Система ценностей. Значимость сексуальной сферы.

Для характеристики самооценки и системы ценностей наиболее показа­тельны ответы па вопрос о желаниях, которые загадало бы придуманное жи­вотное (тест "Несуществующее животное'"). В большинстве случаев в от­ветах на этот вопрос наблюдается прямая проекция, г. е. их можно рассматри­вать как относящиеся к самому ребенку. В этом смысле очень показательны ответы типа "стать красивее", "чтобы было много друзей", "стать челове­ком" (ощущение своей некоторой ущербности, неполноценности). Любые упоминания о "материальном положении" животного (иметь много еды, хороший дом, много денег - при антропоморфности животного) говорят о значимости материальных ценностей. Ответы типа "чтобы на земле был мир", "чтобы никто не болел" и т.п. не говорят ни о чем, кроме стремления ребенка произвести хорошее впечатление на проверяющего (впрочем, само это стрем­ление типично для хорошо социализированных детей).

Об интересе к сексуальной сфере говорит изображение половых орга­нов, женской груди, независимо от гот, как они названы и названы ли вооб­ще (например, если про изображение, по форме и местоположению соот­ветствующее женской груди, скачано, что это "выпуклые глаза на теле", то это не отменяет его значения как сексуального символа; однако в этом случае важно, чтобы психолог не приписал ребенку свои собственные проекции). В качестве сексуальной символики рассматривается также хвост (особенно если он имеет соответствующую форму), вымя, подчеркнутая волосатость животного. Повышенный интерес к сексуальной сфере может проявляться так­же в подробном рассказе о рождении детенышей и вообще в подчеркивании темы размножения (особенно если в рассказе об образе жизни животного этa тема предшествует теме питания и места, где оно живет). Указание на бесполые формы размножения (почкование, деление), как правило, свиде­тельствует о напряженном и внутренне конфликтном отношении к сексуаль­ной сфере.

О рисунке человека интерес к сексуальной сфере проявляется в любом выделении первичных или вторичных половых признаков. Это может быть усиленный нажим на карандаш, большее, чем на рисунке в целом, количест­во стираний и исправлений, особо тщательное вырисовывание женской гру­ди или бедер, подробная прорисовка мужской мускулатуры, особо широкие бедра у женской фигуры и преувеличенно широкие плечи - у мужской. Зна­чимость сексуальной сферы проявляется также в особо тщательной прори­совке губ, ресниц, прически, в изображении украшений (серьги, кольцо, ку­лон). О высоком интересе к сексуальной сфере говорит изображение челове­ка обнаженным (речь идет о пластическом изображении, а не о схеме, на которой одежда отсутствует из-за низкой техники рисования). Так же интерпретируется изображение провокативной одежды (с особо большим деколь­те, подчеркнутым разрезом па юбке и т.п.).

Интерес к сексуальной сфере совершенно естественен для подростко­вого и юношеского возраста. Если же он в выраженной форме проявляется в более младшем возрасте, то желательно установить его источник. Скажем, если на проблеме деторождения фиксируется ребенок, у которого недавно родились (или скоро должны родиться) браг или сестра, то такая фиксация вполне нормальна и не должна вызывать беспокойства. Однако даже в этом случае чрезмерно грубая сексуальная символика свидетельствует о напря­женности данной сферы для ребенка. Тем более важно понять причины вы­сокого сексуального интереса, когда для них нет очевидного биографическо­го основания. Помочь в выяснении этих вопросов могут, в частности, "боль­шие" проективные методики (ТАТ или CAT).

Особенности сферы общения.

Первоначальную информацию об особенностях сферы общения дает методика "Два дома". Результаты этой методики интерпретируются "впря­мую", без символической дешифровки. Анализируются и количественные показатели: сколько людей ребенок готов поселить в свой дом, и, особенно, качественные: кого именно он 'гуда поселяет и в какой последовательности. Естественно, интересен вопрос о том, поселит ли он туда своих родителей, братьев и сестер; попадут ли в число новоселов одноклассники и другие сверстники; будет ли названа учительница и в какой дом она будет поселена. Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то прове­ряющий может о нем спросить: ''Мы пока никуда не поселили бабушку (учи­тельницу). А ведь ей надо где-то жить." Недопустимы никакие уточнения типа: "А бабушку ты поселишь вместе с собой или отдельно?" Вообще, по ходу проведения методики больше ни разу не напоминается, что сам ребе­нок ''живет в красном доме", что этот дом особенно хорош и т.п. Все это говорится только один раз в самом начале.

