Виртуальная экскурсия на внеурочных занятиях по истории и культуре спб как средство развития
Дипломная работа
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ СПБ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОИСКОВЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бараковой Ирины Олеговны
Студентки 241 группы
Специальность050146
Преподавание в начальных классах
Научный руководитель
Соловьев Андрей Сергеевич
Санкт-Петербург
Оглавление
Глава 1 Особенности развития поисковых и исследовательских умений младших школьников в начальной школе. 7
1.1. Сущность понятия поисковые и исследовательские умения и их классификация 7
1.2. Возрастные особенности развития поисковых и исследовательских умений младших школьников. 12
3. Способы и приемы развития поисковых и исследовательских умений у младших школьников. 14
Глава 2 Особенности использования виртуальной экскурсии в начальной школе 24
2.1. Методика проведения виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях в начальной школе. 24
2.2.Виртуальная экскурсия и особенности ее применения во рамках внеурочной деятельности в начальной школе. 26
2.3. Примеры использования виртуальной экскурсии во рамках внеурочной деятельности в начальной школе. 30
Глава 3 Организация экспериментальной работы по использованию виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга как средств развития поисковых и исследовательских умений у младших школьников 33
3.1. Характеристика базы исследования. 33
3.2. Организация экспериментальной работы.. 34
Заключение. 58
Список литературы.. 62
Приложение. 65
Введение
Одна из прогрессивных форм обучения в современной школе – поисковая и исследовательская деятельность. В процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Каждый здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.
Поисковые и исследовательские умения младших школьников взаимосвязаны с универсальными учебными действиями, программа развития которых включена в федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Анализ его содержания с позиции системно - деятельностного подхода говорит о необходимости формирования поисковых и исследовательских умений младших школьников, позволяет выявить наиболее значимые из них.
Поисковую и исследовательскую деятельность обучающихся реализуют различные формы организации. Экскурсии являются эффективной формой организации учебной деятельности, но в настоящее время теряют свою популярность, в связи с рядом факторов. В том числе это связано с недоступностью большинства объектов. В настоящее время в связи с внедрением в образовательный процесс информационных технологий у преподавателей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий с использованием средств новейших информационных технологий.
Проведение виртуальной экскурсии, с точки зрения целей и задач, мало чем отличается от реальной. Использование виртуальных экскурсий позволяет выполнить практическую часть государственной программы в полном объеме.
По нашему мнению, в условиях современной информатизации общества (и образования) одним из эффективных средств, способствующих формированию поисковых и исследовательских умений младших школьников использование виртуальных экскурсий в процессе обучения. Данная дипломная работа посвящена их использованию на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.
Заявленная тема «Виртуальная экскурсия на внеурочных занятиях по истории и культуре СПБ как средство развития поисковых и исследовательских умений младших школьников» соответствует ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».
Объект исследования: учащиеся 4 класса начальной школы
Предмет исследования: процесс формирования поисковых и исследовательских умений у учащихся 4 класса начальной школы при использовании виртуальных экскурсий в обучении.
Цель данной дипломной работы: выявить педагогические условия использования виртуальной экскурсии на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, обуславливающие развитие поисковых и исследовательских умений у учащихся 4 класса.
Исходя из вышеназванной цели, нами были определены задачи дипломной работы:
1) Выявить сущность понятий: поисковая и исследовательская деятельность обучающихся
2) Выявить возрастные особенности развития поисковых и исследовательских умений младших школьников
3) Охарактеризовать специфику виртуальной экскурсии как формы обучения в начальной школе
4) Разработать и апробировать систему внеурочных занятий по истории и культуре СПБ, направленных на развитие поисковых и исследовательских умений младших школьников
5) Выделить методические рекомендации по организации занятий с использованием виртуальной экскурсии в начальной школе
По своей структуре работы состоит из введения, теоретической (две главы) и практической части (одна глава), заключения, списка литературы и приложения.
