Этнокультурные различия агрессивности
Одним из источников мотивации агрессивности человека и особенностей его поведения является этническая культура. Тот или иной уровень агрессивности, который закреплен в культуре народа, нельзя считать случайным. Поскольку культура в целом является адаптивно—защитным комплексом, уровень ее агрессивности отражает те этнозащитные процессы, которые в прошлом осуществлялись с помощью агрессии. Поэтому рассмотрим ряд аспектов этой проблемы.
А. "Агрессивные" элементы культуры
Можно предположить, что определенные особенности культуры (формы общения, способы воспитания детей, обычаи и т.п.) таят в себе возможность порождения враждебности между
284______________________________________________ Альберт Налчадмсян
людьми. Какие элементы или черты культуры могут быть "агрессивными"?
Данную проблему на индейском племени хопиисследовал Д. Ф. Аберле'. Он обнаружил, что агрессивнымиявляются некоторые верования людей.Так, хопи полагают, что болезни и смерть, неурожай и другие бедствия являются следствием враждебности людей, их дурных помыслов и прямой колдовской деятельности. Поэтому когда конфликты между членами семьи и между представителями различных семей обостряются и агрессивность сторон усиливается, они начинают обвинять друг друга в колдовстве. Это, по—видимому, усиливает первоначальную агрессию, поэтому итоговая агрессивность зависит не столько от самой структуры межличностных отношений, сколько от атрибутивной проекции друг другу злых намерений. Причем хопи верят, что даже явно не обнаруженная, скрываемая агрессивность, злые намерения человека наносят вред окружающим.
Если, имея сходный подход, исследовать данное явление у христианских народов, то нетрудно видеть, что со времен дохристианских (языческих) религий сохранились верования и действия, которые являются агрессивными и агрессогенными.Например, проклятиякак вид словесной агрессии, предназначены для того, чтобы накликать беду на человека. Многие предпочитают верить в "дурной глаз": "сглазили" — говорят в тех случаях, когда полагают, будто завистливый глаз другого навел на человека беду. Подобные верования, как нетрудно догадаться, основываются на вере в агрессивную природу человека. Можно предположить, что элементы дохристианской культуры сохранились в подсознательной сфере психики индивидов и народов и оказывают заметное влияние на культуру и поведение людей.
Согласно верованиям хопи, скрытая агрессия тоже опасна для окружающих. И поскольку хопи не считают сплетни прямой агрессией, эта форма агрессивного поведения у них чрезвычайно распространена2.
' Об исследовании Д. Ф. Аберле (D. F. Aberie) см. в книге: Современная зарубежная этнопсихология. Реф. журнал. М., 1971, с. 127-128.3 Указ. соч., с. 129.
Агресивная этнозащита
285
Как видно из сказанного, некоторые особенности культуры хопи, в частности - верования, порождают различные формы агрессивного поведения. Это полифункциональные действия, но в них прослеживаются также защитно—адаптивные функции. Однако особенностью агрессивной стратегии адаптации является то, что она легко приводит к обратному результату -дезадаптации.
Наконец, еще одна особенность некоторых этнических культур состоит в том, что в них определенным категориям лиц разрешается более или менее свободно выражать свою агрессию. Если у хопи это колдуны, которым поэтому завидуют, то в современных обществах таким негласным правом пользуются представители правящей элиты и привилегированных социальных групп. Существование таких социальных норм - источник агрессивности. По этому признаку этносы заметно различаются друг от друга.
Б. Агрессивные нации
Если по обилию агрессивных элементов этнические культуры заметно различаются друг от друга, то можно поставить вопрос о том, что есть более или менее агрессивные этносы и нации. Существование определенных социальных норм (явных или подразумевающихся), традиций, способов социализации детей и других "агрессогенных" элементов культуры сообщает явную агрессивность жизни и поведению целого ряда этносов. Поэтому мы можем говорить о существовании более агрессивных и менее агрессивных народов.
