Превращение агрессии и социальные установки

Для нашего исследования очень важным является следую­щий вопрос: каким образом отличить обычную внутриэтниче-скую агрессию, обусловленную другими факторами, от той аг­рессии, которая является результатом трансформации межэт­нической агрессии? Для получения ответа на данный вопрос полезно использовать понятия теории социальных установок (аттитюдов).

Исходя из приниципов этой теории мы можем сказать, что межэтническая агрессия является поведенческим аспектом ус­тановки на другой этнос, тогда как внутриэтническая агрессия есть выражение установки личности на свой этнос. Поэтому мы должны расширить предложенную в предыдущем парагра-

Превращение агрессии и социальные установки - student2.ru 1 Маркс К., Энгельс Ф.Манифест коммунистической партии. - Избранные со­чинения. В 9-ти т., Т. 1, М., Политиздат, 1986.

От межэтнической агрессии к внутриэтнической

345

Превращение агрессии и социальные установки - student2.ru Превращение агрессии и социальные установки - student2.ru фе гипотезу следующим положением: процесс трансформации межэтнической агрессии во внутриэтническую есть также переход от одной установки к другой и преобразование действий в соот­ветствии с преобразованием или сменой установок.Для того, что­бы межэтническая агрессивность превратилась во внутриэтни­ческую, а последняя привела к конкретным агрессивным дей­ствиям против своих, необходимо, чтобы эта установка тоже была враждебной. В структуре такой установки, в ее когнитив­ном блоке, значительное место должны занимать отрицатель­ные автостереотипы. Этнические установки являются важными мотивирующими центрами психодинамики человека.

Для решения поставленного выше вопроса, кроме учета осо­бенностей межэтнической и внутриэтническоий установок и их функций, следует также учесть существование такого важного защитного механизма личности, как механизм формирования обратной реакции.Приведем пример1: если ребенок боится от­ца и одновременно любит его, то для преодоления страха уси­ливает свою любовь. Его любовь становится безусловной и чрезмерной. С помощью этого механизма даже ненависть к ав­торитетному липу (субъекту власти) превращается в любовь. Мы считаем, что "формирование обратной реакции" есть про­цесс превращения одной установки личности в другую. Слово "реакция" вводит в заблуждение и оставляет впечатление эле­ментарности психического процесса, тогда как он крайне сло­жен. То, что одна социальная установка может превратиться в другую, доказано многочисленными исследованиями социаль­ных психологов2. А межэтническая установка — разновидность социальной установки. Другое дело, что пока плохо исследова­ны механизмы такого превращения.

Таким образом, если считать интересующий нас процесс как превращение межэтнической агрессивной установки во внут­риэтническую агрессивную установку, тогда можно понять не-,

Превращение агрессии и социальные установки - student2.ru См.: НалчаджянА. А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Изд-во АН Армении, Ереван, 1988, с. 134-137. Freud A., Das Ich und die Abwehrmechanismen. L., 1946.

См.: Deaux K., Dane F. C. and L. S. Wrightsman.Social Psychology in the 90s. Brooks/Cole, Pacific Grove (Calif.), 1993, Ch. 6-7; McGuire\V. J. Attitudes and attitude change. In: G. Lindzey andE. Aronson (Eds.)Handbook of social psy­chology. 3rd ed., Vol. 2, New York: Random House, 1985, pp. 233-346.

346

Альберт Налчадмсян

Превращение агрессии и социальные установки - student2.ru которые его характерные особенности, поскольку здесь мы мо­жем использовать все богатство знаний о социальных установ­ках, агрессии и защитных механизмах. Межэтническая агрес­сивная установка превращается во внутриэтническую, потому что вызывает у личности фрустрацию и стресс.

Как отличить эту превращенную (преобразованную) агрес­сию от обычной агрессии, которая так часто возникает между представителями одного этноса? Мы считаем, что первым и ос­новным ее признаком является ее чрезмерная интенсивность,т.е. несоответствие силе того раздражителя (фрустратора или стрессора), который провоцирует ее. Точно так же, когда нена­висть превращается в любовь, она становится чрезмерной, опе­кающей и подавляющей личность другого человека. Это агрес­сивная любовь.

Вторым признаком, который тесно связан с первым, можно считать особую деструктивность, опасный характертакой агрес­сии. Она насыщена ненавистью и дегуманизацией своего объ­екта.

Существование третьего признака мы предлагаем в виде сле­дующей гипотезы:внутриэтнические агрессивные действия рас­сматриваемого типа должны рационализироваться и оправды­ваться своеобразно, а именно: черты враждебного этноса, сте­реотипные представления о нем, проецируются на свой этнос, особенно на тех его членов, которые фрустрируют человека, что и позволяет агрессору оправдывать свои деструктивные действия. "Ты хуже, чем турок" - вот примерная логика внут-риэтнического агрессора этого типа. Представления русских и других христианских народов о "внутренних турках" тоже воз­никли вследствие превращения межэтнической агрессии во внутриэтническую.

Социально—психологические и этнопсихологические про­цессы, которые мы только что описали, могут принимать ши­рокий характер общенациональных процессов и даже влиять на процессы принятия политических решений. Так, в конце 1997 года международные посреднические организации предусмот­рели окончательное "урегулирование" проблемы Нагорного Карабаха в пользу Азербайджана. Под их давлением президент Армении Л. Тер-Петросян и группа его трусливых сообщников собирались капитулировать и начали читать нравоучения свое-

От межэтнической агрессии к внутриэтнической

347

Превращение агрессии и социальные установки - student2.ru му народу о "войне и мире" и т.п. Осуществлялась психологи­ческая подготовка народа для капитуляции. Возникла новая волна внутринациональной агрессивности, которая была на­правлена в первую очередь на президента. Как она выража­лась? Соответствующий материал очень полезно исследовать, так как это ценнейшие факты для понимания природы внутри-этнической агрессии, которая является трансформацией агрес­сии межэтнического характера.

Здесь четко видна работа механизмов проекциии атрибуции.Президенту и его команде приписываются такие качества, как "иуда", "васак"1 и другие символы национальных и интернаци­ональных предателей: это очень емкие отрицательные символы и человек, к которому они прикрепляются в виде ярлыков, обязательно становится объектом агрессии, "внутренним тур­ком", от которого следует избавиться. Приписываются качест­ва тех врагов, кому эти люди собираются делать уступки. В представлении значительной части народа уступчивые руково­дители становятся "врагоподобными". Что в психике нации произошли такие процессы, доказывается тем, что никто не поднялся на защиту президента Л. Тер-Петросяна и его груп­пы, когда те ушли в отставку. Наоборот, общее настроение бы­ло приподнятым, было всеобщее чувство избавления от непри­ятной ноши.

Наши рекомендации