Поисковых и исследовательских умений

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бараковой Ирины Олеговны

Студентки 241 группы

Специальность050146

Преподавание в начальных классах

Научный руководитель

Соловьев Андрей Сергеевич

Санкт-Петербург

Оглавление

Глава 1 Особенности развития поисковых и исследовательских умений младших школьников в начальной школе. 7

1.1. Сущность понятия поисковые и исследовательские умения и их классификация 7

1.2. Возрастные особенности развития поисковых и исследовательских умений младших школьников. 12

3. Способы и приемы развития поисковых и исследовательских умений у младших школьников. 14

Глава 2 Особенности использования виртуальной экскурсии в начальной школе 24

2.1. Методика проведения виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях в начальной школе. 24

2.2.Виртуальная экскурсия и особенности ее применения во рамках внеурочной деятельности в начальной школе. 26

2.3. Примеры использования виртуальной экскурсии во рамках внеурочной деятельности в начальной школе. 30

Глава 3 Организация экспериментальной работы по использованию виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга как средств развития поисковых и исследовательских умений у младших школьников 33

3.1. Характеристика базы исследования. 33

3.2. Организация экспериментальной работы.. 34

Заключение. 58

Список литературы.. 62

Приложение. 65

Введение

Одна из прогрессивных форм обучения в современной школе – поисковая и исследовательская деятельность. В процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Каждый здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Поисковые и исследовательские умения младших школьников взаимосвязаны с универсальными учебными действиями, программа развития которых включена в федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Анализ его содержания с позиции системно - деятельностного подхода говорит о необходимости формирования поисковых и исследовательских умений младших школьников, позволяет выявить наиболее значимые из них.

Поисковую и исследовательскую деятельность обучающихся реализуют различные формы организации. Экскурсии являются эффективной формой организации учебной деятельности, но в настоящее время теряют свою популярность, в связи с рядом факторов. В том числе это связано с недоступностью большинства объектов. В настоящее время в связи с внедрением в образовательный процесс информационных технологий у преподавателей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий с использованием средств новейших информационных технологий.

Проведение виртуальной экскурсии, с точки зрения целей и задач, мало чем отличается от реальной. Использование виртуальных экскурсий позволяет выполнить практическую часть государственной программы в полном объеме.

По нашему мнению, в условиях современной информатизации общества (и образования) одним из эффективных средств, способствующих формированию поисковых и исследовательских умений младших школьников использование виртуальных экскурсий в процессе обучения. Данная дипломная работа посвящена их использованию на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.

Заявленная тема «Виртуальная экскурсия на внеурочных занятиях по истории и культуре СПБ как средство развития поисковых и исследовательских умений младших школьников» соответствует ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».

Объект исследования: учащиеся 4 класса начальной школы

Предмет исследования: процесс формирования поисковых и исследовательских умений у учащихся 4 класса начальной школы при использовании виртуальных экскурсий в обучении.

Цель данной дипломной работы: выявить педагогические условия использования виртуальной экскурсии на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, обуславливающие развитие поисковых и исследовательских умений у учащихся 4 класса.

Исходя из вышеназванной цели, нами были определены задачи дипломной работы:

1) Выявить сущность понятий: поисковая и исследовательская деятельность обучающихся

2) Выявить возрастные особенности развития поисковых и исследовательских умений младших школьников

3) Охарактеризовать специфику виртуальной экскурсии как формы обучения в начальной школе

4) Разработать и апробировать систему внеурочных занятий по истории и культуре СПБ, направленных на развитие поисковых и исследовательских умений младших школьников

5) Выделить методические рекомендации по организации занятий с использованием виртуальной экскурсии в начальной школе

По своей структуре работы состоит из введения, теоретической (две главы) и практической части (одна глава), заключения, списка литературы и приложения.

Наши рекомендации