В. Чрезмерность агрессивной этнической самозашиты
Исследование межэтнических конфликтов в Закавказье и на Северном Кавказе, а также в Югославии, показывает, что в этих и других случаях очень часто используется чрезмерная агрессия,которая уже не только не выполняет нормальную защитно—адаптивную функцию, но и принимает дезадаптивный ипатологический характер.Отметим несколько признаков патологических агрессивных межэтнических реакций: а) перенос агрессии на мирных, беззащитных людей.События в Сумгаите и Баку и в целом ряде других населенных пунктов Азербайджана с 1988 по 1990 гг., чеченский рейд на г. Буденновск в июне 1995 года, террор косовских албанцев против мирного сербского населения, террористические акты в России в 1999 году -Доказательства того, что межэтническая агрессия в этих случаях принимала иррациональный и патологический характер; б) -Зезадаптивная межэтническая агрессия принимает форму сади-
296_______________________________________ Альберт Налчаджян
стических действий, нередко — массового характера, как это имело место в указанных выше случаях. В целом самое иррациональное проявление межэтнической агрессии — геноцид; в) дезадаптивными являются также случаи вандализма, под которым здесь мы понимаем уничтожение конфликтующими сторонами культурных и материальных ценностей друг друга; г) еще одним очень серьезным проявлением патологической межэтнической агрессии является то, что она не только частично превращается во внутриэтническую форму, как мы показали выше, но и принимает вид внутриэтнического террора, последовательного поиска шпионов и предателей, в ходе которого погибает много невинных людей. При иррациональной этнической агрессивной защите поиск "козлов отпущения" производится не только в среде враждебного этноса (в лице его незащищенных членов — детей, женщин, стариков), но и внутри своего этноса.
Межэтнические конфликты и порождаемая ими агрессия принимают особенно крайние и разрушительные формы тогда, когда к этническим различиям присоединяются расовые и религиозные различия, а также соответствующие идеологии и нормы регулирования поведения людей. Сколько бы политики ни говорили о том, что этнические конфликты не являются религиозными, конфессиональные элементы в них всегда присутствуют, иногда становясь главными факторами, порождающими конфликт. Более того, в ходе конфликтов происходят процессы религиозного возрождения и регрессии:этносы как бы нарочно воспроизводят и практикуют те аспекты своей культуры, которые способны еще больше усиливать этноцентризм и религиозные различия и обострить конфликт. Вследствие религиозной и этнической регрессиив прошлое психологические основы противостояния этносов еще больше укрепляются.