Примеры использования виртуальной экскурсии во рамках внеурочной деятельности в начальной школе
Каждый учитель ищет для себя оптимальный вариант подачи учебного материала с целью достижения максимального результата при его освоении. В настоящее время для формирования индивидуального опыта творческой деятельности всё большее значение приобретает использование развивающих возможностей ИКТ. С помощью новых технологий младшие школьники под руководством учителя могут совершать удивительные виртуальные экскурсии по родному городу.
Занятия в форме виртуальных экскурсий можно использовать как на уроках, так и вовнеурочной деятельности. Особенно эффективной является взаимосвязь познавательного материала с элементами игры. В ходе виртуальных экскурсий на внеклассных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга учителем решаются следующие задачи:
1. Познакомить учащихся с городом, как средой «обитания»
2. Сформировать у детей представление о неповторимости, уникальности Санкт-Петербурга
3. Познакомить с историей возникновения города на берегах Невы, значением этого события в истории нашей страны
Проведение занятий должно способствовать формированию у учащихся поисковых и исследовательских умений, таких, как:
1. Умение пользоваться различными дополнительными источниками: словарями, энциклопедиями, справочниками,
2. Умение составлять устные и письменные описания достопримечательностей города,
4. Используя карту, уметь ориентироваться в городе,
5. Делать выводы, сравнивать, анализировать данные.
Ожидаемые результаты проведения виртуальных экскурсий:
· Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, истории и культуры Санкт-Петербурга
· Развитие навыков самостоятельных исследований, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
· Развитие коммуникативно-речевых умений.
Виртуальные экскурсии проводятся как путешествия по уголкам Санкт-Петербурга. Каждое занятие - знакомство с достопримечательностями города, его прекраснейшими уголками, архитекторами.
Приведем пример виртуальной экскурсии по теме «История моего города»
Задачи урока:
1)Познакомить учащихся с историей и культурой Санкт-Петербурга
2)Научить бережно относиться к культурному богатству города;
3)Сформировать представление об уникальности и неповторимости Санкт-Петербурга.
На уроке используются компьютер,, интерактивная доска, наглядность в форме мультимедийной презентации
В начале урока учительзачитывает стихи А.С.Пушкина и рассказывает учащимся о значении Санкт-Петербурга в истории нашей страны.
Далее, используя карту на презантации, учитель рассказывает о значении территории Приневья для Русского государства, о первых победах русского флота над шведами, о начале освоения дельты Невы, о выборе места для строительства крепости.
При этом отрабатываются такие понятия, как дельта, крепость, рукава реки, острова в дельте Невы, истоки и устье реки.
На следующем этапе урока учитель, используя презентацию, кратко рассказывает о строительстве Петропавловской крепости, ее основных достопримечательностях. При это используется схема Петропавловской крепости и ее основные достопримечательности помечены гиперрсылками, по которым осуществляется переход к сладом, где рассказано об этой достопримечательности.
В качестве повторения проводится викторина для внимательных - учащиеся вписывают правильные ответы в пустые клеточки.
На следующем этапе занятия учитель рассказывает учащимся о первых постройках города: домике Петру Первого, Летнем саде, Кунсткамере. При этом эти достопримечательности также помечены гиперссылками на карте, при нажатии на которые осуществляется переход к данной достопримечательности. При этом учитель может спросить у учеников, о какой достопримечательности они мы хотели узнать.
В конце занятия учащимися выполняются задания на закрепление изученного материала.
В качестве самостоятельной работы по итогам подобного мероприятия учащимся можно дать задание посетить с родителями изученные достопримечательности (предварительно выдав им схемы), провести мини-экскурсию для родителей и написать о ней отчет.
Таким образом, виртуальные экскурсии является новым эффективным презентационным инструментом на занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любой достопримечательности города, стимуляция познавательной активности обучающихся, что, безусловно, способствует развитию поисковых и исследовательских умений обучающихся.
Мы понимаем, что для подобных умозаключений теоретических выводов недостаточно, поэтому мы поставили перед собой задачу – разработать систему внеурочных занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием виртуальной экскурсии, направленных на развитие поисковых и исследовательских умений младших школьников и реализовать ее в ходе педагогической практики с целью проверки достоверности сделанных нами теоретических выводов.