Уровень агрессивности нации можно определить с помощью умело организованных социологических и социально—психологических исследований. Такие исследования действительно проводились, о чем свидетельствует следующее сообщение: "Большинство американцев поддерживают инициативу своего правительства о силовом решении иракской проблемы,— сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс. - Как показал опрос общественного мнения, 71% высказывается за применение силы против Ирака. Они считают, что режим Саддама Хусейна с его оружием массового уничтожения должен быть под жестким контролем. 22% не одобряют такой способ решения конфликта, считая, что скандал вокруг Ирака раздувается, чтобы от-
Альберт Налчаджян
влечь американцев от сексуальных похожденийпрезидента США.7% опрошенных просто не имеет мнения на этот счет, сообщает агентство"'.
Поскольку речь идет о применении силы против другой нации, которая считается врагом,можно предположить, что у указанных 71% опрошенных сильно выраженная межнациональная враждебность входит, в качестве личной черты, в более широкий авторитарный комплекс характера.Правда, при определении агрессивности людей и этносов следует иметь четкие критерии агрессивности на уровне индивидов, социальных групп, этносов и многоэтнических больших обществ.
Американцы отличаются также высоким уровнем внутриэт-нической (вернее — внутринациональной) агрессивности. Поскольку американская "нация" — это конгломерат многих этнических групп, то измерение агрессивности американцев воплощает в себе как внутриэтническую, так и межэтническую агрессию. Приводимые ниже данные не дифференцированы в этих категориях, тем не менее представляют определенный интерес. Вот что пишут Р. Бэрон и Д. Ричардсон:
"Около трети состоящих в браке американцев обоего пола подвергаются насилию со стороны своих супругов...
От трех до пяти тысяч детей в СШАумирают ежегодно в результате жестокого обращения с ними родителей...
Ежегодно 4% пожилых американцев становятся жертвами насилия со стороны членов своих семей...
16% детей сообщают, что их избивают братья и сестры...
Ежегодно в США совершается свыше миллиона преступлений с применением насилия, среди которых более 20 тысяч убийств...
Убийство занимает одиннадцатое место среди основных причин смерти в Соединенных Штатах...
Главной причиной смерти чернокожих американцев в возрасте от 15 до 34 лет является насильственная смерть..."2
Как говорится, комментарии излишни!
Есть один устойчивый критерий для характеристики определенного этноса в качестве более или менее агрессивного: это
' См.: газету 'Талое Армении" от 7 февраля 1998 г.
! Бэрон Р., РичардсонД. Агрессия. "Питер", Санкт-Петербург, 1997, с. 22.
Агресивная этнозащита 287
его поведение в ходе длительной истории общения или столкновений с другими народами. Есть народы, которые вновь и вновь доказывают свою повышенную враждебность и агрессивность во все новых конфликтах, которые, кстати, большей частью сами и создают. Историки и писатели тех народов, которые имели несчастье жить по соседству или под владычеством турок, предоставляют нам многочисленные свидетельства о крайней агрессивности и нетерпимости этого этноса. Какими были турки еще в XI веке, когда они впервые появились в Малой Азии, можно судить по сведениям, оставленным историками того времени, в частности, сведениями, которые нам оставил армянский историк упомянутого века Аристакес Ласти-вертци.
"Невозможно описать все бури, пронесшиеся в наши времена, или изложить раздельно все, что случилось в каждом месте, в каждой области или городе,- все, что пришлось перенести нам от язычников. Ни одного дня, ни разу не обрели мы покоя и отдохновения, но все время было насыщено смутами и невзгодами. Со дня на день росли страдания и муки. И все они были настроены злобно, хотя долгие годы провели у нас. Их змеиная злоба не прекратилась, не насытилась подобная огню жадность. Все их помыслы о нас вероломны, слова же преисполнены коварства. И каждое утро они приступали к новым злодеяниям, ибо всеми владела одна мысль — покончить с нами, износив, как обветшалые лохмотья, стереть у себя даже память о нас — не смотреть на нас и не видеть нас живыми. И пусть под ногами их бесследно исчезнут могилы наши..."1.
Вот эта "змеиная злоба" и характерна для этого этноса и только исходя из этого знания и можно понять дальнейшие исторические события — вплоть до наших дней, до геноцида армян, греков и курдов.