Поисковых и исследовательских умений
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бараковой Ирины Олеговны
Студентки 241 группы
Специальность050146
Преподавание в начальных классах
Научный руководитель
Соловьев Андрей Сергеевич
Санкт-Петербург
Оглавление
Глава 1 Особенности развития поисковых и исследовательских умений младших школьников в начальной школе. 7
1.1. Сущность понятия поисковые и исследовательские умения и их классификация 7
1.2. Возрастные особенности развития поисковых и исследовательских умений младших школьников. 12
3. Способы и приемы развития поисковых и исследовательских умений у младших школьников. 14
Глава 2 Особенности использования виртуальной экскурсии в начальной школе 24
2.1. Методика проведения виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях в начальной школе. 24
2.2.Виртуальная экскурсия и особенности ее применения во рамках внеурочной деятельности в начальной школе. 26
2.3. Примеры использования виртуальной экскурсии во рамках внеурочной деятельности в начальной школе. 30
Глава 3 Организация экспериментальной работы по использованию виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга как средств развития поисковых и исследовательских умений у младших школьников 33
3.1. Характеристика базы исследования. 33
3.2. Организация экспериментальной работы.. 34
Заключение. 58
Список литературы.. 62
Приложение. 65
Введение
Одна из прогрессивных форм обучения в современной школе – поисковая и исследовательская деятельность. В процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Каждый здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.
Поисковые и исследовательские умения младших школьников взаимосвязаны с универсальными учебными действиями, программа развития которых включена в федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Анализ его содержания с позиции системно - деятельностного подхода говорит о необходимости формирования поисковых и исследовательских умений младших школьников, позволяет выявить наиболее значимые из них.
Поисковую и исследовательскую деятельность обучающихся реализуют различные формы организации. Экскурсии являются эффективной формой организации учебной деятельности, но в настоящее время теряют свою популярность, в связи с рядом факторов. В том числе это связано с недоступностью большинства объектов. В настоящее время в связи с внедрением в образовательный процесс информационных технологий у преподавателей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий с использованием средств новейших информационных технологий.
Проведение виртуальной экскурсии, с точки зрения целей и задач, мало чем отличается от реальной. Использование виртуальных экскурсий позволяет выполнить практическую часть государственной программы в полном объеме.
По нашему мнению, в условиях современной информатизации общества (и образования) одним из эффективных средств, способствующих формированию поисковых и исследовательских умений младших школьников использование виртуальных экскурсий в процессе обучения. Данная дипломная работа посвящена их использованию на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.
Заявленная тема «Виртуальная экскурсия на внеурочных занятиях по истории и культуре СПБ как средство развития поисковых и исследовательских умений младших школьников» соответствует ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».
Объект исследования: учащиеся 4 класса начальной школы
Предмет исследования: процесс формирования поисковых и исследовательских умений у учащихся 4 класса начальной школы при использовании виртуальных экскурсий в обучении.
Цель данной дипломной работы: выявить педагогические условия использования виртуальной экскурсии на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, обуславливающие развитие поисковых и исследовательских умений у учащихся 4 класса.
Исходя из вышеназванной цели, нами были определены задачи дипломной работы:
1) Выявить сущность понятий: поисковая и исследовательская деятельность обучающихся
2) Выявить возрастные особенности развития поисковых и исследовательских умений младших школьников
3) Охарактеризовать специфику виртуальной экскурсии как формы обучения в начальной школе
4) Разработать и апробировать систему внеурочных занятий по истории и культуре СПБ, направленных на развитие поисковых и исследовательских умений младших школьников
5) Выделить методические рекомендации по организации занятий с использованием виртуальной экскурсии в начальной школе
По своей структуре работы состоит из введения, теоретической (две главы) и практической части (одна глава), заключения, списка литературы и приложения.