Б. Разнообразие межэтнической агрессии
Межэтническая агрессия может быть прямой, косвенной, замещенной, словесной и т.п. В этой области человечество было занято активным "творчеством", процесс этот полным ходом идет и сейчас. Правда, новых открытий мало, старые формы с некоторыми вариациями вновь и вновь повторяются.
1) Межэтническая прямая агрессияв многоэтнических ранжированных обществах — обычное дело. Объектами такой агрессии становятся представители этнических меньшинств: они Для недовольных из доминирующих групп — удобные "козлы отпущения". Об этом и идет речь в приводимой ниже заметке журналиста Н. Месропяна.
"Молодой человек летел транзитом из—за границы в Ереван. Не захотев ночевать в аэропорту, поехал в Москве к родственникам. Следующим утром по пути в аэропорт его на улице взя-
' Adorno Т. W. а. о., Op. cir., p. 320.
242
Альберт Налчаджян
ли милиционеры. Порядком поиздевавшись, они "кинули" его на 100 долларов и только после этого отпустили.
Уверен, мало кто возмутится, прочитав эти строки. Даже, возможно, наоборот — вздохнет с облегчением: в наши дни такие истории часто имеют более печальный финал. Особенно в период "великой лебедевской зачистки". Обещал бороться против преступности "головой", а оказалось, что-речь - об обыкновенной дубинке. И страдают в основном невинные, среди которых, как всегда, много армян...
Чужестранец всегда вызывает реакцию отторжения. Именно в них в первую очередь ищут первопричину всех бед. И не только в Москве. В США к армянам лояльно относились лишь до поры. Точнее, до той поры, пока их не стало слишком много. И пока они, прежде растворявшиеся в огромном котле национальностей, не стали концентрироваться в определенных местах. Например — в Гленделе. Как только их число переходит "опасный рубеж", реакция становится враждебной. В том же Гленделе на стенах армянских заведений недавно появились угрожающие надписи: "Уберитесь, не то...".
А на днях, по сообщению радиостанции "Свобода", полицейские задержали на улице двух армянок и долго издевались над ними. Говорят, именно потому, что те были армянками...'".
2) Замещение агрессии подчиненного этноса.Мы уже видели, каким образом фрустрированныс представители доминирующего этноса замещают свою агрессию и выбирают своих жертв среди этнических меньшинств.
Каким образом выбирают объектов своей агрессии сами этнические меньшинства? Здесь тоже играет роль механизм замещения агрессии и не только потому, что основной фрустратор силен и может наказать за агрессию, но нередко еще и потому, что подлинный фрустратор чисто пространственно недоступен, защищен, находится далеко и т.п.
Поэтому агрессия направляется на близких и слабых, т.е. на другие этнические меньшинства, а если последние были сообщниками главного фрустратора, сила агрессии бывает еще больше.
1 ^'Голос Армении", 3 августа 1996 г., №84 (18001).
Межэтническая и внутриэтническая агрессия
243
Приведем исторический пример. В 1949 году в южно—африканском городе Дурбан чернокожие подняли восстание. Но что удивительно: свою агрессию они направили главным образом не против белых эксплуататоров, а против эмигрантов из Индии и других этнических меньшинств, занимавших в колониальном обществе этой страны средние статусы. Они занимались торговлей и оказывали другие профессиональные услуги, в первую очередь, конечно, диминирующему этносу. Именно с этими людьми ежедневно имели дело африканцы при решении своих повседневных задач. Между ними имело место непосредственное соперничество в сфере торговли и других услуг. Негры считали их самыми непосредственными и зримыми своими "эксплуататорами". И на них направили свою агрессию, когда терпеть лишения уже стало невозможно. Исходя из подобных фактов исследователи считают, что социальная и этническая стратификация общества непосредственно связана с экономической жизнью, с теми отношениями, которые создаются для того, чтобы заработать средства для повседневной жизни.
Знание этого интересного механизма замещения этнической агрессии позволяет лучше понять многие исторические факты, в частности, касающиеся взаимоотношений турок, армян и курдов, живших в Малой Азии, в Османской империи, особенно на территории Западной Армении, которая вот уже долгое время оккупирована турками. Если брать историю этих взаимоотношений в XIX и XX веках, то можно легко увидеть, что нередко курдские племена были для мирного армянского населения (земледельцев, торговцев, ремесленников и др.) более беспощадными эксплуататорами, чем турки. Они жили на исторических территориях армянского народа и все время были рядом. Они были очень опасным инструментом в руках турок для подавления подвластных народов. Грабеж для курдов был обычным занятием. Турки весьма умело использовали курдов и постоянно создавали напряженность и столкновения между Двумя народами. Курды, которые тоже были под гнетом турков и, в общем, ненавидели их, перенесли свою агрессию на армян, надеясь услужить туркам и стать полноправными хозяевами армянских земель. Политически незрелые вожди курдских племен еще не дошли до понимания того, что необходимо общи-
244
Альберт Налчаджян
ми усилиями бороться против турецких угнетателей. Теперь же, во второй половине XX века, курды пожинают плоды своей политической близорукости: в Западной Армении уже нет армян и турки перешли к реализации геноцида и ассимиляции курдов, курды сами стали очередными жертвами межэтнической агрессии турецких националистов. Этнополитика турецких "демократов" такова, что они желают создать моноэтническое государство. Оставшихся курдов ждет участь "горных турков", как их называют турки.