Глава 3 Организация экспериментальной работы по использованию виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга как средств развития поисковых и исследовательских умений у младших школьников
Рис. 1. Результаты проведения диагностики исследовательских умений перед началом эксперимента
Условные обозначения диаграммы
1 – Низкий уровень
2- Средний уровень
3 – Высокий уровень
Таким образом мы можем констатировать, что в группе преобладают обучающиеся со средним исследовательских умений. Были также выявлены ученики с низким уровнем по этому показателю, что подтверждало необходимость проведения дополнительной работы с этими обучающимися с целью решения данной проблемы.
2) Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака )
Результаты проведения диагностики показали, что 30% обучающихся группы смогли решить только задачи № 1-2 , что означало преобладание у них навыков частичного планирования. У 60% обучающихся обладали навыками целостного планирования и лишь 10 % ответили верно на 10 заданий диагностики.
Результаты первичной диагностики по методике А.З.Зака также были сведены в диаграмму (см. Рис.2).
Рис. 2. Результаты проведения диагностики поискового планирования перед началом эксперимента
Условные обозначения диаграммы
1 – Частичное планирование
2- целостное планирование
3 – ответили на все задания диагностики
Таким образом мы можем констатировать, что в группе преобладают обучающиеся с средним и низким уровнем развития поискового планирования, что также подтверждало необходимость проведения дополнительной работы с этими обучающимися с целью решения данной проблемы.
3) Анкетирование на выявление уровня первоначальных знаний обучающихся о городе и наличия познавательного интереса к его изучению
Теперь рассмотрим результаты проведенного анкетирования :
При ответе на первый вопрос лишь 20 % обучающихся отметили, что им нравится гулять по городу. 40% отдали предпочтение игре, 30 % - просмотру телевизора и 10 % чтению. Нам кажется, что причиной подобных результатов могут быть редкие прогулки учеников с семьей по городу. В большинстве своем они проводят время у компьютера или телевизора, что и показали результаты.
При этом, отвечая на второй вопрос, 100 % обучающихся (10 человек) ответили, что любят свой город.
Лишь 40 % обучающихся смогли назвать свое любимое место в городе, связанное с его историей (обучающиеся называли Петропавловскую крепость, Эрмитаж, Кунсткамеру, Летний сад и др.).
30% обучающихся не назвали ни одной достопримечательности, что свидетельствовало о том, что ребенок мало гуляет с семьей по городу, не интересуется его историей. 50 % обучающихся назвали по одной достопримечательности нашего города (Эрмитаж, Летний Сад, Дворцовая площадь, Казанский Собор, Петропавловская крепость). Остальные 20 % дали довольно полные и раскрытые ответы на поставленный вопрос и перечислили большое количество достопримечательностей.
При ответах на последний 5 вопрос анкеты, позволяющий узнать стремление обучающихся к изучению города показал, что 70 % обучающихся высказывают подобное стремление, что говорит о наличии познавательного интереса и мотивации обучающихся к изучению истории Санкт-Петербурга, что могло способствовать дальнейшему формированию поисковых и исследовательских умений обучающихся.
Результаты анкетирования были сведены в диаграмму (см. Рис.3)
Рис. 3 Результаты проведения анкетирования перед началом эксперимента
Условные обозначения диаграммы:
1 – Любят гулять по городу
2 – Любят свой город
3 – Кол-во человек, которые отметили любимое место в городе
4 – Знают больше 2 достопримечательностей города
5 – Хотят знать о городе больше
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что больше чем у половины обучающихся поисковые и исследовательские умения были развиты на среднем уровне, хотя были выявлены ученики с низким уровнем по этому показателю. Также обучающиеся, по результатам анкетирования, показали стремление к изучению истории Санкт-Петербурга, часть из них знало достаточное количество достопримечательностей города. Однако были выявлены обучающиеся, которые подобного стремления не высказывали и знаний о городе в результате анкеты показать не смогли. Это говорило о том, что в дальнейшем нам необходимо было проводить работу по формированию поисковых и исследовательских умений младших школьников.
Перейдем к описанию формирующего эксперимента:
Занятия в рамках эксперимента проводились 1 раз в неделю в период с 26 января 2017 года по 22 марта 2017 года. (в период практики «Классное руководство» и преддипломной практики) Всего было проведено 9 внеурочных занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием виртуальной экскурсии.
