Этноцентризм, групповой нарциссизм и агрессивность

Конфликты между двумя этносами обычно являются устой­чивыми и обладают тенденцией повторения, поскольку "поко­ятся" на трех "китах": на этноцентризме, стереотипизациии на определенном состоянии общества. Впоследнем имеется в виду в первую очередь несправедливое распределение ресурсов. На- • званные факторы — очень крепкие основы для конфликтов, поэтому и чрезвычайно трудно не только ликвидировать, но даже смягчить их2. Ниже мы рассмотрим роль этноцентризма в возникновении межэтнических конфликтов, но только в опре­деленном аспекте, и выскажем ряд новых идей, которые могли

Этноцентризм, групповой нарциссизм и агрессивность - student2.ru 1 См.: Bullock AlanHitler and Stalin. Parallel Lives. Vintage Books. New York, 1993, pp. 833-843; Wait R. G. L.The Psychopathic God: Adilf Hitler. Da Capo Press, New York, 1993.

3 Tajfel H., Op. cit.

Агресивная этнозащшпа

291

Этноцентризм, групповой нарциссизм и агрессивность - student2.ru бы способствовать развитию этнопсихологии конфликтов и эт-нозашиты.

Этноцентризм — одна из основ межэтнической агрессии. Как этнопсихологическое и социально—психологическое явле­ние, этноцентризм имеет свои корни в психологии индивида. Г. Тэджфил показал, что эти корни сводятся к стремлению ин­дивида иметь положительную я—концепцию и самоуважение. Другой известный социальный психолог, Роджер Браун, отме­тил, что данная человеческая потребность исходит из таких глубин, что трудно вообразить ее отсутствие у кого—либо, кем бы он ни был'.

Конкретизируя данный подход, мы можем сказать, что че­ловек, отличающийся крайним этноцентризмом, должен отли­чаться также нарциссизмом, а нарциссизм всегда сочетается с агрессивностью и нетолерантностью к критике, к попыткам людей как—то влиять на поведение и взгляды такого человека. Итак, здесь нами предлагается концепция (в виде гипотезы), которая сводится к следующим утверждениям: 1) существует не только индивидуальный, но и групповой нарциссизм,и эта разно­видность нарциссизма занимает заметное место в этноцентриз­ме. Можно сказать, что отличающаяся значительным этноцен­тризмом группа очень любит и высоко ценит себя, считает, что другие народы должны служить ей и что она пришла в мир для осуществления особой миссии; 2) индивид—нарцисс всегда сверхагрессивен,нетерпим к фрустрациям, особенно к тем, ко­торые затрагивают его положительную я-концепцию. Он не терпит критику в свой адрес. Это утверждение доказано, на­пример, в области политической психологии на примере поли­тических деятелей—нарциссов2; 3) отсюда — очень важный вы­вод для этнопсихологии: существуют этносы-нарциссы, и та­кие этносы сверхагрессивны. Сверхагрессивными в определен­ные периоды своей жизни бывают различные этносы, но меж­ду этносами по нарцистической агрессивности,по-видимому, существуют устойчивые различия. Так, идеология нацио­нал—социализма, представленная в книге А. Гитлера "Моя

Этноцентризм, групповой нарциссизм и агрессивность - student2.ru ' См.: Brown R.,Social Psychology (The Second Edition). N. Y., 1985. См.: Barner-Barry C. and Rosenwein R.Psychological Perspectives on Politics. Prentice-Hall, Englewood Clifle (N. J.), 1985; ГозманЛ. Я., ШестопалЕ. Б.Политическая психология. "Феникс", Ростов-на-Дону, 1996, гл. 6-8.

292 Альберт Налчаджян

Этноцентризм, групповой нарциссизм и агрессивность - student2.ru борьба", является нарпистической на двух уровнях: а) на уров­не индивида —самого Гитлера, который считал себя "Мессией; б) на уровне всего немецкого зтноса. Доказательством этих ут­верждений является то, что идеи Гитлера об избранности и особой миссии немецкого народа, о его особых правах порабо­щать и эксплуатировать другие народы, были быстро воспри­няты большинством немцев и стали для них руководством к действию. Народная психика была готова и нацистская идеоло­гия стала общенародной': 4) нарциссизм этноса может быть ре­активным,т.е. следствием его дискриминации и других фруст­раций, ответом на эти факторы. В таком случае этнос, усили­вая свой нарциссизм, компенсируетсвои потери иоскорбления и тем самым, особенно с помощью сцепленной с нарциссизмом агрессией, осуществляет психологическую само­защиту. Но это не единственный путь развития этнического нарциссизма. Доминирующее положениеэтноса в обществе или на международной арене тоже может порождать черты нарциссизма, выражениями которого можно считать чувство вседозволенности, стремление унижать другие народы и по­учать их тому, как надо жить и т.п. Подобные черты этничес­кого или национального поведения в настоящее время заметны уамериканцев, англичан, немцев и некоторых других народов. Подобное поведение чревато новыми конфликтами.