Основные методики, на основе которых делаются выводы о ситуации в сфере семейных отношений, - это рисунок семьи и "Семья животных". При анализе оцениваются размер фигур, особенности их расположения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализированность рисунков. Сопоставляется состав нарисованной и реальной се­мьи ребенка. Сели в семье животных изображено несколько детей, то важно выяснить, с кем из них идентифицируется ребенок. Довольно часто это про­является в словах, когда одного из изображенных детей он называет "ребе­нок", а другого - "сестра" или "брат". Если в действительности у обследуемого мальчика есть старшая сестра, а в семье животных изображено двое детей, причем один из них назван "старшим братом", а другой - "млад­шей сестрой", то. скорее всего, ребенок идентифицируется с тем, кого он назвал "младшей сестрой" (отношения старшинства обычно более зна­чимы, чем пол).

Показателями благоприятной семейной ситуации служат: изображе­ние всех членов семьи, общая деятельность членов семьи или контакт между ними (соприкасающиеся руки), адекватные соотношения между ними по величине (ребенок меньше родителей, по различие не слишком велико).

1) Размер фигур.

Бывает, что в рисунке реальной семьи и/или семьи животных все фигу­ры изображены очень маленькими или очень большими, в других рисунках, соответствующие изменения размера отсутствуют. Это дает основания пред­полагать, что соответствующие особенности эмоционального состояния свя­заны именно с семейной сферой. Если размеры рисунков уменьшены, то это значит, что ассоциации, относящиеся к своей семейной ситуации, вызы­вают у ребенка подавленное, депрессивное состояние. Если размеры резко увеличены, то, следовательно, семейная тематика связана с переживанием тревоги.

Относительная величина изображенной фигуры (но отношению к дру­гим членам семьи) отражает степень значимости данного члена семьи в вос­приятии ребенка. Так, изображение родителей очень большими, а себя - очень маленьким говорит о том, что ребенок ощущает себя подавленным или заброшенным. Нередко .это происходит в тех случаях, когда родители дей­ствительно оказывают на него сильное давление, когда они повышенно тре­бовательны или чрезмерно его опекают (для ситуации гиперопеки наиболее типично очень крупное изображение матери). Изображение кого-либо из родителей особо маленьким интерпретируется как представление о его ма­лой значимости в семье. Например, папа, проводящий целые дни на работе и почти не появляющийся дома, нередко изображается маленьким, поскольку в семье он воспринимается ребенком как фигура второстепенная. При кон­курентных отношениях с братом или сестрой они также часто изображаются особо маленькими (намного меньшими, чем должны были бы быть в соот­ветствии с их реальным нозрастом). Иногда, если ребенок считает, что роди­тели предпочитают ему брата или сестру, они, напротив, изображаются зна­чительно большего размера, чем он сам.

Изображение себя самым высоким говорит о претензиях ребенка на лидирующее положение в семье. Оно часто встречается у избалованных детей, привыкших командовать взрослыми. Однако подобные рисунки не обя­зательно говорят о том, что ребенок реально играет в семье главенствующую роль; они могут свидетельствовать о том. что ребенок лишь стремится к та­кой роли. Доминирование собственной фигуры на рисунке может дости­гаться разными средствами: выдвижением себя на передний план с отодвига­нием остальных па задний, помещением себя на какое-нибудь возвышение (на стул, па горку), изображением на себе высокой шапки (верх которой ока­зывается верхней точкой рисунка) и т.п.

2) Расположение фигур на листе.