Таким образом, нами был разработан комплекс внеурочных занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга. На каждом занятии использовалась виртуальная экскурсия которая дополняла рассказ учителя и сопровождалась познавательными заданиями, позволяющими закрепить полученные знания и развивать поисковые и исследовательские умения обучающихся.
Занятия проводились по следующим темам:
1) Вводное занятие
2) Петропавловская крепость
3) Летний сад
4) Стрелка Васильевского острова
5) Дворцовая площадь
6) Мосты Петербурга
7) Соборы Петербурга
8) Игра «Знатоки Петербурга»
9) Заключительное занятие «Путешествие по Санкт-Петербургу»
Теперь приведем несколько примеров проведенных занятий и покажем, как на них использовалась виртуальная экскурсия и какие поисковые и исследовательские умения обучающихся на них развивались.
Рис.4 Карта-схема Летнего сада, использующаяся на занятии
Во время изучения памятника И. А. Крылову учащимся было предложено творческое задание направленное на развитие поисковых и исследовательских умений, таких как умение классифицировать:
После того, как учащиеся разделились на три группы им было предложено задание : из рассыпанных карточек с отрывками из басен И. А. Крылова собрать правильно три басни, а затем прочитать их. На это задание учащимся давалось 7 минут.
Можно сказать, что у учащихся 4 класса групповая работа шла хорошо. Все три команды справились с заданием вовремя и правильно.
Мы были довольны результатами проведенной работы.
В завершение урока учащимся были заданы вопросы на повторение:
· Что нового вы сегодня узнали? Какие достопримечательности запомнили?
· Понравилась ли вам наша виртуальная экскурсия?
· Понравилось ли выполнять практическое задание?
При ответе на вопросы учащиеся были активными и без труда ответили на поставленные вопросы. Отвечая на второй и третий вопрос 100% учащихся ответили, что им нравится такая форма обучения.
Домашним заданием на неделю было с помощью энциклопедии и информации из интернета подготовить интересные факты о тех достопримечательностях Летнего сада изученных на занятии и оформить в виде презентации.
На следующем занятии учащиеся показывали свои презентации. Особенно запоминающимся был рассказ (и презентация) одного ученика (Максим Б.) о Летнем саде во время Великой Отечественной войны. Несколько учащихся рассказали, что на выходных посетили Летний сад с родителями.
Таким образом на данном занятии были сформированы условия для развития следующих поисковых и исследовательских умений младших школьников:
1. умение задавать вопросы к изучаемому объекту;
2. умение классифицировать объекты;
3. умение осуществлять поиск информации при помощи дополнительных источников
4. умение выделять существенные признаки объекта путем наблюдения;
5. умение делать выводы и умозаключения на основе полученной информации.
6. умение представлять информацию в вербальном в вербальном и наглядном виде
Рис.5 Карта-схема Стрелки Васильевского острова, использующаяся на занятии
Таким образом, учащимися были изучены основные достопримечательности Стрелки Васильевского острова. Далее, для закрепления изученного материала обучающимся давались вопросы для закрепления, которые отражались на презентации и сопровождались фотографиями..
Приведем примеры вопросов:
1) Ростры на колоннах Стрелки Васильевского острова украшают (наяды – крокодилы – водяные – драконы – морские коньки – Нептуны).
2) В ансамбль Стрелки Васильевского острова входят здания (Биржа – пакгаузы – Эрмитаж – Кунсткамера – Академия наук) .
3) Здание Биржи и Ростральные колонны украшают аллегорические скульптуры русских рек (Волга – Днепр – Охта – Нева – Волхов – Мойка).
4) В зданиях, расположенных на Стрелке Васильевского острова, сегодня находятся экспозиции музеев (Зоологический – Русский музей – Кунсткамера) .
5) Над обликом Стрелки Васильевского острова работали в разное время такие архитекторы и мастера, как (учащиеся должны были назвать архитекторов)
Домашнее задание на неделю было создать небольшую презентацию по одной из достопримечательностей Стрелки Васильевского острова и провести по ней экскурсию (задание можно было сделать в группах по два человека). На следующем уроке обучающиеся представляли свои работы.
