А. Тревожность. Депрессия. Психастенический и циклоидный типы

Тревожность - это личностная особенность, состоящая в особо лег­ком возникновении состояния тревоги. Тревога же проявляется как ощуще­ние угрозы, ожидание неопределенной опасности. Уровень тревоги повы­шается в состоянии стресса, т.е. нагрузки из-за необходимости приспособле­ния к неблагоприятным или резко меняющимся условиям. В этом случае тревога играет положительную роль: она мобилизует психологические резервы для преодоления стресса. Однако острая тревога может приводить к распаду целенаправленной деятельности и паническому поведению.

Ситуация, которую большинство людей восприняло бы как вполне ря­довую, при высокой тревожности вызывает стресс. Боясь ошибиться, тре­ножный человек постоянно пытается контролировать себя ("тревожный гиперконтроль"). Из-за этого нарушается нормальное осуществление автоматизированных действий. При высокой тревожности для человека характерны постоянные опасения, часты страхи.

Существенное повышение уровня тревожности определяют как психастеническии склад личности, психастеническую акцентуацию или тревож­но-мнительный характер. У ребенка с такими личностными особенностями легко возникают опасения, волнение, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет его заранее отказываться от деятельности, которая кажется ему слишком трудной По этой же причине занижается оценка достигаемых ре­зультатов. При психастенической акцентуации затруднено принятие реше­ний, так как человек чересчур фиксируется на тех неблагоприятных послед­ствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Из-за низкой уверенности в себе у психастеничных детей часты трудности в общении, осо­бенно при вхождении в новый коллектив. Типичны также различные навяз­чивости и (навязчивые действия, мысли, страхи). Высокая тревожность порож­дает психосоматические заболевания (т.е. телесные заболевания, вызванные психологическими причинами).

Длительное состояние тревоги неблагоприятно сказывается на работе нервной системы. В результате этого со временем развивается астения, то есть состояние нервного истощения. При астении повышается как физиче­ская, так и умственная утомляемость, падает работоспособность, нарушает­ся внимание, ослабляется память. Появляются плаксивость, раздражитель­ность, капризность. Развитию астении способствуют заболевания (как нерв­ные, так и общие), переутомление, недостаток витаминов, нарушения режи­ма жизни (недостаток сна. питания, прогулок), длительный стресс. К концу учебного года не только у детей с повышенной тревожностью, но и у боль­шинства школьников возникают более или менее выраженные астенические состояния в связи с усталостью, накопившейся за год.

Разумеется, психастенический склад личности, как и любой другой, имеет свои позитивные стороны. В частности, он, как правило, сочетается с высо­кой сензитивностъю, т.е. повышенной чувствительностью как к физическим стимулам (низкие пороги восприятия), так и к социальным факторам, тон­ким оттенкам человеческих отношений и пр.

Депрессия - это стойкое снижение настроения, неспособность испыты­вать положительные эмоции. При депрессии резко падает активность. Сни­жается мотивация: поскольку ничто не доставляет удовольствия, то ребенку и не хочется ничего делать. Пели снижение настроения не столь сильно выра­жено, то соответствующее состояние называют субдепрессией. Она может быть не очень заметна внешне (но поведению ребенка, его мимике, жалобам и т.п.), но, как и подлинная депрессия, вызывает пассивность и снижение мотивации (хотя и в несколько меньшей степени).

Депрессивные состояния наиболее характерны для людей с циклоид­ным складом личности. Он характеризуется чередованием периодов повы­шенного и пониженного настроения. В период повышенного настроения повышаются также активность, общительность, продуктивность деятельно­сти, В период пониженного настроения надает активность, сокращается об­щение, снижается продуктивность. Спады в настроении могут быть не осо­бенно глубокими (на уровне субдепресии), а могут доходить до уровня выра­женной депрессии. Чередование спадов и подъемов в настроении и активно­сти нередко носит сезонный характер (например, зимой и летом - повышен­ное настроение, высокая активность, весной и осенью — пониженное на­строение, пассивность), В периоды повышенного настроения у циклоидов часто возникают поведенческие проблемы, в период пониженного настрое­ния на первый план выступают эмоциональные проблемы, трудности в об­щении и в учебе.

Наши рекомендации