§ 7.5. Психологическая подготовка межэтнической и внутриэтнической агрессии
Агрессия— поведенческий аспект враждебной установки человека к какому—либо социальному объекту. Поскольку агрессивность или враждебность является когнитивно-эмоциональным комплексом,то мы можем говорить о том, что агрессивные действия, как правило, возможны лишь после их внутри-психической подготовки. Возможно, что исключение составляют некоторые из импульсивных агрессивных действий, которые совершаются непосредственно после воздействия стимулов, в том числе и социальных. Но и здесь надо иметь в виду, что непосредственность и быстрота агрессивных реакций в ответ на внешние воздействия еще не свидетельствуют об отсутствии внутрипсихической основы (предпосылки) этих действий. Если враждебная установка существует давно и содержит символический образ врага, агрессивные реакции на появление врага опять-таки могут быть непосредственными и "молниеносными".
Психологическая подготовка агрессии имеет место и тогда, когда речь идет о межэтнической и внутриэтнической агрессии, а может быть в большей степени, чем в других случаях. Проблема, о путях решения которой мы хотим высказать ряд гипотез, следующая: а) с помощью каких психологических механизмов подготавливается этническая агрессия вообще? б) какие существуют различия в механизмах и процессах подготовки этих двух видов агрессии: внутриэтнической, т.е. направленной на членов своего этноса и межэтнической, т.е. на-
Межэтническая и внутриэтническая агрессия
245
правленной на другой этнос в целом или на его представителей и подгруппы.
Наша гипотеза состоит из нескольких утверждений." J) каждый индивид, проявляя враждебность к своему юти чужому этносу, знает, что как тот, так и другой состоит из людей, а человек везде имеет много общих черт. "Человек везде одинаков" - вот логика обычного человека, у которого еще не возникло заметно отрицательное отношение ни к одному их этносов; 2) каждый индивид все же отличается хотя бы некоторым, минимальным этноцентризмом, следовательно "равенство" этносов для него скорее теоретическое, чем реальное и практическое; 3) все же, чтобы вести себя агрессивно по отношению к другому этносу, человек должен устранить это равенствои создать в своей психике образ неприятного этноса, его опасных и несимпатичных членов и т.п.; 4) для этого используются различные психологические механизмы: а) проекцияпозволяет приписать чужому этносу собственные отрицательные черты и, тем самым, как бы освободиться от них, "очиститься"; б) атрибуцияпозволяет приписать другому этносу и его представителям дополнительные черты и, главное, мотивы поведения(это т. н. "каузальная атрибуция"); в) в этих процессах используются отрицательные гетеростереотипы,которые активно воспроизводятся из памяти, или создаются "на месте", или же обнаруживаются в культуре; г) в результате всех этих процессов осуществляется дегуманизацияпредставителей другого этноса, создается образ опасного и агрессивного врага со злыми намерениями, что и оправдывает принятие по отношению к нему превентивных агрессивных мер.Психологическая подготовка агрессии против другого этноса этим в основном завершается.
Но известно, что есть также внутриэтническая агрессия, что люди очень часто в качестве объектов агрессии (жертв) выбирают представителей своего этноса. Если бы мы даже вообразили такую ситуацию, где есть только один этнос, который не имеет представления о существовании каких—либо других этносов, т.е. когда вообще нет каких-либо межэтнических отношений, все же внутри такого изолированного этноса агрессия будет существовать, поскольку будет существовать фрустрация, будут неудачи, столкновение интересов и т.п. Следовательно, и в этом гипотетическом случае проблема психологической под-
246
Альберт Налчаджян
готовки агрессии против членов своего этноса будет актуальной. Поэтому здесь следует вкратце обсудить следующий вопрос: чем отличаются процессы подготовки агрессии против членов своего этноса от тех процессов, которые мы выше описали для случая чужого этноса?
Мы считаем, что таких различий несколько: 1) на свой этнос проецируются главным образом отрицательные автостере-отипы, которые в основном известны каждому взрослому члену данного этноса; 2) если индивид фрустрирован своим этносом, то этносу или его членам приписывается также определенное число отрицательных гетеростереотипов. Например, русский человек, готовя агрессию против представителя своего этноса, может приписать ему черты врага: немца, турка и т.п. Известно, что выражение "внутренние турки" возникло в России в XIX веке для обозначения тех русских, которые заняты вредной для России деятельностью (в те времена турок был типичным врагом для России); 3) при подготовке внутри-этнической агрессии имеют место также процессы самоатрибуции, которые могут быть двух видов: а) индивид вместе со своим этносом дискредитирует и самого себя; б) индивид считает себя исключениемиз общего правила: все плохие, а сам другой, и поэтому страдает и т.п. Выбор того или иного варианта, по нашему мнению, зависит от того, какова идентификацияличности со своим этносом: положительная, отрицательная - или амбивалентная.
При положительной идентификации установка к себе и к своему этносу одинаковы или сходны, при отрицательной же идентификации человек может относиться к себе хорошо, а к своему этносу — отрицательно. Во втором случае имеет место отчуждение, что еще больше облегчает агрессивные действия. Эти идеи нам надо иметь в виду при рассмотрении всех дальнейших проблем, обсуждаемых в настоящей книге.