Таким образом на данном занятии были сформированы условия для развития следующих поисковых и исследовательских умений младших школьников:
1. умение задавать вопросы к изучаемому объекту;
2. умение классифицировать объекты;
3. умение осуществлять поиск информации при помощи дополнительных источников
4. умение выделять существенные признаки объекта путем наблюдения;
5. умение делать выводы и умозаключения на основе полученной информации.
6. умение представлять информацию в вербальном и наглядном виде
Рис. 6 Карта-схема исторического центра города, примененная на занятии «Знатоки Санкт-Петербурга»
Эта игра была направлена на развитие поисковых и исследовательских умений учащихся, на повторение и закрепление материала изученного на прошлых занятиях.
Таким образом на данном занятии были сформированы условия для развития следующих поисковых и исследовательских умений младших школьников:
1. умение классифицировать объекты;
2. умение выделять существенные признаки объекта путем наблюдения;
3. умение делать выводы и умозаключения на основе полученной информации.
Внеурочное занятие «Путешествие по Санкт-Петербургу»
Цель: обобщить знания и умения полученных на прошлых занятиях путем создания единой виртуальной экскурсии, состоящей из самостоятельных презентаций обучающихся, создание условий для развития поисковых и исследовательских умений младших школьников..
На вводном занятии обучающимся было дано задание к заключительному занятию подготовить Виртуальную экскурсию (в виде презентации) по одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга изученных на занятии (был дан алгоритм выполнения данного задания). Учащиеся разделились на группы по два человека и готовили презентации, которые предъявлялись на итоговом занятии.
Учащимися выбрали такие достопримечательности как Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Медный всадник, Дворцовая площадь, Крейсер Аврора и другие.
Обучающиеся заранее подготовили презентации. Все они были соединены в одну большую виртуальную экскурсию по достопримечательностям Санкт-Петербурга с помощью гиперссылок. Каждая группа по очереди презентовала свою работу путем переход по гиперссылке к необходимой презентации. Время предъявления работы было ограничено (3-4 минуты). Остальные обучающиеся должны были слушать и задавать вопросы после завершения мини-экскурсии по достопримечательности.
В конце занятия были подведены итоги курса занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга. Учащимся были заданы вопросы :
1. Что нового вы узнали?
2. Стали ли вы больше гулять по нашему городу?
3. Понравились ли вам занятия, которые проходили в форме виртуальных экскурсий?
4. Чему Вы научились за время наших занятий?
5. Хотели бы вы и дальше заниматься изучением истории и культуры Санкт-Петербурга
Отвечая на вопросы, учащиеся продемонстрировали интерес к теме, назвали много достопримечательностей, о которых они узнали на занятиях и которые изучали самостоятельно. Больше половины учащихся сказали, что гулять по городу им стало намного интереснее. Всем ребятам понравились занятия, а также, они признали тот факт, что если бы мы работали без использования виртуальной экскурсии, то весь материал был бы сложен и воспринимался бы с трудом. Также обучающиеся отметили, что им стало проще работать с информацией, они научились находить проблему, сравнивать объекты и так далее? На последний вопрос практически все ответили положительно.
Таким образом на данном занятии были сформированы условия для развития следующих поисковых и исследовательских умений младших школьников:
1. умение задавать вопросы к изучаемому объекту;
2. умение классифицировать объекты;
3. умение осуществлять поиск информации при помощи дополнительных источников
4. умение выделять существенные признаки объекта путем наблюдения;
5. умение делать выводы и умозаключения на основе полученной информации.
6. умение представлять информацию в вербальном и наглядном виде
Мы охарактеризовали несколько проведенных нами внеурочных занятий (четыре из девяти). На каждом из занятий, обучающимся демонстрировалась виртуальная экскурсия, связанная с изучаемой темой, с целью развития поисковых и исследовательских умений. Перед демонстрацией виртуальной экскурсии, давалось задание на актуализацию уже имеющихся знаний (что Вы знаете об этой достопримечательности, бывали ли там? Хотите ли Вы там побывать?).
