AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет

В наборе материалов, представленных для диагностики психического развития детей дошкольного возраста, представлены некоторые задания, предназначенные для психолого-педагогического обследования детей с 3 до 7 лет. Материалы взяты из набора, представленного С.Д. Забрамной (1998).

Нами дается описание лишь некоторых наиболее показательных зада­ний, каждое из которых может применяться самостоятельно, дополняя об­следование.

Предлагаемый материал содержит описание известных психологичес­ких методик, апробированных в течение многих лет практической работы с детьми в психолого-медико-педагогических комиссиях, консультациях, диагностических центрах.

Этот материал может быть использован практическими психологами.

Для краткости мы сократили описание материала, целей и процедур исследования, с которыми можно ознакомиться в указанной рекомендуе­мой литературе.

Выбор задания, с которого начинается обследование, зависитот инди­видуальных особенностей детей. При заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих задержки в психическом развитии, в первую очередь важно учитывать не возрастные нормы, а качественные своеобра­зия, определяемые структурой дефекта. Наиболее значимыми диагности­ческими показателями являются:

1. Эмоциональная реакция ребенкана сам факт обследования (адекват­ность поведения).

2. Понимание инструкции и цели задания. Характер инструкции (вер­бальная, невербальная). Способность сохранять инструкцию до конца зада­ния.

Для детей с задержкой психического развития наиболее эффективной является невербальная инструкция. Часты случаи потери инструкции в процессе выполнения задания, из-за повышенной отвлекаемости, импуль­сивности, неорганизованности.

3. Характер деятельности:

наличие и стойкость интереса к заданию;

целенаправленность и активность;

способы деятельности (адекватность, рациональность);

уровень сформированности (действует методом проб и ошибок, мето­дом зрительного соотнесения, на основе представления);

использование помощи, виды и мера помсйцощи;

волевые усилия.

У детей с задержкой психического развития также наблюдается сниже­ние познавательной активности. Их умственные операции недостаточно сформированы, им трудны обобщения и абстрагирование признаков пред­метов. Слабо развита произвольная регуляция деятельности, отсутствуют навыки самоконтроля.

4. Способность переноса показанного способа действия на аналогич­ные задания (см. выше).

5. Критичность оценки результатов своей работы.

У детей с задержкой психического развития эмоциональные реакции на ситуации успеха и неудачи более адекватные (по сравнению с умственно отстал ы м и детьм и).

6. Состояние моторики.

У детей с задержкой психического развития недоразвитие моторики отмечается реже.

7. Уровень речевого развития.

У детей с задержкой психического развития отмечается бедность осо­бенно активного словаря, трудности звукового анализа слова, возможны аграмматизмы и т.д. Существенно запаздывает' развитие внутренней речи.

Дадим описание типичных результатовнаиболее употребляемыхметодик.

Пирамиды из четырех колец (предлагается с 3 лет): дети с задержкой психического развития выполняют это задание на более низком уровне по сравнению с нормальными сверстниками, но значительно лучше, чем умст­венно отсталые. В отличие от умственно отсталых проявляют интерес и понимают смысл задания. Нет грубых неадекватных действий. Используют -помощь и осуществляют перенос на аналогичное задание.

Доски Сегена (доска № 1 предлагается детям с 2 лет, доска № 6 — с 4 лет): дети с задержкой психического развития по характеру работы с до­сками Сегена ближе к нормально развивающимся детям. Различия имеются в качестве и темпе работы. Им нужна в большей степени помощь, организа­ция деятельности («Не спеши!», «Попробуй по-другому"), поощрение в процессе выполнения задания. Снижение и неравномерность темпа могут быть вызваны как усложнением задания, так и физическим состоянием ре­бенка (астения и пр.).

Коробочка форм (почтовый ящик) предлагается с 3—4 лет. Деятель­ность детей с задержкой психического развития отличается от работы ум­ственно отсталых. Они проявляют интерес к самому заданию, реже случаи неадекватных действий. Лучше используют помощь.

Разрезные картинки (предлагается с 3—4 лет): дети с задержкой психи­ческого развития начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по горизонтали и вертикали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте,




однако после показа, способа действия (экспериментатор сам собирает кар­тинку, а затем разрушает ее) ребенок выполняет задание. Допустимы при-меривания. Составление картинок из четырех частей, разрезанных по диа­гоналям, требует специального длительного обучения.

Наши рекомендации