Г. Преобразованная агрессия - в новой ситуации
Уже из предыдущего раздела мы видели, что условия, в которых реализуется внутриэтническая агрессия, существенно отличаются от условий выражения и реализации межэтнической агрессии. Теперь рассмотрим еще несколько аспектов этого различия.
Мы уже знаем, что предпосылками возникновения межэтнических конфликтов и агрессии являются этноцентризм, сте-
От межэтнической агрессии к внутриэтническои
343
реотипы и социальная ситуация, в частности — несправедливое распределение благ между этническими группами1. Эти факторы вызывают агрессивное поведение и вообще потребность в защитной адаптации. Таким образом, межэтническая агрессия возникает в определенных условиях и на основе определенных же предпосылок. Возникает вопрос: в каких условиях появляется внутриэтническая агрессия между индивидами и группами?
Ясно, что этноцентризм, как фактор возникновения агрессивности, исключается или почти исключается. Здесь может играть роль более общее явление — группоцентризм, который тоже порождает острые конфликты между семьями, кланами, политическими партиями и другими социальными группами этнического сообщества. Но в наших случаях смягчающим фактором являются общеэтнические представления и интересы. Стереотипы есть, особенно когда речь идет о конфликтах социальных групп, тем более при конфликтах субэтносов,имеющих1 психологические, культурные (например, языковые) и иные различия. Здесь главным образом играют роль автостерс-отипы или же гетеростереотипы о субэтносах, говорящих на различных диалектах единого национального языка. Что же касается несправедливости и других отрицательных (конфликто-генных) факторов социальной жизни, они, конечно, есть, но это уже не межэтническая несправедливость.
Поэтому межэтническая агрессия, преобразуясь во внутри-этническую, так сказать, оказывается в новой социальной ситуации. Здесь механизмы психологического обоснования агрессивного поведения в значительной мере иные. Именно поэтому межэтническая агрессия не может полностьюпреобразоваться во внутриэтническую форму. Часть МА сохраняется у индивидов и групп в первоначальном виде.
Так, если во время межэтнического конфликта другому этносу приписываются отрицательные черты и злые намерения (атрибуция черт и каузальная атрибуция), то теперь уже осуществляются внутриэтнические атрибуции.Чтобы оправдать агрессию против членов своей этнической группы, человек припи-
См., например, Brown. R.Social Psychology. The Second Edition, New York, 1986, pp. 533-534
344_______________________________________ Альберт Налчаджян
сывает им черты враждебного этноса ("Ты — турок", "Ты — как немецкий фашист!" и т.п.); приписывает другие враждебные намерения и неприятные черты и т.п. Поэтому мы считаем, что возникшая от межэтнической агрессии вследствие ее преобразования внутриэтническая агрессия (как результат иных фрустраций и стрессов) в первую очередь отличается тем, что новому противнику приписываются черты и намерения враждебного этноса. Именно поэтому в России в XIX веке возникло выражение "внутренние турки". Это очень удобный для возбуждения агрессивности образ врага.
Для обоснования этой гипотезы полезно исследовать, например, как воспринимают и оценивают друг друга группы богачей и обездоленных, правящая элита и подчиненные и другие антагонистические социальные группы внутри одной этнической общности. Вспомним также исторический пример: марксисты считают, что конфликты между классами одного и того же общества могут быть острее и непримиримее, чем многие межэтнические и межгосударственные конфликты. Поэтому они призывали пролетариев всех стран соединиться для борьбы против капиталистов и эксплуататоров всех стран. Пролетарии всех стран — братья, но они же — враги всех капиталистов1.