Переход от межэтнической агрессии к внутриэтнической
А. Основная гипотеза
В области психологии и патопсихологии благодаря работам 3. Фрейда, А. Фрейд и других психоаналитиков3, широко известно явление переноса (трансфера) агрессии и других чувств. Из предыдущих глав настоящей книги мы уже знаем, что когда враждебность и ненависть, направленные на подлинного фрус-
Как известно, еще в первой половине XIX века, догадываясь о существовании механизмов атрибуции и пытаясь понять психологическую природу любви, французский писатель Стендаль стал использовать понятие "кристаллизация". Это процесс приписывания любимому человеку таких положительных черт и добродетелей, которые в нем слабо выражены или вовсе отсутствуют. См.: Стендаль.О любви. В кн.: "Психология эмоций. Тексты". М., Изд-~во МГУ, 1984, с. 280-286.
См.: Фрейд3. Избранное. Сост. А. И. Белкин. М., 1990. FreudA. Das Ich und die Abwehrmechanismen. L., 1946. Dollard, J. et. o.,Frustration and Aggression.
От межэтнической агрессии к внутриэтническои
337
тратора, не находят прямого выхода, то связанная с этими чувствами психическая энергия ищет других путей разрядки, другие объекты приложения. Объект агрессии замещается другим и агрессия переносится на этот новый объект. Мы уже знаем также, что с помощью механизма замещения и переноса производится поиск "козлов отпущения", на которых и происходит разрядка агрессии фрустрированной личности или группы.
Исследуя взаимосвязи межэтнической и внутриэтническои агрессии, мы обнаружили, что механизмы замещения и переноса агрессии имеют очень интересные проявления также в сфере межэтнических отношений.
Мы предлагаем следующую гипотезу:когда межэтническая агрессивность не находит выхода и не разряжается, встречая на своем пути непреодолимые преграды, тогда она меняет свое направление и нацеливается на тех людей, с которыми человек имеет непосредственные контакты. Эти новые мишени агрессии — в основном представители своего собственного этноса. Межэтническая агрессия (и агрессивность, враждебность) превращается во внутриэтническую.
Это, конечно, не означает, что в личности межэтническая агрессия совсем исчезает и она начинает переживать теплые, дружеские чувства к недавнему врагу. Эта разновидность агрессии тоже в определенной степени сохраняется в виде комплекса враждебности, презрения и ненависти и ряда других чувств.Но основной заряд первичной межэтнической агрессии, поскольку7 она была направлена на разрядку (иначе личность претерпела бы патологические изменения), направляется на представителей собственного этноса.
Когда это внутреннее изменение происходит не только в психике отдельных индивидов, а у значительного числа представителей этнической группы, мы уже имеем дело с качественно новым этнопсихологическим явлением, которое различным образом проявляется в различных сферах жизнедеятельности этнической общности. Мы полагаем, что в числе этих проявлений в первую очередь надо отметить следующие: а) усиление взаимного отчуждения и дегуманизации; б) усиление, активизация работы механизмов проекции и атрибуции, с помощью которых члены этноса приписывают друг другу различные ОтРИцательные черты и качества; в) усиление тенденции экс-
338 Альберт Налчадмсян
плуатировать друг друга; г) увеличение числа насильственных преступлений. Мы полагаем, что исследование названных и целого ряда других поведенческих последствий преобразования межэтнической агрессии во внутриэтническую позволит раскрыть целую гамму социальных связей, мотиваций и чувств, которые до сих пор ускользали от внимания социальных психологов.
В частности, тенденция, отмеченная в пункте "в", очень сильна среди мелких и средних торговцев больших многоэтнических городов, которые в основном иммигрировали в последние десятилетия из стран Латинской Америки, арабского востока, Турции, Китая, Японии и других восточных стран. Нам лично довелось наблюдать это явление в Нью-Йорке, где каждый посетитель для таких людей - потенциальный объект ограбления.
Известно, что после войны с внешними врагами, когда солдаты возвращаются домой в массовом порядке, особенно если им не удается быстро найти себе мирное занятие, наблюдается рост преступности.Имея конфликты интересов со своими соотечественниками, жизнь и честь которых они на поле боя защищали, они теперь разочаровываются в них (в чиновниках, бюрократах, мещанах), особенно в тех, кто во время войны сумел разбогатеть в основном нечестными путями. У вчерашних солдат появляется сильная ненависть к этим людям. (А что еще могли переживать те солдаты, которых в 1945 году и в последующие годы прямо с фронта или немецкого плена отправили в ГУЛАГ!). "Это и есть те люди, которых мы защищали! Но ведь они намного хуже, чем внешние враги (немцы, турки, азербайджанцы и т.п.). Эти люди тоже не имеют права жить". А если к этому добавляются трудности, связанные с поиском работы и устройства быта, то ненависть, внешняя и внутренняя мотивация агрессивного поведения, уже готовы. Те из этих солдат, уровень морального развития которых и национальное самосознание недостаточно развиты, могут быстро пополнить ряды преступников.
