально. Итак, кто стоит вплотную к тетради, тот тем самым говорит о высокой, по его мнению, степени доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущения безопасности и доверия группе, тем больше будет выбранное расстояние.

Упражнение 3. «Скульптура недоверия - доверия». (15 минут).

Выбирается один участник по желанию, который будет «глиной», из которой другой участник, «скульптор», лепит скульптуру под названием «Недоверие». Затем ведущий обращается к участникам: что в скульптуре говорит нам о недоверии и что можно сделать, чтобы она стала скульптурой «Доверие»? Участники группы показывают на «глине», какие изменения они предполагают сделать для этого.

Вопросы для рефлексии:

1. Почему ты изобразил недоверие именно так? Было ли тебе сложно это сделать? (вопрос для конкретного участника).

2. Было ли тебе комфортно играть роль скульптуры? Если нет, то в чем именно были сложности? (вопрос для скульптуры).

3. Было ли трудно прийти к общему решению о том, как должна выглядеть скульптура доверия?

4. Какие эмоции Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

- Данное упражнение дает понимание того, как каждый из вас представляет и ощущает доверие.

Упражнение 4.«Нить Ариадны». (15 минут).

При помощи двух длинных веревок выкладывается лабиринт, ширина не более 50 см. - это лабиринт Минотавра.

Из команды выбирается один участник, который будет смелым древнегреческим героем. А остальные будут играть роль Ариадны, точнее ее нити. Тесей попадает в темный лабиринт - соответственно ему завязывают глаза, а остальные, помощники, помогают ему выбраться. При этом вы будете направлять шаги Тесея, давая ему команды. Говорить можно только по очереди и только по одному слову, иначе нить не выдержит и порвется.

Если Тесей выступит за границы лабиринта, или будет сказано более одного слова, или хором - придется начинать путь сначала.

Вопросы для рефлексии:

1. Испытывал ли ты какие-либо трудности при выполнении задания? Если да, то какие? (вопрос для Тесея).

2. Какие трудности вы испытывали когда помогали Тесею выбраться из лабиринта? Или для Вас это было просто?

3. Какие эмоции Вы испытывали?

- Данное упражнение способствует сплочению группы, а также учит прислушиваться друг к другу и действовать в команде для достижения общей цели.

Упражнение 5. «Сиамские близнецы». (15 минут).

Упражнение выполняется в парах. Партнеры в парах стоят рядом, плечом к плечу и стопа к стопе. Задача в том, чтобы сделать как можно больше шагов, не разделившись. После первого круга предлагается поменяться партнерами и проделать то же самое еще раз.

Вопросы для рефлексии:

1. Легко ли Вам было работать в паре?

2. Были ли какие-то трудности?

3. Какие эмоции вы испытывали при выполнении этого упражнения?

- Как вы уже убедились, это упражнение тоже способствует сплочению группы и определенных её звеньев в частности. Вы учитесь работать в команде (в данном случае в парах), и также учитесь понимать друг друга на сензитивном уровне. Ведь очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, где такое взаимодействие необходимо для получения результата.

Упражнение 6 (Запасное). «Узнай по рукам»(10 минут)

Стулья ставятся в два ряда, друг напротив друга. Участникам предлагается снять с рук кольца, браслеты и завязать глаза. Ведущий рассаживает участников так, чтобы они не знали, кто сидит напротив. Задача участников: в полной тишине, только касаясь рук сидящего напротив человека, охарактеризовать его и предположительно назвать имя и только затем снять повязку с глаз.

Этап. Рефлексия.

«Обратная связь» (15 минут)

Инструкция: Завершите, пожалуйста, любые из этих предложений так, как считаете нужным.

· На этом тренинге я …

· Основное, чему я научился на нашем занятии …

· Больше всего мне запомнилось…

· Мне не очень понравилось, что на тренинге …

· Больше всего мне запомнилось/понравилось в этом тренинге…

· Думаю, что после тренинга изменится …

Заключение:

- Мы благодарим вас за активное участие в нашем тренинге. Надеемся, что он оказался для Вас полезным и результативным, и что приобретенные Вами умения и навыки взаимодействия в коллективе пригодятся в дальнейшем. До свидания!

Тренинговая программа

«Адаптация к новым условиям»

Подготовили:

психолого-педагогическое отделение

студентки гр. 31-п ,

Кондарюк Анастасия, Мошинская Виктория

Проверила:

Бакаева Ирина Александровна

Ростов-на-Дону

2017г.

Формат тренинга: тренинговое занятие с элементами ролевой игры и дискуссии.

Цель – адаптация учащихся к новым условиям обучения.

Задачи:

1. знакомство участников тренинга друг с другом;

2. осознание своей новой позиции, роли;

3. развитие навыков самоанализа и самосовершенствования;

4. отработка навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками;

5. повышение уровня сплоченности группы;

6. актуализация жизненных планов по профессиональной самореализации;

Основные тематические блоки тренинга:

Занятие 1. «Знакомство»:

· Знакомство

· Упражнение «Имя – движение»

· Упражнение «Что значит ваше имя?»

· Упражнение «Групповой рисунок»

· Рефлексия

Занятие 2. «Взаимодействие группы»:

· Упражнение «Галстуки»

· Упражнение «Телеграмма»

· Упражнение «Техникумоский двигатель»

· Рефлексия

Занятие 3. «Наши особенности»:

· Тест «Ваша индивидуальность»

· Упражнение «Я - уникальный»

· Рефлексия

Занятие 4. «Отношение к себе»:

· Упражнение «Шкала самооценки»

· Упражнение «Скульптура»

· Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

· Рефлексия

Занятие 5. «Доверие и сплочение»:

· Упражнение «Воображаемый подарок»

· Упражнение «Тест на доверие»

· Упражнение «Скульптура недоверия - доверия»

· Упражнение «Нить Ариадны»

· Упражнение «Сиамские близнецы»

· Упражнение «Узнай по рукам»

· Рефлексия

Занятие 6. Игра «Сотворение мира»

· Игра «Сотворение мира»

· Рефлексия

Наши рекомендации