Прежде всего определяется, имеется ли между изображенными члена­ми семьи какой-либо контакт. Это может быть физический контакт (соприка­сающиеся руки или тела) или же какая-то общая деятельность. Изолирован­ность фигур друг от друга - показатель недостаточно насыщенных эмоцио­нальных отношений в семье. Если изолирована только одна какая-либо фигу­ра, то это, скорее всего, отражает слабую связь данного члена семьи с осталь­ными. Изображение себя отдельно от остальных - свидетельство ощущения своей изолированности в семье (это ощущение не обязательно соответству­ет действительности). При серьезных нарушениях внутрисемейного обще­ния фигуры разных членов семьи нередко отделены друг от друга перегород­ками, помещены в разных комнатах или же рисуются на разных листах.

Иногда встречается сверхплотное расположение фигур, когда они час­тично перекрывают друг друга. Это говорит либо о том, что в семье действи­тельно сверхтесные связи, либо о потребности ребенка в таких связях (чаще всего одно сочетается с другим: привыкнув к сверхтесному контакту, ребе­нок уже не может обходиться без него в силу недостатка самостоятельности). Повышенная плотность расположения фигур часто встречается в неполных семьях, поскольку в таких семьях у родителя часто возникает чрезмерная "замкнутость" на детях.

Интервалы между фигурами более или менее соответствуют близости отношений. Например, если ребенок изобразил две пары: себя рядом с сест­рой и отдельно - родителей, стоящих один рядом с другим, то это может говорить о том, что дети в семье в значительной мере живут своей, отдельной от родителей жизнью. Полезно посмотреть, кого из членов семьи ребенок поместил рядом с собой. Обычно это тот, с кем автор рисунка ощущает наибольшую близость.

3) Последовательность изображения членов семьи.

Первым обычно изображается член семьи, наиболее значимый для ре­бенка. В отличие от величины изображения, отражающего отношения доминирования ("кто в семье главнее"), последовательность изображения связана со значимостью человека именно для ребенка, а не вообще в семье. От рас­положения рядом с собой, отражающего эмоциональную близость, после­довательность изображения отличается тем, что значимость может опреде­ляться чисто бытовыми обстоятельствами (например, тем, кто проводит с ребенком больше всего времени) и не соответствовать эмоциональному от­ношению ребенка к данному человеку.

Демонстративные дети часто начинают рисунок семьи с собственного изображения. Застенчивые, тревожные дети часто рисуют себя в последнюю очередь.

4) Поза, выражение лица, детализированность.

При анализе позы персонажей используются те же критерии, что и в методике "Рисунок человека", только на этот раз они должны быть отнесены не к самому ребенку, а к его восприятию того персонажа, поза которого анализируется. Так, сели ребенок изобразил одного из членов семьи в экстравертной позе, а другого — в интровертной, то это означает, что именно так он их и воспринимает (очень часто, хотя и не всегда, это восприятие оказыва­ется вполне адекватным). Если все члены семьи изображены в одинаковой позе, той же, что и в методике "Рисунок человека", то это, скорее всего, проявление идентификации ребенка с другими членами семьи, приписыва­ния им собственных особенностей.

Агрессивная поза какого-либо из членов семьи (поднятая рука, преуве­личенная кисть руки) может свидетельствовать о его реальной агрессивно­сти по отношению к ребенку или импульсивности (взрывчатости).

Изображение кого-либо со спины - показатель конфликтного отноше­ния. Если ребенок изображает со спины себя самого, то это свидетельствует либо о конфликтном отношении к семье в целом, либо о чувстве своей отвергнутости, неприятия другими членами семьи. Так же трактуется изобра­жение в профиль, если оно повернуто не к другим членам семьи, а от них.

Выражение лиц изображенных членов семьи может отражать либо чувства ребенка по отношению к ним (улыбка -- положительное отношение, мрачная гримаса - негативное или двойственное отношение), либо представ­ления ребенка об отношении к нему. Большой рот, особенно с зубами -признак того, что данный член семьи проявляет по отношению к ребенку вербальную агрессию (часто на него кричит).