Также новый материал постоянно связывался с уже пройденным (например: давалось задание, когда на карте центра города учащиеся должны были отметить достопримечательности, с которыми они уже познакомились на занятиях).
В процессе проведения итоговой диагностики, обучающимся давались диагностики идентичные тем, что проводились на констатирующем этапе эксперимента:
1) Критериально-ориентированный тест на диагностику исследовательских умений младших школьников (А.В.Савенков)
2) Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака )
3) Анкетирование на выявление уровня знаний обучающихся о городе и наличия познавательного интереса к его изучению
Критериально-ориентированный тест на диагностику исследовательских умений младших школьников (А.В.Савенков)
Проведение итоговой диагностики показало следующие результаты:
20% обучающихся (2 человека) продемонстрировали высокий уровень развития исследовательских навыков (на констатирующем этапе 10 % (1 человек)).
У 70% обучающихся (7 человек) был выявлен средний уровень развития исследовательских навыков (на констатирующем этапе 60 % (6 человек)).
Еще 10% обучающихся (1 человек) продемонстрировали низкий уровень развития исследовательских навыков (на констатирующем этапе 20 % (2 человека)).
Результаты проведения методики А.В.Савенкова в начале и конце эксперимента также были сведены в диаграмму (см. Рис.7):
Рис.7. Результаты проведения диагностики исследовательских умений после проведения эксперимента
Условные обозначения диаграммы
1 – Низкий уровень
2- Средний уровень
3 – Высокий уровень
Таким образом мы можем констатировать, что теперь в группе преобладают по окончанию эксперимента преобладали обучающиеся с высоким и средним уровнем исследовательских умений. Выросло количество человек с высоким уровнем исследовательских умений, уменьшилось количество умеников со средним уровнем (однако их оставалось больше 50 % и уменьшение количества произошло за счет увеличения числа обучающихся с высоким уровнем). По итогам экспериментальной работы уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем исследовательских умений.
Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака )
Проведение итоговой диагностики уровня развития поискового планирования у обучающихся 4 класса показало следующие результаты:
10% класса решили только задачи № 1-2 , что означало ,что уровень развития поискового планирования данных обучающихся - только частичное планирование (на этапе констатирующего эксперимента – 30%). У 80% обучающихся обладали навыками целостного планирования и лишь 10 % ответили верно на 10 заданий диагностики (таким образом количество обучающиеся с высоким уровнем по сравнению с начальной диагностикой не изменилось)
Результаты проведения методики А.З.Зака в начале и конце эксперимента также были сведены в диаграмму (см. Рис.8):
Рис.8. Результаты проведения диагностики поискового планирования после проведения эксперимента
Условные обозначения диаграммы
1 – Частичное планирование
2- Целостное планирование
3 – Обучающиеся ответили на все задания диагностики
Таким образом мы можем констатировать, что в группе, по итогам эксперимента, преобладали обучающиеся с средним уровнем целостного планирования и уровнем и выше среднего (их количество увеличилось на 10 % по сравнению с ситуацией на начало эксперимента). Обращает на себя внимание уменьшение количества учеников, у которых преобладали навыки частичного планирования (уменьшение на 20 % по сравнению с ситуацией на начало эксперимента)
Проведение анкетирования на этапе итоговой диагностики показало следующие результаты: при ответе на первый вопрос количество обучающихся, которым нравится гулять по городу, увеличилось по сравнению с результатами начальной диагностики на 40 % (таких учеников теперь насчитывалось 60 %). Количество учеников, которые любят свой родной город по сравнению с начальной диагностикой не изменилось, что являлось хорошим показателем.
Количество обучающихся , которые смогли назвать своё любимое место в Санкт- Петербурге увеличилось на 30 % (70 % обучающихся смогли назвать свое любимое место в городе, связанное с его историей (обучающиеся называли Петропавловскую крепость, Эрмитаж, Кунсткамеру, Летний сад и др.) (при начальной диагностике – 40 %).
60 % обучающихся назвали больше двух достопримечательностей нашего города (Эрмитаж, Летний Сад, Дворцовая площадь, Казанский Собор, Петропавловская крепость – большинство из них мы изучали на занятиях). Остальные 40 % назвали лишь одну достопримечательность города.
