В. Чрезмерность агрессивной этнической самозашиты

Исследование межэтнических конфликтов в Закавказье и на Северном Кавказе, а также в Югославии, показывает, что в этих и других случаях очень часто используется чрезмерная аг­рессия,которая уже не только не выполняет нормальную за­щитно—адаптивную функцию, но и принимает дезадаптивный ипатологический характер.Отметим несколько признаков пато­логических агрессивных межэтнических реакций: а) перенос аг­рессии на мирных, беззащитных людей.События в Сумгаите и Баку и в целом ряде других населенных пунктов Азербайджана с 1988 по 1990 гг., чеченский рейд на г. Буденновск в июне 1995 года, террор косовских албанцев против мирного сербско­го населения, террористические акты в России в 1999 году -Доказательства того, что межэтническая агрессия в этих случа­ях принимала иррациональный и патологический характер; б) -Зезадаптивная межэтническая агрессия принимает форму сади-

В. Чрезмерность агрессивной этнической самозашиты - student2.ru В. Чрезмерность агрессивной этнической самозашиты - student2.ru В. Чрезмерность агрессивной этнической самозашиты - student2.ru В. Чрезмерность агрессивной этнической самозашиты - student2.ru В. Чрезмерность агрессивной этнической самозашиты - student2.ru 296_______________________________________ Альберт Налчаджян

стических действий, нередко — массового характера, как это имело место в указанных выше случаях. В целом самое ирра­циональное проявление межэтнической агрессии — геноцид; в) дезадаптивными являются также случаи вандализма, под кото­рым здесь мы понимаем уничтожение конфликтующими сто­ронами культурных и материальных ценностей друг друга; г) еще одним очень серьезным проявлением патологической ме­жэтнической агрессии является то, что она не только частично превращается во внутриэтническую форму, как мы показали выше, но и принимает вид внутриэтнического террора, после­довательного поиска шпионов и предателей, в ходе которого погибает много невинных людей. При иррациональной этниче­ской агрессивной защите поиск "козлов отпущения" произво­дится не только в среде враждебного этноса (в лице его неза­щищенных членов — детей, женщин, стариков), но и внутри своего этноса.

Межэтнические конфликты и порождаемая ими агрессия принимают особенно крайние и разрушительные формы тог­да, когда к этническим различиям присоединяются расовые и религиозные различия, а также соответствующие идеологии и нормы регулирования поведения людей. Сколько бы полити­ки ни говорили о том, что этнические конфликты не являют­ся религиозными, конфессиональные элементы в них всегда присутствуют, иногда становясь главными факторами, порож­дающими конфликт. Более того, в ходе конфликтов происхо­дят процессы религиозного возрождения и регрессии:этносы как бы нарочно воспроизводят и практикуют те аспекты сво­ей культуры, которые способны еще больше усиливать этно­центризм и религиозные различия и обострить конфликт. Вследствие религиозной и этнической регрессиив прошлое психологические основы противостояния этносов еще больше укрепляются.

Наши рекомендации