Степень детализированности рисунка - показатель эмоционального от­ношения к данному члену семьи. Наиболее любимые члены семьи рисуют­ся подробнее, с большим количеством деталей, чем менее любимые

5) Соотношение состава реальной и нарисованной семьи.
Отсутствие какого-либо члена семьи говорит либо о том, чго он мало значим для ребенка, либо (чаще) о конфликтных отношениях ребенка с ним, негативных эмоциях по отношению к нему (это не значит, что эмоции чисто негативны: они могут быть амбивалентными, т. е. двойственными). Часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что обычно связано с конкурентно­стью отношений.

Отсутствие на рисунке себя - частый признак того, что ребенок чувст­вует себя в семье отверженным. Степень выраженности этого ощущения проверяется с помощью вопроса: "'А ты никого не забыл?" Если ребенок так и не вспоминает, что он не нарисовал себя, то следует более прямой намек: "Я точно знаю, что ты еще кого-то не нарисовал". Если и .это не приводит к дополнению рисунка, то проверяющий впрямую говорит: "Ты забыл нари­совать себя". Бывает, что даже после прямого указания ребенок уходит от изображения себя, обьясняя, что "не осталось места", что себя он может нарисовать на другом листе и т.п. Это свидетельствует о весьма сильном чувстве отверженности.

Появление "дополнительных" членов семьи (отсутствующих и реально­сти) говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью как недостаточ­ную, в чем-то ущербную. Чаще всего дополнительной фигурой оказывается отец, который ii реальной семье отсутствует. В таких случаях можно полагать, что у ребенка очень сильно желание иметь отца, полную семью.

6) Предметы.

Изображение большого количества предметов (мебель, степы комнаты, деревья, если семья изображена в лесу) обычно встречается в тех случаях, когда в семье ослаблены и формализованы контакты, недостаточен уровень эмоционального общения. В этом отношении особенно показательны ри­сунки, которые начинаются не с изображения людей, а с изображения раз­личных предметов. Аналогичные рисунки встречаются и у аутизированных детей: в этом случае недостаток эмоционального общения обусловлен не семейной атмосферой, а неспособностью ребенка к такому общению.

7) Животные,

Важный дополнительный показатель, имеющийся в тесте "Семья животных» - это то животное, в виде которого изображен тог или иной член семьи. При интерпретации следует опираться на те общекультурные ассо­циации, которые связаны с изображенными животными. Так, изображение кого-либо из членов семьи в виде насекомого (муравья, мухи...) подчеркива­ет сто малую значимость в семье. Упрямые, "колючие" лети часто изображают ребенка и виде ежа. Змея или червяк, как правило, символизируют эмо­циональную холодность, а нередко - негативное отношение (если таким об­разом изображен ребенок, то это может быть проявлением чувства своей отверженности в семье). Хищные животные (тигр, волк) совсем не обяза­тельно символизируют агрессию. Часто они отражают лишь представление о силе и активности. В отличие от этого, крокодил - безусловный символ агрес­сии. Изображение родителей в виде особо крупных животных (слон, бегемот, носорог) характерно для детей, воспитывающихся в условиях гиперопеки и испытывающих сильное давление со стороны родителей.

8} Данные, получаемые по другим тестам.

Некоторую информацию о семейных отношениях ребенка могут давать такие тесты как рисунок дома и рисунок дерева. Так, в ответе на вопрос о том. кто живет в доме, нередко проявляется стремление избавиться от чрез­мерной опеки родителей. В этом случае обычно утверждается, что в доме живет ребенок, причем его родители не упоминаются.

Корни дерева интерпретируются как показатель отношения ребенка к своему прошлому и к семье ("корням" в широком смысле слова). При нали­чии опорной линии, изображающей землю, отсутствие на рисунке корней нормально. Если же опорная линия отсутствует, а дерево изображено как бы обрезанным снизу (без корней и без расширения ствола в нижней части), та это рассматривается как признак слабой бытовой ориентации, отсутствия серьезной привязанности к дому и семье. Чрезмерно большие, подробно вырисованные корни скорее свидетельствуют об острой потребности в опо­ре и привязанности, чем об их наличии. Очень показательны подробно выри­сованные корни без изображения земли или висящие над землей. Подобные рисунки часто встречаются у беженцев, эмигрантов и других детей, лишив­шихся привычной почвы.

Часть III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Наши рекомендации