На вопрос о том, что помогли ли виртуальные экскурсии узнать что-то новое в изучении истории и культуры Санкт-Петербурга, 70% обучающихся отметили, что им при выполнении заданий помогли показанные нами виртуальные экскурсии. Ребята отмечали, что они много узнали из них, отмечали их интересность, красочность и познавательность.
Многие впервые увидели достопримечательности только на презентациях, а потом уже «в живую» (это отмечало 50 % учеников при ответе на 5 вопрос анкеты).
Очень значимыми для нашего исследования были ответы учеников на 5 вопрос анкеты, в котором их спрашивали о желании узнать больше о городе и его культуре после проведенных занятий. На этот вопрос утвердительно ответило 90 % обучающихся. Пропуски вопроса или отрицательные ответы остальных учеников (10%) говорили о том, что их поисковые и исследовательские умения развиваются крайне медленно, чему может быть ряд причин:
1. Немотивированность на изучение города, незаинтересованность темой.
2. Слабое внимание со стороны родителей к организации свободного времени препровождения детей
3. Невысокий уровень учебной мотивации и по другим предметам
К сожалению, для развития поисковых и исследовательских умений для этих учеников к истории и культуре города использования нескольких виртуальных экскурсий было недостаточно. Возможно, в данном случае эффективным окажется другое средство обучения или использование их в комплексе с другими средствами обучения.
Сравнительные результаты анкетирования на этапах констатирующего и итогового эксперимента были сведены в диаграмму (см.Рис. 9):
Рис 9. Результаты проведения анкетирования после проведения эксперимента
Условные обозначения диаграммы:
1 – Любят гулять по городу
2 – Любят свой город
3 – Кол-во человек, которые отметили любимое место в городе
4 – Знают больше 2 достопримечательностей города
5 – Хотят знать о городе больше
Таким образом, на занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием виртуальных экскурсий создавались условия для формирования следующих поисковых и исследовательских умений младших школьников:
1. умение задавать вопросы к изучаемому объекту;
2. умение классифицировать объекты;
3. умение осуществлять поиск информации при помощи дополнительных источников
4. умение выделять существенные признаки объекта путем наблюдения;
5. умение делать выводы и умозаключения на основе полученной информации.
6. умение представлять информацию в вербальном и наглядном виде
Для нас большим показателем развития поисковых и исследовательских умений были умения учащихся задавать вопросы, выделять существенные признаки объекта, умения делать выводы и умозаключения во время выполнения практических работ, а так же умение осуществлять поиск информации при помощи дополнительных источников и представление её в наглядном виде.
Любому учителю начальных классов необходимо понимать, что использование виртуальной экскурсии целесообразно в комплексе с использованием других средств обучения, а также постоянной связью с самостоятельной работой обучающихся. Развитие поисковых и исследовательских умений обучающихся возможно обеспечить только при учете и соблюдении данных условий.
Заключение
Целью нашей дипломной работы было выявить педагогические условия использования виртуальной экскурсии на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, обуславливающие развитие поисковых и исследовательских умений у учащихся 4 класса.
Решая первую задачу дипломной работы, мы выявили, что под поисковыми и исследовательскими умениями понимают интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования.
Мы выяснили, что в младшем школьном возрасте важно сформировать инструментальные навыки познавательных действий необходимые для развития исследовательских умений, такие как: видеть проблемы; задавать вопросы; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; представлять готовый продукт исследовательской деятельности.
Решая вторую задачу дипломной работы, мы выяснили, что младший школьный возраст прекрасно походит для развития исследовательских умений и навыков, так как у учащихся наблюдается всплеск исследовательской активности, дети начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ, стараются понять причинно – следственные связи и законы появления различных событий. Но также необходимо учитывать, что в данном возрасте у детей наиболее развито непроизвольное внимание, поэтому предлагаемые им исследования должны быть яркими и запоминающимися.
В тоже время развитие исследовательских умений дает ребенку: возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
В ходе решения третьей задачи дипломной работы мы рассмотрели понятие «виртуальной экскурсии» и особенности ее ор