Групповой и этнический, а также семейный и клановый, нарциссизм, особенно его этнозащитные аспекты, требуют но­вых исследований. Можно предположить, что этнический нарциссизм как на индивидуальном, так и на групповом уров­нях связан с авторитаризмом. Этот наш "намек" указывает на один из возможных путей дальнейшего исследования этничес­кого нарциссизма.

§ 8.9. Превращения межэтнической агрессии и адаптация

Является ли превращение межэтнической агрессии (МА) во внутри этническую (ВА) адаптивным процессом? К каким по­следствиям приводит такое преобразование? Рассмотрим не-

Этноцентризм, групповой нарциссизм и агрессивность - student2.ru 1 См., например, упомянутые нами труды А. Баллока, Р. Уэйта, Д. Волкогоно-ва и других иследователей.

Агресивная этнозащита

293

Этноцентризм, групповой нарциссизм и агрессивность - student2.ru сколько новых аспектов этой проблемы уже с позиций разви­ваемой в данной главе теории этнической психологической са­мозащиты.

А. Усиление внутриэтнической агрессии и опасность дегенерации

Начнем наше обсуждение с одного утверждения К. Лорен­ца, касающегося межвидовой агрессии. Этот исследователь ут­верждает, что когда у определенного вида животных нет силь­ных соперников, вся его агрессия направляется во внутрь, вследствие чего вид приобретает отрицательные черты1.

Мы считаем, что данное утверждение верно не только для видов животных, но и для различных отрядов человечества -этносов. Например, поскольку в Америке существовали этносы с высокоразвитой культурой (например, племенной союз ин­ков), которые пришли к упадку еще до завоевания материка ев­ропейцами, то можно предложить следующую гипотезу: одной из важнейших причин их упадка — отсутствие более или менее сильных внешних врагов, вследствие чего инки использовали всю свою агрессивность во внутриэтнической сфере. Они ста­ли такими сильными, что уже не оставили вокруг себя достой­ных по военной мощи противников. Их агрессивность уже не находила для себя внешних объектов приложения и поверну­лась своим вектором во внутрь их общества и государства. Мы полагаем, что перед сходной опасностью могут оказаться и со­временные сверхдержавы, моральная деградация которых уже началась (увеличение числа насильственных преступлений и антисублимационных форм поведения — тому убедительное до­казательство).

Еще одна гипотеза, предлагаемая нами, сводится к следую­щему: сходные результаты (насилие, моральная деградация т.п.) получаются и в тех случаях, когда нация фрустрирована, агрессивна, но из~за военно-политической слабости лишена возможности разрядить свою межэтническую агрессивность в конфликтах с другими народами. И в этом случае неизжитая межэтническая агрессия частично превращается во внутриэт-ническую, которая в ходе различных трансформаций и пове-

Этноцентризм, групповой нарциссизм и агрессивность - student2.ru См.: Lorenz К., On aggression. 4th printing. New York: Harcourt, Brace and World, 1967, p. 39.

Этноцентризм, групповой нарциссизм и агрессивность - student2.ru Этноцентризм, групповой нарциссизм и агрессивность - student2.ru 294 Альберт Налчаджян

Этноцентризм, групповой нарциссизм и агрессивность - student2.ru денческого выражения приводит к целому ряду отрицательных явлений и формированию соответствующих черт этноса.

Длительное существование в таких условиях приводит к за­креплению в структуре этнического характера целого ряда от­рицательных черт: повышенной агрессивности, тревожности, трусости, подозрительности, ослабления способности сплачи­ваться перед лицом внешних врагов, нравственной относи­тельности и т.п. Могут появляться также устойчивые психосо­матические нарушения и болезни общеэтнического характера, особенно у тех этносов, у которых традиционная мораль и ре­лигия запрещают когнитивные выражения внутриэтнической агрессии, требуя ее вытеснения и подавления. В подобных случаях в этом обществе получают распространение такие формы саморазрушения, как алкоголизм, наркомания, садома­зохизм и другие. Это иррациональное отношение к себе, са­мо—агрессия, таящая в себе опасность гибели этноса и его го­сударственности.

Наши рекомендации