Отмеченные выше явления — деперсонализация и дегуманизация своих соотечественников, отчуждение от них, приписывание им отрицательных черт и усиление взаимной эксплуатации — являются важнейшими социально—психологическими
От межэтнической агрессии к внутриэтническои
339
феноменами, в значительной мере определяющими психологическую атмосферу в этнической общности. Но они еще совсем не исследованы и впервые называются нами в их взаимосвязях с этнопсихологическими процессами, особенно с межэтнической и внутриэтническои агрессией.
Указанные явления появляются всегда, но процветали они в 90-е годы, во время войны в Карабахе, войны в Чечне и в других странах: за спиной сражающихся армий орудовала другая армия — армия чиновников и паразитов, которая старалась наилучшим образом воспользоваться параллельно протекающим процессом приватизации государственной собственности. В этих странах раскрыты многие крупные преступления тех лет, что свидетельствует в пользу нашей концепции. Сходные явления наблюдаются и в других странах. Были случаи ограбления той помощи, которая предназначалась самым необеспеченным слоям народа. Поскольку все такие действия создают угрозу для жизни и здоровья людей, то вполне обоснованно можно считать их агрессивными.
Таким образом, мы видели, что межэтническая агрессия действительно может преобразоваться и стать внутриэтническои. Но поскольку лежащие в их основе комплексы чувств и когнитивных (познавательных) процессов имеют различный состав (об этом мы говорили и в предыдущих главах, при рассмотрении вопроса о психологической подготовке этих двух видов агрессии), то нашу задачу мы можем переформулировать следующим образом: каким образом агрессивная установка к другому этносу преобразуется в агрессивную установку к своему этносу?
Возможно также обратное явление — преобразование агрессивной установки к своему этносу во враждебное отношение к чужому этносу, особенно к соседним народам. Об этом явлении следует говорить отдельно, поскольку' оно не менее интересно и важно.
Б. Автостереотипы, гетеростереотипыи преобразования этнической агрессии
Как известно, две основные разновидности стереотипов — авто-и гетеростереотипы, имеют существенные различия. Раз-
340________________________________________ Альберт Налчаджян
личны не только их объекты: они имеют также структурные различия.
Гетеростереотипы более просты и бедны по своему содержанию, они более гомогенны и монолитны. В то же время автостереотипы более сложны по составу, они более многообразны. Это означает, что существуют подтипы автостереотипов, например, о жителях различных регионов общей этнической территории. Это неизбежно, поскольку между этими подгруппами этноса действительно имеются существенные различия. Они разговаривают на разных диалектах родного языка, имеют местные традиции, даже местный этноцентризм, "земляческие чувства" и т.п.
Поскольку это так, то мы должны конкретизировать нашу гипотезу о превращении межэтнической агрессии во внутриэт-ническую следующим образом (выдвигая дополнительные гипотетические утверждения): а) когда межэтническая агрессия превращается во внутриэтническую, то замена ее объекта (субституция) происходит в результате выборамежду различными возможными объектами. Есть целый спектр потенциальных мишеней — индивидов и групп; б) агрессия в процессе преобразования теряет свой обобщенный характер (хотя бы временно) и становится более селективной и целенаправленной; в) атрибуция качеств и стереотипных представлений тоже происходит выборочно.
Эта дополнительная гипотеза исходит из предположения, что межэтническая агрессия изначально связана с гетеростере-отипами. Каковы эти связи? Если считать стереотипы установками, то можно сказать, что в состав гетеростереотипа входят: а) в его когнитивный блок — отрицательные суждения о другом этносе; б) в его эмоциональный блок — враждебность, ненависть и другие эмоции и чувства; в) в его конативный блок — схема потенциальных агрессивных, вредоносных действий. Поэтому переход к межэтнической агрессии не представляет труда: нужны только новые контакты и фрустрации.
Переход же к внутриэтнической агрессии затрудняется тем, что не у всех индивидов в составе автостереотипов представлены названные враждебно—агрессивные оценки и эмоции. Поэтому мы еще раз предлагаем вниманию читателя утвержден гя> которые были предложены нами в параграфе, посвященьом
От межэтнической агрессии к внутриэтническои
341
психологической подготовке к межэтнической и внутриэтническои агрессии: а) прежде чем совершить внутриэтническую агрессию, человек должен пройти этап психологической подготовки; б) такая подготовка осуществляется с помощью механизмов атрибуции и проекции. Участвуют и другие защитно—адаптивные механизмы, но названные, по нашему мнению, самые главные; в) отрицательные атрибуции направляются на обшие автостереотипы о своей нации (на армян вообще, на русских вообще и т.п.), на отдельные подтипы автостереотипов (на армян Карабаха или Ширакской долины, на русских Казахстана и т.п.). На следующем этапе происходит выбор объекта и преобразование межэтнической агрессии во внутриэтничеакую. Следует сказать, что в новейшей литературе по этнопсихологии уже встречаются данные, в основном подтверждающие нашу концепцию1, хотя эта концепция сама указывает путь, по которому надо идти при накоплении соответствующих эмпирических доказательств.